Конституционные основы формирования гражданского общества в России
Рассматривая конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации, прежде всего следует обратить внимание на нормы, регулирующие основы экономической системы.
Конституция РФ (ст. 8) устанавливает разнообразные формы собственности, равным образом защищая их.
Основы конституционного строя закрепляют важнейшие характеристики российского государства как демократического, федеративного и правового государства с республиканской формой правления (ст. 1); устанавливают источник государственной власти, принцип неделимости суверенитета и высшие формы осуществления народовластия (ст. 3); формулируют начала федеративного устройства (ст. 4-5); определяют взаимоотношения граждан, государства и общества с закреплением приоритета человека, его прав и свобод (ст. 2). Равным образом закрепляются и иные конституционные положения: признание РФ социальным государством (ст. 7); гарантирование системы местного самоуправления (ст. 12); светский характер государства (ст. 14); забота о природных ресурсах как основы жизнедеятельности народов России (п. 1 ст. 9). Глава об основах конституционного строя, таким образом, составляет первичную основополагающую нормативную базу всех положений Конституции, всего текущего и конституционного законодательства.
Демократическое правовое государство — это общество свободных, полноправных граждан, обладающих неотчуждаемыми, естественными правами и реально участвующих в делах государства. Такое государство характеризуется, прежде всего тем, что в нем человек, его достоинство, права и свободы утверждаются в качестве высших (основных) ценностей с возложением при этом на государство конституционной обязанности их признания, осуществления и защиты, причем личности, из которых формируются структуры государства, это осознают и хотят этого.
Конституционное закрепление народовластия в качестве основы российского общества с развертыванием системы политических, организационных и правовых гарантий — одна из существенных отличительных черт Конституции РФ. Государственная власть не может быть самостоятельна и независима от народа, поскольку она призвана осуществлять его совокупную волю и интересы. Однако нельзя утверждать, что с принятием Конституции РФ 1993 г. народовластие прочно укоренилось в стране. Еще должно пройти немало времени, когда человек воспитанный в новых условиях поймет, что он и есть власть, а не чиновники на различных должностях, пусть даже на выборных. Воспитание этой позиции очень сложная и длительная задача.
Закрепляя организацию государственной власти, Конституция РФ в рамках парламентарно-президентской республики учреждает президентскую власть как наиболее приемлемую в условиях геополитического положения России. Президент РФ — не только символ единства нации, но и гарант общественно-политической стабильности, единства и территориальной целостности страны. Характерным при этом является развитие парламентской демократии как одного из путей утверждения правовой государственности.
На конституционном уровне закрепляются основные демократические принципы организации и функционирования государственной власти – участия граждан в управлении делами государства (ст. 3, 32 и др.), разделения властей (ст. 10), идеологического и политического плюрализма (ст. 13), обеспечивающие необходимую и наиболее полную реализацию народовластия, а вместе с этим — и эффективность управления обществом. Отмеченные выше принципы защищены не только провозглашением их в качестве составной части конституционного строя, но и соответствующими гарантиями. Например, о самостоятельности и взаимодействии ветвей государственной власти, о равном праве граждан на доступ к государственной (муниципальной) службе, о независимости судей и т.д. Они обеспечиваются также конституционным, судебным контролем по вопросам законности, принимаемых на всех уровнях управления решений.
Конституционное закрепление идеологического и политического плюрализма, предоставляя гражданам свободу политических действий, предусматривает определенные ограничения в реализации данного принципа. Для защиты интересов общества вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (п. 5 ст. 13), что для России особенно актуально.
Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что в условиях развивающегося гражданского общества в России, любой народ может найти форму своего самовыражения и развития в рамках федерации без необходимости строить суверенное государство. В единстве сила, возможность свободной экономической интеграции и социального развития государства. Базовый закон (Конституция РФ 1993) провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
Контрольные вопросы
1. Назовите ученых, в чьих теориях зарождалась идея правового государства.
2. Назовите основную ценность, провозглашаемую и обеспечиваемую в правовом государстве.
3. Дайте понятие гражданского общества.
4. Как, на ваш взгляд, соотносятся понятия «правовое государство» и «гражданское общество»?
5. Что подразумевает принцип разделения властей?
6. Перечислите принципы, лежащие в основе гражданского общества.
Библиографический список
Козлихин И. Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб., 1993.
Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учеб. пособие. 2-е изд. М., 2006.
Правоведение: учеб. пособие / Н. Н. Аверьянова, О. Ю. Апарина, Ю. В. Барзилова и др.; под ред. д-ра юрид. наук Г. Н. Комковой. М., 2009.
Правоведение (Полный курс) / Под ред. М. Б. Смоленского. М.; Ростов н/Д, 2004.
Смоленский М. Б. Правоведение: экзаменационные ответы. Ростов н/Д, 2003.
Теория государства и права: Учебник / А. С. Пиголкин. М., 2007.
Теория государства и права: Учебник для студентов / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2006.