Объявление предостережения о недопустимости нарушения закона

В соответствии со ст. 25: Закона о прокуратуре в целях предупрежде-
ния правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противо-
правных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной
форме должностным лицам предостережение о недопустимости наруше-
ния закона.

Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором
соответствующему лицу, нарушившему закон или попытавшемуся его
нарушить, требования о прекращении противоправных действий и разъ-
яснении ему возможных для него последствий, если эти действия не бу-
дут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной,
уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от
должности).

Предостережение — самостоятельное правовое средство реагирования
прокурора на нарушения закона, применяемое при осуществлении надзо-
ра за исполнением законов, Это важное средство индивидуального воз-
действия на должностных лиц, совершивших либо пытающихся совер-
шить единоличные противоправные действия (бездействие), не влекущие
по своей общественной опасности уголовной ответственности, но причи-
нившие либо способные причинить вред гражданам либо государствен-
ным или общественным интересам.

Применяя предостережение и тем самым непосредственно обращаясь к
правонарушителям, прокурор располагает большими возможностями для
проведения индивидуальной профилактической работы. При этом он обя-
зательно разъясняет должностному лицу требования соответствующих
правовых норм, нарушенных этим лицом, подчеркивает необходимость не-

допущения подобных нарушений в будущем и напоминает о возможных
последствиях, если противоправные действия не будут прекращены.

Предостережение правомерно рассматривать как одно из правовых
средств разъяснения конкретных требований соответствующих законов
должностным лицам, нарушенных ими, повышения их правовых знаний.

Основная цель предостережения о недопустимости нарушения закона
— пресечение (прекращение) и предупреждение противоправного анти-
общественного деяния, недопущение более опасных правонарушений, в
том числе и преступлений. Это средство не заменяет, но дополняет дру-
гие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережений про-
куроры могут использовать внесение протестов и представлений.

Предостережение в сочетании с другими правовыми средствами по-
вышает результативность реагирования, в большей мере способствует
предупреждению правонарушений.

Предостережение о недопустимости нарушения закона следует
оформлять на стандартном бланке. Оно должно применяться лишь на ос-
новании тщательно проверенных фактов, исключающих предположения
и неясности. При этом от должностных лиц, нарушивших закон или пы-
тавшихся это сделать, обязательно должны истребоваться объяснения.
Собираются также другие доказательства их виновности (объяснения
других лиц, справки, жалобы, заявления).

В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении,
должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлече-
но к ответственности в установленном законом порядке.

Представляется, что предостережение о недопустимости нарушения
закона следовало бы применять и к руководителям коммерческих органи-
заций (управляющим, директорам, председателям и их заместителям). В
связи с этим, на наш взгляд, разумно внести соответствующие дополне-
ния в ст. 251 Закона о прокуратуре.

В плане предупреждения нарушений законов хорошие результаты до-
стигаются, когда вся законоохранная деятельность прокуратуры протека-
ет в условиях гласности. Существенную роль в этом играет информация
о состоянии исполнения законов и принимаемых прокуратурой мерах по
устранению и предупреждению нарушений законов, направляемая в орга-
ны представительной и исполнительной власти.

Повышению эффективности прокурорского реагирования на наруше-
ния законов могли бы способствовать:

•I» более тщательная отработка прокурорами текстов актов прокурорского
надзора и в особенности их мотивировочной и резолютивной частей;

«I» разумное сочетание письменных и устных форм реагирования;

»> совершенствование контроля со стороны прокуроров за выполнением
требований, содержащихся в актах прокурорского надзора;

»3> наделение прокуроров дополнительными полномочиями, направлен-
ными на устранение нарушений законов.

Контрольные вопросы

1. Что понимают под правовыми средствами реагирования прокурора
на нарушения законов?

2. Перечислите реквизиты протеста и представления.

3. Назовите основания вынесения прокурором постановлений и их
виды.

4. В каких случаях прокурор может обращаться с заявлениями и иска-
ми в суды?

5. Какую роль играет предостережение о недопустимости нарушения
законов в предупреждении правонарушений?

6. Какие Вы видите пути повышения эффективности прокурорского
реагирования на нарушения законов?

Наши рекомендации