Система органов государственного управления (исполнительной власти), правовые основы ее построения
Все органы исполнительной власти образуют единую систему. Основным принципом ее построения и функционирования является централизм, который означает подчинение всех нижестоящих органов вышестоящим, но он сочетается с началами демократического характера, которые проявляются в максимальном учете местных условий и особенностей.
Система органов государственного управления(исполнительной власти) представляет собой основанную на разделении труда совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев аппарата управления, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции.
Систему исполнительных органов государственной власти Республики Беларусь можно представить в следующем виде:
1) Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления;
2) республиканские органы исполнительной власти отраслевой и функциональной компетенции:
министерства;
государственные комитеты;
государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь;
3) местные органы государственного управления:
областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты, местные администрации.
Данная система состоит только из органов исполнительной власти. Однако всестороннее рассмотрение административно-правового статуса органов исполнительной власти (государственного управления) невозможно без учета того обстоятельства, что органы, осуществляющие исполнительную власть (государственное управление), образуют две системы: органов исполнительной власти ииных государственных органов.
По мнению А.Н. Крамника, перечень структурных звеньев системы государственного управления включает:
• Президента Республики Беларусь;
• Аппарат Президента Республики Беларусь;
• Администрацию Президента Республики Беларусь;
• Управление делами Президента Республики Беларусь;
• Совет Безопасности Республики Беларусь;
• Комитет государственного контроля Республики Беларусь;
• Национальный банк Республики Беларусь;
• Совет Министров Республики Беларусь;
• Президиум Совета Министров Республики Беларусь;
• Аппарат Совета Министров Республики Беларусь;
• министерства Республики Беларусь;
• государственные комитеты Республики Беларусь;
• комитеты при Совете Министров Республики Беларусь (ныне государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь);
• Высшую аттестационную комиссию Республики Беларусь;
• Национальную академию наук Беларуси;
• государственные организации (администрация государственных организаций), подчиненные Совету Министров Республики Беларусь;
• органы исполнительной власти на местном уровне: органы местного управления (местные исполнительные комитеты, местные администрации, отделы и управления исполкомов, местных администраций);
органы государственного управления на местах;
• администрацию государственных предприятий, учреждений, организаций.
Внутриорганизационное государственное управление осуществляют руководители структурных звеньев органов, осуществляющих государственное управление. К ним относятся:
• Генеральный прокурор Республики Беларусь, областные и районные прокуроры;
• председатели судов;
• аппарат управления Национального собрания Республики Беларусь.
Перечень структурных звеньев системы органов исполнительной власти (государственного управления) свидетельствует о ее сложности и разветвленности. При этом данная система претерпевает частые изменения, что связано с появлением новых отраслей, их реорганизацией и иными преобразованиями в обществе и государстве.
Правовые основы построения системы органов исполнительной власти (государственного управления) настолько разнообразны, насколько многочисленны все звенья системы. Деятельность каждого из этих звеньев регламентируется многочисленными нормативными правовыми актами: Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» и др. Важное значение для деятельности органов исполнительной власти имеют положения о различных министерствах, государственных комитетах, в которых закреплены их компетенции, и т.д.