Трудовое и земельное право в период создания советского гос-ва
- Трудовое право.
Что-то было – фабричное право – ещё до октябрьской революции, действовало в промышленном труде. В советский период были приняты первоочерёдные декреты, которые кое-что поворачивали по-другому.
Декрет о 8-ми часовом рабочем дне. Он регулировал не только рабочий день, он регулирует кое-что ещё, а именно, возраст привлечения к труду. В дореволюционном законодательстве – с 10 лет. Согласно же этому декрету обязанность трудоустроиться с 16 лет, можно же было работать с 14. Планировалось повышать этот возраст в идеале – к 1919 году – с 19 лет, с 1920 – с 20. Ведь физический труд неблагоприятно для молодых людей, учится надо в это время, в первую очередь, учёба. Это так и не осуществилось.
Рабочий день. Вместо 11, 5 часов мы получили 8. Однако по декрету допускались и сверхурочные работы, к которым не привлекались женщины и подростки.
Этот же декрет касался времени отдыха. Ещё до принятия первого советского кодекса отдых должен был составлять как минимум 42 часа в неделю, почти двое суток. Выходные и праздничные дни – были установлены не только новые советские праздники, но и сохранено дореволюционные праздники. До октября 1917 года государство не было светским.
Страхование. Речь идёт о соцобеспечении. Это больничные листы – человек не работает, а деньги платятся. До революции у нас страховались и определённые случаи жизни рабочих. Например, у нас страховались несчастные случаи. «Плата на погребенье», по инвалидности. Большевики придумали новое, чего раньше не было и нигде в мире этого не было. Это ноябрь-декабрь 1917. Там вышел целый пакет документов. Все страховые платежи дореволюционности увеличивались на 100%, то бишь вдвое. Добавилось страхование по безработице – при увольнении предприниматель должен был из всероссийского фонда безработных выдать сумму. Эти страховые фонды пополнял сам предприниматель. Идея была в том, чтобы дороже уволить, чем оставить на месте. Идея была в том, чтобы не увольнять. И страхование по болезни. Вот ,например, работницы текстильных фабрик. Они дышали хлопком, а это в дальнейшем сказывалось на их здоровье.
До национализации страхового дела – конца 1918 года – фонды формировали сами предприниматели. То есть либо государство, либо собственники. Для контроля были образованы страховые присутствия, такой специальный коллегиальный орган.
Заработная плата. Большевики пошли вот по какому по пути. Они впервые вводят тарификацию труда. Впервые – на металлические предприятия города Петрограда. Рабочие делились на 5 тарифных групп, 1 группа – получала по максимуму, 5 – по минимуму. Различалось (относительно крайних групп) примерно в 2 раза.
Учёт и распределение рабочей силы.
Большевистская идея была в том, что кто не работает, тот не ест. Нетрудящийся да не ест. А это значит, что каждый гражданин должен быть на учёте. И этим занимались биржи труда.
Биржи труда – явлении не новые не новые для России. Советская власть ввела обязанность бирж посредствовать между работодателем и устраивающимся. Безработный в таком случае вне права отказываться от работы. Если ему предложили, то он обязан принять её. Санкции – лишение пайка как безработного. Таким образом, приходилось идти на ту работу, которую приходилось и снег чистить, и дрова колоть и т.д. Самое любопытное, что для удостоверения выполнения трудовой повинности подавались расчётные книжки. Это документ, в ней делались пометки о выполнении трудовых повинностей. Они заводились даже для нетрудящихся.
- Земельное право.
Всё – таки землю – крестьянам. Решение проблемы собственности. Решаем её очень просто и понятно. Декрет о земле упраздняет навсегда частную собственность на землю. Соответственно собственника мы не увидим до 1919 года – тогда впервые мы услышим, что собственник – государство. А почему? Потому что, до марта 1918 года, что в правительстве были левые эсеры, в программу которых это не входило. Была прописана «социализация» - чисто эсеровский термин, земля переходит в общенародную собственность. Важен вопрос о землепользовании.
Февраль 1918 года – декрет «О социализации земли». Он называется вполне по эсеровски. Там прописано, с какими целями может использоваться земля. В частности – во-первых, в культурно-просветительских целях, во-вторых - для сельского хозяйства, в-третьем- для застройки, в –четвёртом - для транспорта.
Впервые формируется земельное право как отрасль. До революции земельного права как такого не было. Главный двигатель был законодательства – сословный. Земля регулировалась в целях сохранения их в руках господствующего класса. Тут главное, чтобы сохранить за определённой семьёй (дворянами) земли. Мы говорим о земельном отростке земельного законодательства.
Субъект землепользования. Все четыре цели могут касаться государства, как землепользования. Государство и застраивает, и демонстрирует, и прокладывает транспорт. В декрете о земле к тому же, есть объекты, доступные к пользованию только для государства. Ленину этот пункт очень нравился. Это Ленин хотел использовать в целях национализации в пику эсеровской социализации.
Второе по счёту – коллективное землепользование. Большевики сохранили общину, потому что были за обобществление ресурсов, а община - обобществление. Кроме того могли сюда относится артели, добровольные образования крестьян. Говоря по-русски, это – кооператив.
Третий субъект – физическое лицо. Это может быть один крестьянин или крестьянская семья. Здесь вернёмся к декрету о социализации. Землю давали по потребительским и трудовым нормам. Как это определялось? Каждый член семьи является каким-то количеством трудовых сил: мужчина – 1(одна целая) рабочей силы, женщина – 0,85 , дети от 16 лет – 0,65 и т.д. Действие первое – мы подсчитываем количество рабочих сил в уезде. Второе действие – подсчитываем общее количество земель, подлежащих распределению в уезде. Мы делим общее количество земель на общее количество сил. Потом умножить на рабочие силы. Вот это и есть трудовая норма.
Национализация – это переход в государственную собственность. Социализация – переход в общественную собственность. Экспроприация – изъятие частного имущества в государственных целях.
Крестьянам дали землю. А что они то за это? Большевики планировали облагать их за это арендной платой. Если открыть один из январских декретов, то мы это увидим. Но эсеры были против этого и крестьяне тоже. Поэтому вместо арендной платы крестьян пытались заставить сбывать собственный продукт через товарообмен.