Система органов государственного управления (исполнительной власти), правовые основы ее построения

Все органы исполнительной власти образуют единую систе­му. Основным принципом ее построения и функционирования является централизм, который означает подчинение всех ниже­стоящих органов вышестоящим, но он сочетается с началами демократического характера, которые проявляются в максималь­ном учете местных условий и особенностей.

Система органов государственного управления(исполни­тельной власти) представляет собой основанную на разделении труда совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих зве­ньев аппарата управления, каждое из которых обладает относи­тельной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции.

Систему исполнительных органов государственной власти Республики Беларусь можно представить в следующем виде:

1) Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления;

2) республиканские органы исполнительной власти отраслевой и функциональной компетенции:

министерства;

государственные комитеты;

государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь;

3) местные органы государственного управления:

областные, районные, городские, поселковые и сельские ис­полнительные комитеты, местные администрации.

Данная система состоит только из органов исполнительной власти. Однако всестороннее рассмотрение административно-правового статуса органов исполнительной власти (государствен­ного управления) невозможно без учета того обстоятельства, что органы, осуществляющие исполнительную власть (государствен­ное управление), образуют две системы: органов исполнитель­ной власти ииных государственных органов.

По мнению А.Н. Крамника, перечень структурных звеньев системы государственного управления включает:

• Президента Республики Беларусь;

• Аппарат Президента Республики Беларусь;

• Администрацию Президента Республики Беларусь;

• Управление делами Президента Республики Беларусь;

• Совет Безопасности Республики Беларусь;

• Комитет государственного контроля Республики Беларусь;

• Национальный банк Республики Беларусь;

• Совет Министров Республики Беларусь;

• Президиум Совета Министров Республики Беларусь;

• Аппарат Совета Министров Республики Беларусь;

• министерства Республики Беларусь;

• государственные комитеты Республики Беларусь;

• комитеты при Совете Министров Республики Беларусь (ныне государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь);

• Высшую аттестационную комиссию Республики Беларусь;

• Национальную академию наук Беларуси;

• государственные организации (администрация государствен­ных организаций), подчиненные Совету Министров Республи­ки Беларусь;

• органы исполнительной власти на местном уровне: органы местного управления (местные исполнительные ко­митеты, местные администрации, отделы и управления испол­комов, местных администраций);

органы государственного управления на местах;

• администрацию государственных предприятий, учреждений, организаций.

Внутриорганизационное государственное управление осуще­ствляют руководители структурных звеньев органов, осуществляющих государственное управление. К ним относятся:

• Генеральный прокурор Республики Беларусь, областные и районные прокуроры;

• председатели судов;

• аппарат управления Национального собрания Республики Беларусь.

Перечень структурных звеньев системы органов исполнитель­ной власти (государственного управления) свидетельствует о ее сложности и разветвленности. При этом данная система пре­терпевает частые изменения, что связано с появлением новых отраслей, их реорганизацией и иными преобразованиями в об­ществе и государстве.

Правовые основы построения системы органов исполнитель­ной власти (государственного управления) настолько разнооб­разны, насколько многочисленны все звенья системы. Деятель­ность каждого из этих звеньев регламентируется многочислен­ными нормативными правовыми актами: Конституцией Респуб­лики Беларусь, законами Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Бела­русь», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» и др. Важное значение для деятельности органов исполнительной власти имеют положения о различных министерствах, государствен­ных комитетах, в которых закреплены их компетенции, и т.д.

Наши рекомендации