Социально-экономическое развитие древней Руси
В IX–XII в. экономика Древнерусского государства характеризуется как период раннего феодализма. Данный период связан с началом зарождения самой основы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским хозяйством. Происходит решение самых основных вопросов, касающихся всего населения, таких как производство продукции, порядок сбора налогов, прохождение военной службы. Ведь ядром «земли русской» является сельское хозяйство, занимающее главное место в экономике Киевской Руси. Основу его составляло пашенное земледелие. Если сравнивать с первобытно-общинным строем, то в это время техника земледелия была значительно усовершенствована. Обработка земель в южной части, где преобладали благородные черноземом участки земли, производилось плугом (или ралом), на севере использовали соху. Земледелие играло первостепенную роль в жизни Древней Руси, поэтому засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности – житом (от глагола «жить»).
К IX—Х вв. появилась и стала применяться переложная система, при которой пашня на некоторое время забрасывалась. Получили известность двуполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами.
Старые традиции обработки земли также сохранились в лесных районах (подсечное или огневое). В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, свиньи, овцы, козы и домашняя птица.
Характерной чертой было и то, насколько развито товарное хозяйство, ведь производилось практически все необходимое для жизни. Развивались ремесла, центром которых, конечно, стали города, однако отдельные отрасли развивались и в селах. Главенствующую роль занимала черная металлургия по той простой причине, что Древняя Русь была богата болотными рудами, из которых добывалось железо. Проводились всевозможная обработка железа, изготовление из него многочисленных вещей для хозяйства, военного дела и быта, при этом применялись разнообразные технологические приемы: ковка, сварка, цементирование, обточка, инкрустация цветными металлами. Однако наряду с металлургией большой толчок в развитии произошел и деревообрабатывающих, гончарных, кожевенных ремеслах.
Таким образом, металлургия и сельское хозяйство становятся прочной опорой и основной статьей экономики Киевской Руси.
Билет 4.
Важнейшим мероприятием, проведенным князем Владимиром (980-1015), явилась религиозная реформа.
Проводя религиозную реформу, князь Владимир стремился укрепить государство, сплотить разрушавшийся межплеменной союз и сохранить в нем господствующие позиции киевской знати.
Было предпринято 2 попытки религиозной реформы:
1) языческая реформа 980 г., которая не решила поставленных перед ней задач. Суть ее заключалась в том, чтобы собрать всех богов, которым поклонялись различные племена, и составить в Киеве пантеон, обязательный для всего государства;
2) введение христианства (988).
Историки называют различные причины обращения Владимира именно к христианству. По мнению ряда ученых, при крещении Руси Владимир руководствовался не только соображениями государственной пользы. Он обратился к христианству искренне. Возможно, в результате раскаяния в совершенных злодеяниях (убийство брата Ярополка, княжившего в Киеве, и захват киевского престола), усталости от разгульной жизни (Владимир проводил много времени в шумных попойках за пиршественным столом и в покоях своих многочисленных жен и рабынь-наложниц), ощущения духовной пустоты. Став христианином, Владимир крестил и Русь. На это решение повлияло и стремление киевского князя упрочить внешнеполитическое положение Руси. В любых сношениях с христианскими государствами языческая держава неизбежно оказывалась неравноправным партнером, с чем Владимир не хотел мириться.
Киевляне, среди которых было немало христиан, восприняли переход в «греческую веру» без явного сопротивления. Спокойно отнеслись к крещению жители южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.
Гораздо большее сопротивление религиозные новшества встретили на севере и востоке. Так, новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991), высмеивавшего языческие верования. Для их покорения Владимир послал отряды, возглавляемые Добрыней и Путятой: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Жители Мурома отказались впустить в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель.
Причины сопротивления северных городов христианизации:
• там сложилась религиозная языческая организация (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленные группы жрецов - волхвов, кудесников);
• настороженное отношение новгородцев и ростовчан ко всем распоряжениям, исходившим из Киева.
Однако далеко не сразу христианство утвердилось в сознании людей, особенно в деревнях. На протяжении веков сохранялось двоеверие Руси: христианская вера сочеталась с верой в прежних языческих богов. Стремясь облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники. Так, языческим по происхождению является праздник масленицы. Праздник Ивана Купалы, знаменовавший приход лета, слился с днем святого Иоанна Крестителя. Поклонение громовержцу Перуну сменилось почитанием Ильи Пророка, покровителем скота вместо Велеса стал святой Власий. Эти верования прочно вошли в русское христианство.
Значение принятие на Руси христианства:
1) Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси.
2) Изменился быт людей.
3) Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.
4) Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности.
5) Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть. (пример Византия).
6) Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.
Билет 5.
Международные отношения Киевской Руси IX-XI вв. (статья)
Международные отношения на Руси как неотъемлемая часть и орудие внешней политики появились и развивались одновременно с зарождением и становлением русского государства, история которого ведется с образования Киевской Руси в IX веке. Приблизительно к половине IX в. внешние и внутренние отношения в торгово-промышленном мире русских городов сложились в такую комбинацию, при которой охрана границ страны и внешняя торговля стала их общим интересом, подчинившим их князю киевскому и сделавшим Киевское варяжское княжество зерном Русского государства. На просторах Восточной Европы начала складываться новая ведущая политическая сила - Древнерусское государство, или Русь, как его в ту пору именовали.
Киевская Русь - так называют историки государство древних славян с IX по XI вв. с центром в городе Киев. Но в понятие Киевская Русь входит не только город Киев с окрестными землями, но и все города и поселения восточных славян - предков украинцев, белорусов, и русских.
До XII в. границы Киевской Руси не были четко обозначены. И если на севере и юге они определялись по географическим рубежам Белого и Черного морей - то на западе и особенно на востоке они были весьма условными. При этом часть границ на западе еще можно было считать более или менее определенными, поскольку они отделяли Киевскую Русь от ранее образовавшихся государств - Польши, Венгрии, Чехии. По всему остальному периметру не было никаких разграничений, т.к. Русь окружали земли народов и племен, находившихся на более низкой ступени развития, которые не имели своей государственности, либо знали только ее начальные формы.
По свидетельству историков (С.Ф. Платонова, И.Я. Фроянова, В.О. Ключевского и др.), объектами внешней политики и внешних связей Киевской Руси было в общей сложности около четырех десятков различных государств, княжеств, союзов и племен, из которых около трети составляли западноевропейские монархии и империи, почти полтора десятка - русские княжества и остальная часть - малые народности и племена. Подавляющее большинство соседних неславянских народов находилось в той или иной вассальной зависимости от Руси и платило ей дань. Другим, как, например, варягам и уграм, Киевская Русь платила дань сама. В соответствии с этим определялись и различные функции древнерусских международных отношений: одна в отношении соседних малых народов, не имевших своей государственности, другая - в отношении уже сформировавшихся государств.
Так, например, по особому складывались отношения с могущественной Византией. Заметной вехой в развитии международных отношений стало направление в 838 г. русского посольства в Константинополь. Впервые Русь была представлена при дворе византийского императора Феофила как государство. Главной целью посольства руссов было установление прямых контактов с центральным правительством Византии. Известный историк Шахматов А.А., посвятивший почти полжизни изучению истории и летописания Киевской Руси, свидетельствует, что в Византии доброжелательно встретили недавних противников. Посольству был оказан достойный прием, о чем свидетельствует внимание, проявленное к нему со стороны верховной власти, позаботившейся о его безопасности и снабжении продовольствием, а также продолжительность его пребывания в греческой столице, что в полной мере соответствовало и планам Империи (она рассчитывала превратить Русь в союзников в борьбе со своим давним врагом - Арабским халифатом).
Однако посольство не привело к решению принципиальных вопросов взаимоотношений между двумя государствами. Могущественная Византийская империя не признавала складывающееся древнерусское государство. Важную роль в становлении русской государственности, развитии дипломатической системы Руси, расширении ее внешних связей и повышении престижа сыграли переговоры, состоявшиеся после успешного нападения руссов на Константинополь в 860 году, и первый в истории Древней Руси мирный договор о «мире и любви», заключенный с Византийской империей. Впервые русское войско осадило Константинополь, этот богатейший город, где находились огромные ценности. Русь, ранее довольствовавшаяся локальными нападениями на византийские владения и заключением частных соглашений с имперскими чиновниками, добилась переговоров с греками у стен Константинополя.
По словам историка Б.Д. Грекова, именно этот факт изменил характер отношений Византии и Киевской Руси. В ходе переговоров с Константинополем руссы шаг за шагом осваивали сложный дипломатический арсенал Империи, создавая при этом свои внешнеполитические стереотипы. Они сумели добиться того, что Византия отнеслась к своему партнеру как суверенному образованию и признала Русь в качестве нового восточнославянского государства. Согласно условиям договора между двумя государствами устанавливались мирные отношения, уплата Империей дани Киевской Руси, а также договоренность о крещении Руси. Христианская греческая миссия была допущена на Русь. Договор включал, кроме того, союзное обязательство Киевской Руси по отношению к Византии. Тем самым было положено начало выхода Руси из полосы изоляции, в которой оказались восточнославянские племена после нападения аваров, а позднее в связи с зависимостью от хазар.
Как отмечают большинство известных историков, такие как А.А. Шахматов, В.Т. Пашуто, В.О. Ключевский, Б.Д. Греков и другие, внешнюю деятельность первых киевских князей направлял преимущественно экономический интерес. И эта деятельность была направлена к двум главным целям: 1) к приобретению заморских рынков, 2) к расчистке и охране торговых путей, которые вели к этим рынкам.
Главное, чего добивалась древнерусская дипломатия на подвассальных территориях, - сохранения там внутренней структуры власти и развития торговли, а позднее - распространения христианства.
Иначе обстояло дело с ближними соседними государствами, с которыми «держава Рюриковичей» стремилась наладить выгодные связи. Олег (882 - 912) правил, «мир имея ко всем странам» (из «Повести временных лет»). Владимир Святославич (980 - 1015) имел добрые отношения с правителями Венгрии и Чехии. Особенно тесные связи Киевская Русь поддерживала с Польшей. Оба государства, несмотря на разногласия из-за Пруссии, отказались участвовать во враждебных друг другу коалициях и сумели прийти к тесному союзу, скрепленному и подтвержденному серией договоров. Устойчивые международные отношения сложились у Киевской Руси с государствами Поволжья - Булгарией и Хазарией, на Кавказе - с Дагестаном; на севере - со скандинавскими странами - Швецией и Данией. Изредка прерываемые конфликтами, эти отношения неизменно возобновлялись и укреплялись династическими союзами с последующим ростом взаимных политических и торговых выгод. Менее регулярными и стабильными были международные связи с дальними странами - Германией, Францией, Англией и Италией.
Оживленными были и торговые связи Киевской Руси. Они простирались от Фландрии и до Югорской земли и от Скандинавии до Константинополя. Ладьи с воском, медом, мехами и прочими предметами экспорта обычно снаряжались в заморские плавания в Киеве или ближайших к нему городах на Днепре. Русских купцов хорошо знали на Востоке, в Центральной и Северной Европе. Их сухопутные караваны возили свои товары в Багдад и Индию. По Черному морю русские военно-торговые экспедиции ходили в Болгарию и Византию.
Стремясь закрепить дипломатический успех руссов, киевский князь Олег вновь послал в 911 году в Царьград (Константинополь) «своих мужей», которые по прибытии в столицу были приняты правящими императорами Львом VI и его братом Александром. На посольской конференции 911 года переговоры завершились подписанием развернутого общеполитического договора, в котором впервые в письменной форме были зафиксированы конкретные статьи взаимоотношений двух государств в юридической, экономической, политической и военной областях. По договору Империя получила, в частности, право принимать на службу русских дружинников.
Связанная с Византией союзническими обязательствами Русь предприняла в 912 году поход в районы Южного и Юго-Западного Прикаспия. Сахаров А.Н. в своем труде «Дипломатия Древней Руси» отмечает, что успешное наступление стало возможным в значительной степени благодаря дипломатическим усилиям руссов, сумевших обеспечить «транзит» дружины по территории Хазарии. Позже русская дипломатия не раз использовала печенегов, аланов и другие народы Северного Кавказа в различных политических комбинациях на востоке.
В 944 году Киевская Русь, желая добиться полного равенства с Византией, предприняла новый военный поход на Константинополь и снова добилась успеха. Византийское правительство через своих дипломатов обещало великому князю Игорю выплатить дань по прежнему соглашению. Более того, оно направило официальное посольство в Киев с целью выработки условий нового договора, где, согласно летописи, Игорь «глагола с ними о мире». Затем русское посольство отправилось в Константинополь, где были продолжены переговоры с греческими «боляре и сановники». Так, впервые в русской практике международных отношений использовалась форма направления ответного посольства.
Организовав прощальную аудиенцию для греков, руссы восприняли дипломатический опыт не только Византии, но и международную практику. Договор о мире, дружбе и военном союзе не был обоюдовыгодным, хотя отдельные его статьи и пронизаны духом компромисса. Русь подтвердила свой политический и торговый статус в Византии, но потеряла важное право беспошлинной торговли. Вместе с тем, она добилась официального признания своего влияния на северных берегах Черного моря, и в частности в устье Днепра. Большим успехом руссов стало и то, что из договора исчез титул «светлость», который ставил киевского князя в один ряд с малозначительными владетелями. Игорь был титулован как «великий князь русский», что указывало на возвышение его политического престижа в глазах Империи и среди восточноевропейских государств.
Высокое искусство укрепления международных отношений проявила после смерти своего мужа великого князя Игоря княгиня Ольга, соединившая в себе все качества умной и редкой государыни (890 - 969). Стремясь еще больше повысить авторитет великокняжеской власти и поднять престиж Руси, она решила получить обряд крещения в Византии. С этой целью Ольга отправилась в Константинополь во главе многочисленного и пышного посольства.
9 сентября 957 г. ей была назначена аудиенция у императора Константина Багрянородного. Изучив летописи тех времен, А.А. Шахматов пришел к выводу, что прием княгини полностью соответствовал церемониалу других иностранных правителей. Обстановка во дворце была чрезвычайно торжественной и помпезной, во время приема присутствовал весь двор. После этого для княгини были сделаны некоторые отступления от правил. Ольга без сопровождения приблизилась к трону и беседовала с императором стоя, а не пала перед ним ниц, как полагалось и как это сделала ее свита. Вскоре великая княгиня была приглашена на встречу с императорской семьей, во время которой и состоялся разговор с императором, ради которого она и прибыла в Константинополь. В семейном кругу Ольга удостоилась чести сидеть в присутствии императора, что считалось высокой привилегией, которая предоставлялась лишь коронованным особам.
В беседе с Константином Багрянородным Ольга обсудила процедуру предстоявшего обряда крещения. Вскоре она крестилась в присутствии императоров Константина Багрянородного и Романа в главном Константинопольском храме и получила благословение патриарха Полиевкта.
Таким образом, годы княжения Ольги характеризовались расширением международных связей Киевской Руси: были укреплены отношения с Византией, произведен обмен посольствами с германским императором, значительно расширены торговые связи Киевской Руси.
Вопросы государственного престижа Руси, расширения ее международных связей продолжали постоянно оставаться в центре внимания киевских правителей. Укрепление и расширение международных отношений достигалось разными путями: ценою политических сделок и уступок либо с помощью военной силы. Иногда о войне открыто оповещали противника, однако чаще войны готовились скрытно, а военная переписка велась тайно. Дипломатия той поры была отнюдь не примитивной, она носила печать своего времени. Средства, способы и формы, используемые ею, совершенствовались по мере становления государства (В.Т. Пашуто).
Уже в те далекие времена, участвуя в походах против арабов и норманнов, угрожавших союзной Византии, Русь не забывала и о собственных интересах, укрепляла свое влияние не только на Кавказе, но и на Средиземном море, воздействуя на германо-имперскую борьбу за Италию. Попытка греков столкнуть кочевников с Русью также закончилась провалом. Оттеснив Византию, руссы сумели удержать лесостепную границу и взять под контроль политику в отношении кочевников, превратив хазар, печенегов, торков и значительную часть половцев в своих союзников. В ход шли клятвы, подкупы и раздача пограничных земель, организация пышных приемов для послов, подарки и т.д. Немало половецких девушек- «хатуней», приняв православие, стали русскими княгинями. Широко используя дипломатию в международных отношениях с другими странами, руссы сохранили также свои позиции на главных торговых путях по Волге, Дону, Днепру, Днестру, Серети и Нижнему Дунаю.
И в заключение необходимо сказать, что в сложной системе международных отношений Киевской Руси важное место занимали брачные союзы. Так, Ярослав Мудрый (1019 - 1054) был женат на дочери шведского короля Олафа Ингигерде, его старшая дочь Елизавета была замужем за норвежским королем Гаральдом, средняя - Анна - за французским королем Генрихом I, после смерти которого она стала регентшей Франции; младшая Анастасия - за венгерским королем Андреем. Заметный след оставили русские княгини в политической жизни Польши, Литвы и других стран. В свою очередь, русские князья, стремясь укрепить отношения Руси с иностранными государствами, нередко брали в жены девушек из царских и королевских фамилий.
Таким образом, подытоживая свой доклад на тему «Международные отношения Киевской Руси IX-XI вв.» хочется отметить, что князья древнерусского государства всячески стремились к расширению границ своего государства, к укреплению политических и экономических связей, и главное к развитию торговых отношений с заморскими рынками.
Билет 6.