Использование метода проекта как способа формирования социокультурной компетенции учащихся при обучении английскому языку в общеобразовательной школе
Жаркова Елена, студентка ГБОУ СПО «Чапаевский губернский колледж»,5 курс
Научный руководитель - Агеева Елена Владимировна, преподаватель английского языка
Воспитание языковой личности в социокультурном аспекте требует поиска новых подходов к изучению английского языка. Один из путей реализации нового подхода - включение социокультурного материала в уроки английского языка, то есть такого материала, который позволит формировать социокультурную компетенцию обучающихся.[2;5]
Автор работы определилцельюисследования - изучить эффективность метода проекта при формировании социокультурной компетенции.
Социокультурное образование - новый аспект в преподавании школьных предметов, и связан он с необходимостью формирования социокультурной компетенции, о чем упоминается также в Федеральном государственном образовательном стандарте. Социокультурный подход определяет стратегию изучения языка сквозь призму национальной культуры.[2;13]
Процесс формирования социокультурной компетенции неразрывно связан с основными целями образования: практической, развивающей и воспитательной. Одной из воспитательных задач, способствующих формированию социокультурной компетенции, является задача формирования в современном молодом человеке чувства патриотизма и чувства интернационализма. В процессе изучения английского языка формируется культура мира в сознании человека, изучаются и сравниваются языковые явления, обычаи, традиции, искусство, образ жизни народов. Социокультурную компетенцию необходимо формировать в языковом окружении, что обуславливает актуальность вопроса.[2;25]
Проблема заключается в том, что формировать социокультурную компетенцию вне языкового окружения очень сложно.
Новизна исследования о формировании социокультурной компетенции в языковом процессе заключается в том, что при формировании названной компетенции на уроках английского языка необходимо активизировать мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами и навыками проектной деятельности, для этого необходимо использовать эффективные формы и методы работы в том числе и метод проекта. Учащимся были предложены следующие темы :«Политическая система Англии», «Музеи и театры Лондона», «Проблемы окружающей среды в России и Англии», «Если бы я был гидом…», «Достопримечательности Лондона», «Школа. Школьное образование в Англии» и др.
Использование метода проекта в процессе обучения и воспитания учащихся помогает учителю в формировани социокультурной компетенции. Темы и задачи проекта подчиняются лингвострановедческой тематике.[1;14]
В качестве примера мы представляем проект, выполненный учащимися 9 классов в ходе практики «Пробные уроки и занятия», «A Guide to London»(Путеводитель по Лондону), предложенный авторами учебника для 9 классов В.Н. Богородицкой, Л.В. Хрусталевой. Мы предложили учащимся следующие этапы подготовки проекта:
· обсудить формат путеводителя по своему городу;
· найти подходящий иллюстративный материал;
· организовать выставку (презентацию) выполненных работ;
· обсудить результаты и выбрать из них наиболее интересные и полезные;
· создать продукт проекта - путеводитель по Лондону.
Учащиеся проявили активность и заинтересованность, самостоятельность при подготовке проекта, исходя из этого мы убедились в том, что выполняя проект, учащиеся смогли повысить культуру устной и письменной речи на английском языке (ведение дневника проекта на английском языке, описание достопримечательностей и маршрута, презентация полученного материала), также имели возможность реализовать свои творческие и умственные способности, и в целом, повысить уровень социокультурной компетенции, самостоятельно подбирая информацию по теме. Во время выполнения проекта учащиеся собирали материал, пользуясь как англоязычными, так и русскоязычными источниками.
В ходе нашего исследования мы выяснили, что при работе над проектом учащиеся приобретают навыки работы в Интернете, учатся выбирать информацию из разных источников и выделять главное, приобщаются к культуре своей страны и культуре страны изучаемого языка. Презентация проектов проводится не в форме заготовленных ответов, а в виде фронтального обсуждения, что способствует формированию навыков англоязычной монологической и диалогической речи учащихся, коммуникативной и информационной компетенций.
Содержание проектов способствовало не только развитию интереса учащихся изучению английского языка, но и приобщало их к различным видам культур: к политической, эстетической, экологической, то есть формировалась социокультурная компетенция учащихся.
Таким образом, формирование социокультурной компетенции учащихся при обучении английскому языку осуществляется наиболее эффективно при использовании метода проекта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что мы, студенты специальности Иностранный язык, сможем применить технологию проектной деятельности на практике при обучении английскому языку учащихся общеобразовательной школы и в дальнейшей работе.