Третья закономерность: централизация и децентрализация управления.
Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления означает необходимость распределения задач, функций, полномочий по уровням иерархии управления. Чем выше концентрация и масштабы производства, тем сложнее и важнее становится координация деятельности крупных подразделений. В этих условиях малейшие диспропорции могут привести к серьезным потерям, к нарушению нормального хода процесса производства, и необходимая координация может быть обеспечена только высокоцентрализованной управляющей системой. С другой стороны, рост масштабов производства, углубление его специализации в условиях высокоцентрализованного управления ведет к перегрузке служб субъекта управления и требует делегирования его полномочий нижестоящим уровням, т.е. снижения уровня централизации.
Согласно данной закономерности нельзя считать вообще плохим или хорошим как высокоцентрализованное, так и децентрализованное управление. Для каждого этапа развития производства должен быть свой, оптимальны уровень централизации.
Главное содержание этой закономерности заключается в порядке распределения актов управления по иерархии системы управления и в изменении вариантов этого распределения по мере развития производства. В формальном отношении это, прежде всего, распределение полномочий по вертикали системы управления и делегирование полномочий в процессе управления.
Четвертая закономерность: соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем.
Изменение соотносительности происходит под воздействием как организационных, так и экономических факторов. Они проявляются в увеличении стоимости управления, отражая объективные тенденции процессов повышения технического уровня управления на базе компьютеров и других технических средств управления. Современные организационные и социальные условия предъявляют новые требования к управлению, такие как уровень образования и компетентность, повышая его стоимость. Сложность задач, стоящих перед аппаратом управления, требует расширения состава специалистов, используемых в управлении.
Изменение соотносительности управляющей и управляемой систем является закономерным процессом развития производства и определяется растущим уровнем его организационного, научно-технического и социально-психологического развития.
21. Под принципами управления следует понимать руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе, т.е. правила реализации закономерностей управления.
Принципы управления определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления. В отечественной теории управления к основным принципам относят следующие:
1. Принцип правовой закономерности управленческого решения требует от руководителя знания действующего законодательства и принятия управленческих решений в соответствии с действующими правовыми актами.
2. Норма управления(сфера контроля)представляет собой количество работников, подчиняющихся одному руководителю, и зависит от нескольких факторов:
-типа производства, его сложности и ответственности;
-оснащенности руководителя техническими средствами;
-знаний и опыта руководителя.
Принято считать оптимальной норму управления от 3 до 7 человек.
3. Делегирование полномочий - передача руководителем части полномочий, возложенных на него, своим компетентным работникам. Данный принцип основывается на том, что одной из главных задач руководителя является развитие способностей подчиненных.
4. Принцип соответствия. Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя.
5. Принцип автоматического замещения отсутствующего. Замещение отсутствующего должно осуществляется автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций, чтобы избежать нарушения процесса производства.
6. Принцип повышения квалификации. Возрастающая сложность решаемых задач требует постоянной работы в области роста квалификации сотрудников.
7. Принцип обеспеченности управленческих решений. Любое управленческое решение должно быть обеспечено документально или материально. Оплата работы исполнителя происходит по конечным результатам.
22. В условиях усложнения природы социальных изменений, уплотнения сети взаимосвязей между социальными процессами, протекающими в различных частях планеты, роста коммуникационных и кооперационных возможностей научного знания, все чаще начинают говорить об экономическом и политическом характере этих процессов. Значение экономического и политического аспекта социальных процессов стало возрастать по мере возникновения приоритетов экономической и политической стабильности общества, обусловливающих наилучшие условия для решения текущих социальных проблем. Становление экономики и политологии как научных дисциплин, формулировка ими ряда базовых для них закономерностей и исследовательских принципов позволили обрести реальную методологическую основу для изучения соответствующих процессов, найти возможность контролировать и управлять ими. Социальный процесс - это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса. В процессе столкновения интересов различных социальных групп обнажаются факты доминирования одних групп относительно других, структурирующие взаимоотношения в обществе под действием различных факторов - социальных, экономических, политических, экологических, правовых и пр. Вектор социального процесса определяется неоднородностью в положении социальных субъектов, стремящихся достичь равновесия во взаимоотношении друг с другом. В результате столкновения интересов людей проявляется действие каких-то скрытых сил, возникновение которых вызвано именно этим столкновением. Ожидаемый результат такого столкновения определяет направление вектора, оценку возможных последствий исследуемого процесса. Социальные системы– это: - определенным образом организованные совокупности социальных элементов, располагающих целями и средствами для их достижения; - совокупность социальных факторов различных организационных уровней, обуславливающих тип и характер поведения социальных субъектов. Социальные системы являются источником происходящих в обществе процессов, служащих предметом научного рассмотрения. Основу социальных систем составляют общественные стереотипы, выраженные в виде типовых ориентации представителей отдельных социальных групп, связанных общностью интересов и целей. Как пишет Р. Акофф, «социальные (общественные) системы, например, корпорации, университеты и общества имеют свои цели, содержат части (другие общественные системы или одушевленные организмы), которые также имеют собственные цели и обычно являются частями больших социальных систем, например, корпораций или наций». В целом Р. Акофф выделяет три типа систем, среди которых социальным системам присуща характерная особенность, заключающаяся в общности целевых ориентации системы в целом и составляющих ее частей. 1. Детерминированные - системы и модели, которые ни сами в целом, ни их части не являются целенаправленными. 2. Анимационные (одушевленные) - системы и модели, которые в целом преследуют некие цели, а их части являются нецеленаправленными. 3. Социальные (общественные) - системы и модели, в которых как их части, так и они в целом являются целенаправленными. Социальные системы могут выступать в виде как референтных, так и самореферентных систем. Референтными системами называются такие общности, в рамках которых люди сознательно или бессознательно соразмеряют свои поступки с образцами нормативного поведения в группе, относительно которого ими объясняются причины возможного отклонения от этих образцов. Как правило, референтными системами являются социальные группы, легко устанавливающие друг с другом коммуникационные связи. Самореферентными системами являются такие общности, элементы которых соотнесены исключительно друг с другом, что делает их непрозрачными друг к другу и усложняет взаимосогласование. В качестве самореферентных систем выступают крупные функциональные системы (право, мораль, экономика, политика, религия, наука и пр.). Социальные системы выступают субъектами и участниками социальных процессов. Роль субъекта социальных процессов заключается в определении направлений происходящих в обществе изменений, сознательном сопротивлении им, а также в создании условий для заданного в отношении этих процессов поведения. Можно говорить о трех основных уровнях субъекта социальных процессов, определяющих во взаимоотношениях с объектом различные способы восприятия и оценки таких изменений: личность, социальная группа (сообщество) и культура. Личностьв своем следовании поставленным перед собой целям, гораздо в большей степени, чем любой другой субъект, вынуждена учитывать особенности конкретных ситуаций, составляющих основу локальных процессов, получающих свою когнитивную актуализацию лишь в случае обретения процессом типических черт, формообразующим началом которых являются другие личности. Как система, личность образует вокруг себя совокупность символических ориентиров, создающих условия для выбора ею наилучшего варианта своего поведения. Социальные группы (сообщества)формируют социальные процессы такого типа, когда их источником и направленным объектом воздействия служат масштабные преобразования в обществе. Культураявляется системой особого типа, для которой характерно наличие значительного слоя материальных и духовных предпосылок, служащих формообразующим фактором таких систем.
23. Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений. В основе социально-экономических процессов лежит цикл «инновации-инвестиции», предопределяющий логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кондратьева предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов - роста и упадка. Исследуя социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе, следует выделить следующие свойства: 1. Многомерностъ. Социальные процессы являются чрезвычайно сложными. Их понимание возможно через использование междисциплинарных подходов, позволяющих отобразить многослойный характер общественной жизни. 2. Динамизм проявляется при отображении социальных изменений. Является атрибутивной характеристикой процесса, получающей особый смысл при отображении социальных изменений. Процесс в простейших механических и органических системах основан преимущественно на кумулятивном механизме, отличающимся последовательным и постепенным накоплением формирующихся под действием внешней среды свойств. В социально-экономических и политических процессах кумулятивность изменений зачастую не подтверждается, что обусловлено действием множества факторов, препятствующих тенденции последовательного накопления свойств в ходе эволюционного развития социальной системы. 3. Неравномерность. Динамические свойства социальных систем непосредственно влияют на формирование свойства неравномерности процессов. Социальные процессы зачастую сопровождаются резкими всплесками активности его участников и радикальной сменой направленности. Особенно ярко это свойство социальных процессов передают происходящие в обществе революции или крупные экономические преобразования, способные либо ускорить, либо затормозить развитие общества.4. Многовекторностъ (поливариантность). Социальные процессы по своей сути являются поливариантными, разнонаправленными изменениями. Это связано с наличием широкого круга возможностей, открывающихся в ходе формирующегося социального процесса. Направленность социального процесса не может быть предопределенной. Многовекторность предполагает то, что на реальный выбор вектора влияет множество факторов, в том числе и совершенно случайных. Поливариантность социальных процессов вполне вписывается в общенаучную парадигму бифуркационных процессов, описанную в трудах И. Пригожина и выражающую свойство систем действовать в режиме равновероятных альтернатив. Поливариантность выражается в способности различных систем действовать в режиме равновероятных альтернатив.5. Активность деятельности выражается в том, что организационная система в целом, и ее подсистемы, вплоть до отдельного человека могут:
- иметь свои, не обязательно совпадающие с другими, интересы, потребности, желания выполнять определенную работу; - ставить новые и корректировать свои внутренние цели; - делать выбор о путях и средствах достижения целей; - прогнозировать поведение других систем, их реакцию на различные воздействия;
- воздействовать на другие системы доступными средствами; - обучаться, самосовершенствоваться и саморазвиваться.
6. Целеустремленность означает способность: - вырабатывать структуру и механизмы функционирования, приводящие к достижению цели; - продолжать преследовать одну и ту же цель при изменении внешних условий, изменения средств и методов.
7. Целостность (эмерджентность) системы, которая выражается в том, что коллективная деятельность в организации дает возможность получить результаты, недоступные отдельным элементам организованной системы. 8. Распределенность, которая выражается в том, что: - задачи, функции, права и обязанности распределяются по разным элементам и рабочим местам; - данные подзадачи на местах решаются автономно, и процесс их решения идет совместно во времени; - необходимые механизмы координации и синхронизации, реализующие процессы решения частных задач и обеспечивающие решение общей задачи и достижение цели функционирования организации.
9. Разбиение деятельности организованной системы на процессы: - производственный, который имеет дело с материально-вещественными и информационными потоками; - управления, связанные с преобразованием информационных потоков.
10. Проявление организационной структуры (обычно многоуровневой) органа управления, реализующего механизмы процессов управления.
24. В составе социального управления можно выделить три основные группы функций: информационные, организационные и технологические 1. Информационные функции социального управления – это выработка знаний, оценок, целей и норм которые используются в социальной практике. В информационную группу входят следующие функции социального управления: - Познавательно-аналитическая (заключается в сборе различных знаний об управляемых объектах, обобщении и систематизации знаний для выяснения состояния и дееспособности данных объектов); - Оценочно-экспертная (состоит в выработке оптимальных оценок той или иной деятельности управляемых объектов, выявлении их значимости в данной системе социальных связей); - Прогнозно-целевая (заключается в выработке социального прогноза для формирования оптимальной цели при решении какой-либо актуальной социальной проблемы); - Морально-правовая (связана с выработкой и принятием моральных, правовых и других норм для решения назревшей социальной проблемы); - Документационно-архивная (включает выработку и использование социальных технологий накопления и сохранения необходимой информации).
2. Организационные функции социального управления – это совокупность тех материальных отношений, в которые вступают люди при реализации какой-либо конкретной информации. В организационной группе различаются функции: - Макроструктурного обеспечения (это непрерывный процесс воздействия на управляемых с целью субординации и координации их деятельности на значительных пространствах в интересах достижения наилучших результатов при наименьших затратах); - Корпоративно-технологического обеспечения (установленная схема взаимодействия и координации человеческих и технологических элементов); - Коммуникативно-компьютерного обеспечения (это процесс внедрения компьютерной техники в деятельность государственного аппарата, предпринимательских, коммерческих и иных структур).
3. Технологические функции социального управления – это анализ тех этапов социального управления, которые входят в основу информационно проработанных и организационно обеспеченных управленческих решений в ходе преодоления социальных проблем (рис.2.3). В технологической группе социального управления выделяют следующие функции: - Подготовка социальных решений. - Принятие социальных решений. - Выполнение социальных решений.
25.Классификация социально-экономическихПоложенный в основу классификации функциональный признак позволяет выделить социально-экономические и политические процессы. Особенностью этой классификации является то, что выделенные разновидности получают свою идентичность, благодаря сформированному к ним интересу, отношению субъекта - наблюдателя процесса. 1. Контролируемые и неконтролируемые процессы. Процессы, происходящие в обществе, могут регулироваться в зависимости от потребностей лиц, социальных групп, являющихся активными его участниками. Таким образом, можно выделить контролируемые и неконтролируемые процессы. Контролируемость процесса означает глубокое знание лежащих в их основе механизмов, факторов, условий, способствующих либо усилению их проявления в реальности, либо их ослаблению. Контролируемость социальных процессов выступает в таких формах, как влияние, усиление роли отдельных элементов, моделирование ситуаций и пр. Основными инструментами контроля могут быть: создание институтов, структурирующих определенную модель управления обществом или поддержка ролевых функций, закрепляемых за различными участниками процесса. Неконтролируемые процессы разворачиваются стихийно и не предполагают наличия социальных субъектов, групп, способных независимо от других оказывать направленное воздействие на их вектор. Утрата контроля над протекающими в обществе процессами характеризуется неопределенностью в локализации их инициаторов, вызванной взаимодействием большого числа участников. 2. Сложные и простые процессы. С точки зрения восприятия наблюдателя процессы следует подразделять на простые и сложные. Простыми процессаминазываются такие процессы, которые позволяют предсказать исход различных событий и дать им оценку. Объяснение простых процессов укладывается в известную наблюдателю и научному сообществу схему, позволяющую дать оценку такому процессу, предсказать его исход. Сложными процессаминазываются такие изменения в обществе, для объяснения и оценки которых недостаточно располагаемых наблюдателем и научным сообществом методологических средств. Фактически сложными являются такие процессы, которые состоят из совокупности простых, целостное восприятие которых возможно только на основе синтеза различных подходов к анализу и объяснению этих процессов. 3. Обратимые и необратимые процессы. Важнейшей характеристикой социальных процессов является обратимость. Обратимость определяет динамику циклических процессов. Необратимость проявляется в том, что происходящие в обществе процессы являются неповторимыми (уникальными), и как следствие, не могут быть исследованы с помощью универсальных формул. Свойство необратимости подчеркивается при объяснении социально-экономических и политических процессов прогрессистскими теориями (Г. Гегель, К. Маркс), разделяющими точку зрения о том, что ничего повторяющегося в становлении общества нет; каждый виток его развития уникален сам по себе и не может быть объяснен с помощью универсальных формул. Необратимость процесса задается кумулятивным накоплением включаемых в него свойств и признаков, определяющих качественную неоднородность процесса во времени. 4. Инерционные и направленные процессы. Свойство социальных процессов подпадать под воздействие внешних или внутренних факторов обусловливает их деление на инерционные и направленные процессы. Динамика инерционных процессов определяется непосредственно набором определенных свойств, присущих процессу, обусловленным исходными параметрами этого процесса, в то время как направленный процесс вызывается активным вмешательством в его ход одного из участников, заинтересованного в каком-либо из вариантов его функционирования. Инерционность процесса поддерживается пассивным поведением большинства его участников, неспособных или незаинтересованных в изменении его вектора. Направленный процесс вызывает активное вмешательство в его ход одного из участников, заинтересованного в каком-либо из вариантов его функционирования. 5. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные процессы. Данные процессы характеризуются своей продолжительностью. Процессы подразделяются в соответствии со своей продолжительностью на кратко-, средне- и долгосрочные. Краткосрочный процесс имеет продолжительность, определяемую текущей целью или регламентирующим документом, отводящими процессу узкие рамки ограниченной временем задачи. Как правило, краткосрочным процессам отводятся сроки до одного года, поскольку значительная часть плановых документов (годовых планов, бюджетов, программ) рассчитана именно на данный период. Среднесрочный процесс охватывает социальные изменения в обозримой перспективе, ограничиваемой достижением ряда промежуточных целей, составляющих условия перехода к качественно новому результату, не определяемому изначально. Продолжительность среднесрочного процесса варьирует от 1 до 5 лет, в зависимости от целей инициаторов процесса и состава его участников. Долгосрочные процессы не предполагают, изначально заданного результата и формируются на многосоставной, полифункциональной основе. Долгосрочные процессы, как правило, плохо прогнозируемы и поэтому описываются, главным образом, в форме сценариев. Продолжительность долгосрочных процессов составляет свыше 5 лет.
26. Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития В римском праве "предпринимательство" рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. В частности, он пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что-либо. Принято считать, что одним из первых, кто серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями ("предприниматель" - в переводе с французского "посредник"). В современной экономической литературе четкого определения сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью предпринимательской деятельности. Так, например, в "Большом экономическом словаре" под общей редакцией А.Н. Азрилияна дается следующее определение: "Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица". К сожалению, такой подход господствует сегодня в России и закреплен у нас законодательно, в частности, в законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» , Гражданском кодексе Российской Федерации и др., в трудах отечественных ученых, занимающихся проблемой предпринимательства. Согласно современному российскому законодательству предпринимательская деятельность (или предпринимательство) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [4] . Однако и это определение не отличается полнотой. Предпринимательство можно определять с различных позиций, таких как: · деятельность, направленную на максимизацию прибыли; · инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли; · прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию; · процесс организационной новации в целях извлечения прибыли; · действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли; · специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений. Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом. В этой связи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства. В этом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя , на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль. Предпринимательство — это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес — это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей. Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий:
· с потребителем как основным его контрагентом;
· с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника;
· c наемными работниками;
· с пар
27. 1. Субъекты рыночной экономики.
В современной экономической литературе нередко параллельно используются два понятия "товарное хозяйство" и "рыночное хозяйство". В принципе, здесь нет особого противоречия, поскольку рынок – неотъемлемый компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, равно как без рынка нет товарного производства, т.е. в данном случае одно предполагает другое. Возникновение рынка во многом определяется теми же условиями, которые обеспечили формирование товарного производства, а именно:
- общественное разделение труда. В истории человечества известно три крупных разделения труда: отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли хозяйства; возникновение купечества. В дальнейшем стали дробиться отрасли, постепенно углублялась специализация. Очевидно, что разделение труда предполагает развитие обмена, который постоянно расширялся (сначала – внутри общины, затем – между общинами); - экономическая обособленность товаропроизводителей. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности, которое возникает на основе обособленности интересов. Первоначально такая обособленность возникает на базе частной собственности, но в дальнейшем она начала базироваться и на коллективных формах собственности; - самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Рыночный механизм потребительского рынка представляет сложную систему из: - объектов рынка (товары, услуги, деньги); - субъектов рынка (продавцы, покупатели, посредники, органы государственной власти); - предпринимательской силы; - связей между субъектами (кооперация, конкуренция); - ценового механизма (механизма формирования потребительских цен и распределения экономических ресурсов); - средств принятия согласованных решений (переговоры, контракты, сделки, социологические исследования); - информации о решениях принимаемых на рынке потребителями, производителями, государством). Объектами рынка являются товары потребительского назначения и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги. Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство). Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов. Существуют следующие виды субъектов рынка:1. Домашнее хозяйство. 2. Банки. 3. Предприятия. 4. Государство.
Домашнее хозяйство (экономическая единица в составе одного или нескольких человек) - с одной стороны, является покупателем товаров и услуг, с другой – имеет в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую можно продать или сдать в аренду). Домашнее хозяйство рассматривается как общее хозяйство, которое ведет группа совместно проживающих людей. Как правило, сюда входит семья - малая группа, которая основана на брачном союзе мужчины и женщины или кровном родстве.
В функции домашнего хозяйства входит: 1) получение доходов от продажи факторов производства (например, рабочей силы) и от имущества (арендная плата за жилье и землю, процент по вкладу денег в банк, доход от акций и др.); 2) ведение домашнего хозяйства (работа в подсобном сельском хозяйстве, покупка предметов потребления и услуг, домашнее приготовление пищи и других продуктов, потребление материальных и духовных благ); 3) воспитание подрастающего поколения; 4) “внешние” экономические связи (уплата налогов государству, получение трансфертных платежей, экономические связи с заграницей, включая получение различных денежных переводов, посылок и т. п.).
Банки - это особая, финансово-кредитная организация, которая на потребительском рынке регулирует движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования рынка. Основная функция банков - сосредоточивать у себя денежные средства и предоставлять их в ссуду. Исторически первоначальным делом банков является посредничество в платежах. Они хранят у себя денежные средства предпринимателей, по поручению которых ведут их расчеты с поставщиками и покупателями, вносят платежи в государственную казну, ведут кассовое обслуживание фирм (выдают им наличные деньги для заработной платы и на другие цели). Денежные средства банков складываются из собственных капиталов (они образуют, как правило, незначительную часть всех средств) и депозитов - вкладов клиентов. Депозиты делятся на срочные (вложения на заранее установленный срок и не подлежащие изъятию до его наступления) и до востребования (вклады на текущие счета, которые банк обязан выдать по первому требованию вкладчика).
Предприятие- это экономическая единица, которая: - использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи; - стремится к увеличению прибыли; - самостоятельно принимает решения.
Государство - на потребительском рынке оно представлено правительственными учреждениями, которые осуществляют политическую и юридическую власть, в целях осуществления общественных потребностей. Государство является императивным субъектом рынка, его распоряжения обязательны для всех остальных. Государство в условиях рыночной экономики выполняет регулирующее воздействие следующими средствами. 1. Правовое регулирование. Оно состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур предпринимательства, защиту прав потребителей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов и т.д. Исключительное значение в системе общих регулирующих норм имеют антимонопольное законодательство и дефляционная (направленная против инфляции) политика. 2. Финансовое регулирование. В качестве финансовых регуляторов выступают деньги, налоги, инвестиции, дотации, цены на продукцию предприятий-монополистов. 3. Государственное предпринимательство. Государство является субъектом рынка в крупных научно-технических программах (космос, энергетика, дороги, нацинальная оборона страны и т.п.). 4. Социальное регулирование. Государство устанавливает минимальную заработную плату, создает систему обеспечения занятости населения, индексирует фиксированные доходы (пенсии, сбережения), производит выплаты на социальные нужды. 5. Поддержка средств массовой информации.
28. Предприятие — обособленная целостная система технологических, социальных и экономических отношений, выступающих в качестве хозяйственной единицы — производителя, продаваемых потребителям продуктов или услуг. Это исторически определенная общественная форма функционирования производительных сил, первичное звено общественного разделения труда.Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев:цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый
хозяйственный объект (рис. 1). Структура предприятия определяется следующими
основными факторами:
- размером предприятия;
- отраслью производства;
- уровнем технологии и специализации предприятия.
Какой-либо устойчивой стандартной структуры не существует. Она постоянно
корректируется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры,
научно-технического прогресса и социально-экономических процессов. Оно обладает следующими признаками Во-первых, предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, которое обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия. Во-вторых, предприятие отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом. В третьих, предприятие выступает в хозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами. В четвертых, предприятие имеет право быть истцом и ответчиком в суде. В пятых, предприятие должно иметь самостоятельный баланс и своевременно представлять установленную государственными органами отчетность. В шестых, предприятие должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Предприятие обладает производственно-техническим единством, организационно-административной и финансово-экономической самостоятельностью. Производственно-техническое единство означает взаимосвязь отдельных стадий производственного процесса, в результате которого исходные материалы превращаются в готовую продукцию. Оно предопределяет единую систему технической документации, общую техническую политику, единую систему машин, наличие общих вспомогательных и обслуживающих подразделений. Организационно-административная самостоятельность означает, что предприятие имеет единый коллектив, единую администрацию и обладает правом юридического лица. Финансово-экономическая самостоятельность заключается в том, что предприятие организует свою деятельность на основе самоокупаемости и имеет единую законченную форму учета и отчетности. Предприятия можно классифицировать по многим признакам. По назначению готовой продукции предприятия делятся на производящие средства производства и производящие предметы потребления.
По признаку технологической общности различают предприятие с непрерывным и дискретным процессами производства. По признаку размеров предприятия делятся на крупные, средние и мелкие. По специализации и масштабам производства однотипной продукции предприятия делятся на специализированные, диверсификационные и комбинированные. По типам производственного процесса предприятия делятся на предприятия с единичным типом производства, серийным, массовым, опытным. По признакам деятельности различают промышленные предприятия, торговые, транспортные и другие. По формам собственности различают частные предприятия, коллективные, государственные, муниципальные и совместные предприятия (предприятия с иностранными инвестициями).
29.