Балты и славяне у 6-8стст. Паселишчы на тэррыт Бел. Гаспадрка, гандаль, рамествы. Жыцце и занятки. Вераванни старажытных балтау и славян.
Балты- группа индоевроп-х племен, говорящих на балтийских языках. Сформировались в 3 - 2 тыс-летия до н.э. на террит. Вост. Европы. В конце 3 тыс-летия до н.э. - VI в. н. э. составляли осн. часть населения бел. земель. Балты, кот. жили на территории, объединявшей бассейны рек Вислы, Нѐмана, Западной Двины, Верхнего Поднепровья в большинстве своем были ассимилированы славянскими переселенцами. Соврем-ми потомками балтийских народов являются литовцы и латыши.
Славяне- группа индоевроп-х племен, говорящих на славянских языках. Делятся на восточных (белорусы, русские, украинцы), западных (поляки, чехи, словаки, лужицкие сербы) и южных (болгары, сербы, хорваты, македонцы, словенцы, боснийцы, черногорцы). Первичные славянские племена сформир-сь на тер. Южн. Польши. В 6-8 вв. начали заселять тер. Бел. Заселение бел. земель славянами продолжалось не одно столетие. В конце VII — начале VIII в.на тер. Бел. проникла новая волна слав-х переселенцев. Военные столкнов-я славян с балтами в это время участились. В огне пожаров гибли городища балтов. Прежние жители вынуждены были уйти из обжитых мест, оставшиеся, постепенно сливались со славянами. Близкими были их образ жизни и язык, но славяне нах-сь на более высок. уровне обществ-го развития. У них были плем. вожди, сильное войско. Славяне превосх-ли балтов в землед. и ремесле. Поэтому балты заимствовали лучшее, что видели у своих соседей. Произошла славянизация балтов.
Поселения на тер. Беларуси.Жили в открытых неукрепленных селищах и укрепленных городищах(размещались на возвышенных мысах или холмах, на крутых берегах рек и озер). Сначала городища не имели оборонительных сооружений. Только некоторые поселения обносились деревянной оградой. Позднее стали возводиться валы и рвы окружающие поселение, иногда в несколько рядов. На вершине вала строилась деревянная стена из толстых бревен. В те времена были распространены небольшие наземные и полуземляночные жилища. В центре жилищ размещались открытые очаги, печи-каменки круглой или овальной формы, а так же позднее глинобитные печи без дымохода.Хозяйство. Было развито землед-е и животн-во, долгое время достаточно важн. роль играли охота и рыбол-во, сеялась пшеница, просо и ячмень, выращ-ли лен и коноплю. В начале н. эры появились рожь и овес. Для обраб. земли и сбора урожая исп-ли дерев. соху с железн. наконечником, железн. мотыги, серпы, косы. Разводили свиней, овец, лошадей и коров.Торговля. Еще в бронз. веке возник «янтарный путь». Он связывал Прибалтику со Средиземноморьем. На землях балтов не было месторожд. меди. Они покупали или выменивали ее на янтарь, так же везли на юг лошадей, скот, кожу, мед, воск, были посредниками в торговле мехом между финно-угорскими народами и германцами.Ремесла. Обработка железа, бронзолитейное дело, изгот. глиняной посуды, обработка дерева, камня, кости, прядение и ткачество были наиболее важными занятиями. Мастера создавали бронз. и серебр. украшения по образцам изделий попадавших к ним от других этносов. Верования др. балтов и славян. Древн. славяне - это язычники, обожествлявшие силы природы. Наши предки с глубокой древности верили, что у чел. есть душа. С пом. мифов и преданий наши предки объясняли происхожд. всего живого на земле: людей, животных и растений. Всю жизнь человека в древности сопровождали обряды — спец-ые ритуальн. действия, осущ. при рождении, наступлении совершеннолетия, свадьбе , смерти,землед-ских работах. Их осн. богами являлись: бог Рот - бог неба и земли; Перун - бог грома и молнии, а также войны и оружия; Волос или Велес - бог богатства и скотоводства; Дажбог (или Ярило) - солнечное божество света, тепла и расцветающей природы. Каждое племя имело спец. места (святилище или капище) где молились богам и приносили им жертвы.
№.7.Туров. княжество в 10-13 вв. Отношения с Киевом. Туров.князь Юрий Ярославович. Социально-экономическое развитие.
Тур. княж-во образ. на тер. юж. Бел. в бас. Припяти и ее притоков. Столица княж. - г.Туров( 980 г.)До конца 10 в. Тур. княж-во развив. как сам-ое. Здесь руков. династия князей. Мест. династия исчезла во врем. кн. Влад-ра. В 988г. Владимир выделил Туров сыну Святополку,кот. начал борьбу за его незав-ть. После смерти князя Владимира Святополк становится киев. князем, но Туров оставляет за собой. Полностью подчиненной Киеву Туров. земля была при Ярославе Мудром (2 сын Рогнеды и Владим.) в 1019 г. занял обе должности – Киевский и Туровский. Он отдает Туров своему сыну - Изяславу. Позднее тот становится Киев. Князем, ноТуров оставляет себе. По действов. праву получения наследства туров. князья наслед. киев.престол. В 1113-1125гг. город с землей перешел к наследникам В. Мономаха. Они держали княж-во в кач-ве дополнения к своим осн. владениям. Из летописи известно что в сер.12в. на Туров. престоле уже нах. кн. Юрий Ярослав. Благодаря ему Туров вышел из подчинения Киева и в нем образ. самост. княж. династия. После смерти Юрия Яросл. она была разделена на удел. княж-ва м/ду его сын. – Туровское , Пинское , Дубровицкое , Слуцкое, Клецкае. Причины борьбы киев.князей за тур. престол: 1.Удобное географ. полож. Туров. княж-ва, связи Киева с Западом, плацдарм борьбы с ятвягами, поляками, Литвой, полочанами. 2. Хорошие природ. и клим-ие усл., богат., урож. земли. 3. Туров. престол был плацдармом для перехода на киев. престол, кот. пользовались др. князья ( Святополк Влад-ич в 1015 г., Изяслав Яросл-ич в 1054 г., Святополк Изясл-ич в 1092 г., Вячеслав Владим. в 1139 г.)
Особенностью общ.-полит-ого строя Тур. княж.- наличие в городе князя и посадника, что было еще характерно только для Новгорода Великого. В конце 12 - нач. 14 в. Туров. земля была целиком присоединена к ВКЛ. Соц.-эконом. развитие.В 9 - 12 вв.-феод. уклад (в связи с возник. част. собств-ти и имущ-ого неравенства). Земля, бывшая прежде во владении сел.общины, переходит в част.собствен. старейшин, вождей... Из них форм. класс феодалов.Основные классы-сословия: феодалы; крестьяне; город. торгово-ремесл. население. Сословная иерархия в среде светских феодалов.• Великий кн. Киевский. Удельные князья (Полоц., Туров., Смоленск. и др.), «младшие» родствен. Киев. князя,• Бояре — вассалы удел. князей.. Дружинники — вассалы князей или бояр, владели землёй в удел. и бояр. землях и составл. основу войска. Князю принадл. верх.полит. власть,опирался на поддержку знати-Бояр.думы (совещ. орган, право «вето» по отнош. к княж. решениям). Веча-народ. собрание (права приглашения и изгнания князя, решало вопросы войны и мира). Завис. крест.: челядь(служили при дворе феодала), смерды (полусвобод. крест.), холопы (потеряли лич. свободу), закупы (зав-ть за долги), рядовичи (зависим. по договору). Феодалы, захватывая общин. земли, обращали их в свою собствен. - Феод, кот. мог даваться дружинникам на время службы. Формы феод. землевладения:-вотчинное (с правом продажи, раздела, передачи по наслед.), поместное (с правом времен. пользов. за службу у князя). Расслоение об-ва на феодалов и завис. крестьян свидетел-ало о зарождении у восточ. славянраннефеодального гос-ва. Первым таким гос-вом явл. Киевская Русь, В IX - XII вв. на тер. Бел. происх. возник-ие городов. Причины: отделение ремесла от земледелия; поселение ремесл-ов в местах, близких к источ-ам сырья, развитие обмена продуктами на товары, защита городов от врагов.
Вопр. 8. Внешняя опасность для белорусских земель в первой половине XIII в. Борьба с агрессией крестоновцев и монголо-татарской угрозой.
Внешняя опасность. В XII в. немец. купцы, рыцари и священники высадились в устье Запад. Двины. Здесь в 1201 г. они основали крепость Ригу. В их планах был захват территории языч. племен ливов, латгалов и эстов. Немец. рыцарям в осущ-ии их планов помогала катол. церковь. Их совместными усилиями в 1202 г. был создан военно-монашеский Орден меченосцев. Завоеват. планы крест-ев вплотную столкнулись с интересами Полоцка: племена ливов платили дань полоц. князьям. Здесь же, в ниж. течении Запад. Двины, нах. города-крепости Кукенойс и Герцике,кот.правили князья, зависимые от полоц. князя. Появление здесь немец. рыц. угрожало Полоцку утратой подвласт. ему земель. Летом 1203 г. дружины полоц. князя Владимира осадили немец. крепости Икскюль и Гольм. В том же году князь Герцике совершил поход на Ригу, но безуспешно. В 1206 г. 11 дней полочане с ливами осаждали Гольм и вынуждены были отступить.
В 1208 г. крестоносцы захватили Кукейнос, а в 1209 г. -Герцике. В 1210 г. м/ду риж. еписк. и полоц. князем Владим-ом был заключен д-ор, по кот. Полоцк сохранял свое право получения дани с ливов. Но платить ее обязался епископ. Ч/з 2 года нач. новые переговоры. Владимир потреб. от крест-ев отказ. от крещения ливов. Но добиться своего он не смог. Переговоры законч. тем, что Влад. вынужден был отказаться от Ниж.Подвинья, добившись только свобод. торговли по Запад. Двине. В 1214 г. немцы нарушили д-р, напали на Герцике, но были разбиты литовцами, призванные Полоцком. Чтобы противостоять опасности Полоцк и Витебск установ. политич.связи с Владимиро-Суздальской и Новгородской землями, что позвол. им нанести поражение шведам в битве на Неве в 1240 г., а 5 апр. 1242 г. разбить нем. крестоносцев на Чудском озере.
Монголо-татарская угроза. Во время борьбы Полоц. княжества и Новгородской земли с крестоносцами в восточнослав. земли ворвались - монголы. Основатель Монгол. Империи-Чингисхан - завещал своим потомкам завоевать весь мир. Монголо-татары сумели захват. Китай, Сред. Азию, Закавказье и бол. часть рус.земель. В 1237-1239 гг. монголо-татарское войско под командованием внука Чингисхана Батыязавоевало Северо-Восточную Русь, а в 1240-1241 гг. - Южную Русь. В 1243 г. на Ниж. Волге Батый создал гос-во Золотая Орда. Покоренные рус. земли вошли в состав Золотой Орды. Завис-ть рус. земель выражалась в уплате дани и в том, что золотоордынский хан утверждал особой грамотой - ярлыком – рус. князей в их княжествах. Бел. земли не были серьезно затронуты нашествием монголо-татар, но имеются данные археолог. раскопок о разруш. Гомеля (1239-1240 гг.), летописные свидетельства о разорении Берестья в 1241 г., о набегах монголо-татар на белорус.и литов. земли в 70-е гг. 13 в. и в нач. 14 в.
Глав. целями ордынцев были захват людей в плен, продажа их в рабство и грабеж местного населения. Завоевать и подчинить себе белорусские земли ордынцам не удалось. В союзе с князьями западных земель Руси находились литовские князья, имевшие хорошо вооруженные военные силы. Белорусские земли и Литва сохранили свою независимость и не познали тяжкого ордынского ярма. Разорение Юж. Руси сказалось на судьбах Запад. Руси, земли кот. остались без поддержки южнорус. княжеств. Монголо-татарское нашествие на Русь фактически завершило период существования Древнерус. гос-ва.
Вопр. 9. Языческие верования. Результаты и значение введения христианства на белорусских землях.
Языческие верования. На уровень культуры населения бел. земель в дохрист. период большое влияние оказало язычество. Оно представляло собой комплекс первобытных взглядов и верований. Взгляды населения проявлялись через сказки, былины, мифы и предания. Они давали ответы на многие вопросы: как люди научились выращ.хлеб, приручили живот., узнали о ремеслах, о происхожд. природ. явлений, зарождении нов. жизни и т.д. Всю жизнь человека в древности сопровождали обряды – спец. ритуал.действия, осущест-мые при рождении, свадьбе, смерти и не только. Люди верили в загроб. мир, готовились к переходу в него. До принятия христ-ва у славян было многобожие. Среди восточнославян. богов известны: Велес-бог скота, торговли и богатства,у белорус. он также явл. покровителем загроб. царства; Дажбог, Хорс, Ярила-различ. воплощения Солнца; Стрибог-бог ветра, вихря, вьюги; Мокошь, вероятно, супруга Перуна, богиня плодородия, воды; Симаргл-божество низшего порядка,кот. охраняло семена и посевы; Перун- индоевроп. бог войны, молнии, покровитель мужского начала, князя, дружины. Чаще всего боги представл. в форме человекообраз. идолов (родовые, племенные, личные). Идолов ставили в святилищах(капищи), кот. наход. на высоких холмах, окруженных валами, посреди кот. горел ритуал. огонь. Верили в добрых и злых духов. Во главе злых - черт (бес), упырь, водяной, волколак (оборотень), б. яга. Добрые – лесовик, русалки, духи олицетворяющие явл. природы (Житель).
Рез-ты и значение введения христианства на белорус. землях. В 988гкиев.князь Владимир принял христ-во, как гос. религию. В связи с этим он отказ. от многоженства. Появил. духовенство во главе кот. стоял митрополит, наход-ся в Киеве. Рус. митрополия делил. на епархии(религиозно-христианские округа), кот. руководили епископы. До начала 13 в. на Руси было создано 16 епархий и среди них Полоцкая и Туровская. Историки полагают, что в Полоцке (Витебск, Менск, Орша, Заславль, Браслав,Логойск) епархия возникла ок. 992 г. Имена первых полоц. епископов остал. неизвест. Только в начале 12 в. упомин. полоц. епископ Мина. В 1005г – епархия в Турове (Гомел., Брест, Гродн. обл.). Первым ее епископом наз. Фома. Стали открывать церкви и монастыри: в 12 в. ок. Полоцка Ефросинья Полоц. основала жен. Святого Спаса и муж. Святой Богородицы монастыри; Борисоглебский монаст. В серед. 11 в. был построен Софийск. Собор в Полоцке Всеславом Чародеем. Монастыри стали первыми культур. центрами, где были собраны библиотеки, основаны школы, там работали «скриптории» -- мастерские по переписыв. книг, написан. летописей («Повесть временных лет» -11 в). Особая роль в развитии культуры того времени принадлеж. Кирилле Туров., Ефросинье Полоц., Клименту Смолятичу, Авраамию Смоленскому. Принятие христ-ва было вызвано внешнеполитическими(союз с Византией) и внутриполит-ими (усиление княж. власти) причинами. Нов. религия содейств. объед-ию наших земель, укреплен. государ-сти, камен. архитектуры, храмов и монастырей, книг, иконописей. Способств-ла расширению письменности на понятном языке. Болгары Кирилл и Мифодий созд. славян. азбуку(глаголицу), кот.стала предшествен. кириллицы. Славян. язык стал одним из языков богослуж., образ-ия, науки.
Особенности распростр-ния христ-ва на Бел: переплетение христ-ва с языч. обрядами – двухверье; правосл. церковь приспосабливает языч. верования к своим обрядам и праздникам. В эпоху Киев. Руси происход. формир-ие древнерус. народности, ставшая основой последующ. формир. 3 братских народностей-русской, украин., белорусской.
Культура белорусских земель 9- середины 13 вв. Архитектура. Искусство. Письменность. Памятники письменности. Религийно-образовательные деятели Ефросиния Полоцкая и Кирилла Туровский.
Архитектура. Искусство. Ярким свидетельством высокого уровня развития культуры Беларуси в 9 — 13 вв. являются памятники архитектуры, которые строились вначале из дерева, а после принятия христианства — из камня и кирпича. Наиболее древним каменно-кирпичным сооружением является Софийский собор в Полоцке, возведенный в середине 11 в. . В XII в. были построены Полоцкая Спасо-Преображенская церковь (1-й памятник храм в котором Византийские традиции были переработаны в национальном духе), Бельчицкий монастырь, Витебская Благовещенская церковь, Борисо-Глебская церковь и др. Здания церквей в древности использовались не только для религиозных целей. Там проводились собрания горожан, на которых обсуждались наиболее важные дела, возведение князей на правление. Высокого уровня достигло изобразительное искусство – фреска, мозаика, которыми украшались здания церквей, монастырей. Так же для украшения использовалась плитка и тесаный камень в форме различных геометр. фигур. Таким образом в 9-13вв. на бел. землях сформировались архитектурные школы, которые опирались на опыт киевской, византийской школ и на местные традиции. В этот период были заложены основы градостроительства и оборонительного зодчества. Декоративно-прикладное искусство развивалось под влиянием Византии, однако ремесленники вносили в него и местные черты. Новые социально-экономические отношения, рост торговли и городов способствовали развитию декоративно-прикладного искусства В 12-13 вв. на наших землях насчитывалось около 60 видов ремесел. Изделия из дерева, кости, металла украшались резьбой, инкрустацией в виде различных орнаментов (геометрические фигуры, фантастические звери и птицы). О высоком художественном мастерстве говорят следующие предметы: каменные иконки, украшенные тончайшей резьбой, шахматные фигурки из кости и камня, найденные в Гродно, Волковыске, Лукомле. «Кузнецы по злату и серебру» создавали золотые украшения, покрытые цветной эмалью, изделия из серебра со сканью и зернью, с чернью и позолотой. Дошли до нас серебряные с позолотой колты, украшенные перегородчатой эмалью, височное кольцо, золотой браслет с головками змей. Шедевром древнего бел. прикладного искусства является крест, выполненный по заказу Ефрасини Полоцкой ювелиром Лазарем Богшей в 1161 г. Крест, длиной 51 см, шестиконечный, деревянный, обложен золотыми и серебряными пластинами, украшен перегородчатыми цветными эмалями с изображениями святых, драгоценными камнями и жемчугом. В 12-13 вв. у нас появились иллюстрированные рукописи. Самая известная – Радзивиловская летопись (около 600 рисунков), Оршанское и Лавришеское евангелие. Жизнь наших предков была тесно связана с музыкой, песнями и танцами. Профессионалы, для которых искусство – средство существования, являлись скоморохи (жонглеры, актеры). Они участвовали в княжеских застольях, военных походах и др. Среди муз. инструментов, на кот. играли, были трубы, дудки, гусли, рожки.
Письменность. Памятники письменности. Письменность у наших предков существовала еще до распространения кириллицы. Эта система записи представляла собой примитивное письмо («черты и резы»). Такое письмо применялось для обозначения календарных знаков, Знаков собственности и оно не было приспособлено для записи сложных текстов, поэтому наши предки начали писать греческими буквами, не приспособив их к особенностям славянской фонетики. Важную роль в развитии письменности, образовании всей культуры сыграли в это время монастыри, храмы, монахи и светские деятели. При монастырях и княжеских дворах открывались школы, где дети обучались чтению, письму, основам математики. Свидетельством высокой культуры восточных славян являлись летописи («Повесть временных лет», «Киевская летопись», «Галицко-волынская летопись»). Большое значение принадлежит летописи «Слово о полку Игореве» (1185), в котором рассказывается о походе Новгород - северского князя Игоря на половцев. Развивалось в это время и устное народное тв-во. Существовала также и переводная литература: «Библия», «Евангелие», «Жития святых», повесть про А. Македонского «Александрия». О том, что на белорусских землях существовало много книг говорит тот факт, что в Софийском соборе в Полоцке была большая библиотека, судьба которой неизвестна.
Ефросиня Полоцкая.(1104 – 1167). была дочкой князя св. Георгия, внучкой Всеслава Чародея. Не захотев выйти замуж за неизвестного богатого князя , против воли отца ушла в монастырь. Она организовывала мастерские по переписи книг, открыла иконописную мастерскую, 2 школы. На свои средства Е. Полоцкая основала женский монастырь – «Монастырь св. Спаса» и мужской – «св. Богородицы», 2 церкви, которые стали центром духовности. Особенно известна Спаса – Преображенская церковь. В конце жизни совершила паломничество в Иерусалим, где умерла в 1167 г. Е. П. Первая женщина на Руси, которую церковь канонизовала в святые (заступничество перед Богом). В 1910 г ее мощи были перевезены в Полоцк, где и находятся в Спасо – Преображенской церкви.
Кирилл Туровский. (1130 – 1188). Известный церковно-политический деятель той эпохи, родился в Турове в семье богатых горожан. Получил хорошее образование, постригся в монахи. Праведная жизнь, образованность, умение красиво говорить сделали его проповеди популярным среди простого народа. По настоянию жителей К. Туровский стал епископом. Прославился высоко – художественными проповедями и вошел в историю как златоуст. Из его наследия сохранилось 3 проповеди- притчи, 8 проповедей, 21 молитва. В своих проповедях К. Туровский призывал к знаниям, критиковал обман и зло. Его молитвы были сориентированы на простых прихожан. О нем рассказала летопись «Память святого отца нашего Кирилла епископа Туровского».