Развитие русской культуры в 16 - 17 вв
православная вера.
Важнейшим достижением стало начало книгопечатания на Руси при Иване Грозном. На государственные средства сооружается типография.
Свое дальнейшее развитие получила церковная мысль, продолжились богословские споры между нестяжателями и иосифлянами, в которых звучала резкая критика официальной церкви. Нестяжатели отстаивали более свободное развитие русской мысли. В целом исход противостояния церковников имел принципиальное значение для русской духовной культуры. Иосифляне, взявшие верх в политической борьбе, жестоко расправились с оппонентами методами инквизиции.
В XVI в. складывается жанр исторической песни и исторического предания. Они были посвящены выдающимся событиям того времени: взятию Казани, походу в Сибирь, войнам с Литвой. Героическими чертами награждены Ермак и его казаки, защитники Пскова. Народное сознание нашло те формы, в которых запечатлело эпохальные события своего времени для будущих поколений.
На рубеже XV-XVI вв. итальянское Возрождение оказало свое влияние и на Россию. Особенно это сказалось на архитектуре. В Москве появились итальянские зодчие, инженеры, ювелиры, врачи и прочие мастера. Главным памятником такого влияния стал Успенский собор в Кремле,
В каменное зодчество Московской Руси из народной деревянной архитектуры проникает шатровый стиль. Самый известный памятник шатрового стиля - собор Покрова на Рву или Храм Василия Блаженного (1561).
Влияние церкви сказалось и на развитии живописи. Новаторские стремления, которые проявились в иконописной традиции, были осуждены Стоглавым собором. Необходимость ориентироваться на византийские образцы сковывало творческое начало русской культуры, которая к XVII в. все сильнее стала расходиться с византийской традицией.
Религиозное сознание охватывало все сферы жизни человека. Русь получила от Византии идеи, которые выражали средневековое отношение к миру (исихазм). Средневековая система ценностей, а не идеалы гуманизма и рационализма формировали мировоззрение русского человека. Ренессанс до Московии дошёл очень поздно.
В XVII в. наметилась тенденция к обмирщению русской культуры. Светские мотивы появились в живописи, музыке, архитектуре. Возник даже придворный театр (1672). Стало появляться организованное обучение. Возрастает количество грамотных, особенно среди посадского населения.
Заметные изменения происходят в литературе того времени. На страницах книг появляется новый образ – деятельный человек.. Летописи приобретают вид литературно-повествовательного произведения. Большое место в литературе уделяется разработке идее самодержавия (Ю. Крижанич) государственности (Г. Катошихин) и вопросам веры (протопоп Аввакум).
Новым жанром литературы стали бытовые и сатирические повести. В них рассказывается о судьбах людей разных сословий Высмеиваются негативные черты быта церковников и чиновников
Накапливаются и развиваются знания по математике, медицине, астрономии, географии , экономике (торговля), военному делу. Славянские цифры уступили место арабским.
Зодчество в XVII в. представлено не только каменным строительством, но и новыми видами строительных материалов (фигурный кирпич, изразцы, белокаменные детали).
Стиль барокко, распространившийся в европейской культуре, достиг в конце XVII столетия и России. Он возникает в храмовой архитектуре в литературе . Пышность, великолепие, праздничность, возвеличивание светского начала, как особенности стиля, отвечают новым представлениям в Московской Руси. Новые тенденции утверждались в противоборстве со старыми представлениями, но победа «новизны» была необратима, благодаря преобразованиям, начавшимся в середине XVII в.