И интеграционные процессы в северной америке
Интеграционные процессы в Северной Америке развиваются уже несколько десятков лет. Вопрос интеграции североамериканских государств, в первую очередь США и Канады, имеет давнюю историю. В силу экономико-географического положения их хозяйственное сближение началось еще на заре индустриализации обеих стран.
Активизация интеграционных процессов в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе подняла вопрос о создании Северо-американской зоны свободной торговли. Основными предпосылками создания НАФТА (от англ. North-American Free Trade Agreement – NAFTA) выступили: наличие общих географических границ, исторически сложившихся хозяйственных связей и транспортных коммуникаций; общность хозяйственных проблем, а также целей, поставленных перед НАФТА; политическая воля всех трех государств, решивших образовать зону свободной торговли и др.
Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Северо-американской зоне свободной торговли открыло путь к созданию единого континентального рынка и свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Соглашение, подписанное в декабре 1992 г. и вступившее в силу 1 января 1994 г., стало продолжением и развитием подписанного в 1988 г. двустороннего договора о свободной торговле между США и Канадой В настоящее время НАФТА представляет собой крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 426 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 12 триллионов долларов.
Согласно ст. 102 соглашения, целями создания НАФТА явились следующие положения:
- устранение торговых барьеров и облегчение международного движения товаров и услуг между территориями сторон (Канада, Соединенные Штаты, Мексика);
- продвижение условий справедливой конкуренции в области свободной внешней торговли;
- увеличение инвестиционных возможностей территорий;
- обеспечение необходимой и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности на территории каждой стороны;
- создание эффективных процедур для реализации соглашений, работы объединенной администрации и принятия решений;
- определение рамок для дальнейшего трехстороннего, регионального, и многостороннего сотрудничества ради увеличения и расширения выгод от соглашения.
В целом, соглашение о НАФТА представляет собой комплексный договор, который ставит своей целью не только постепенное сокращение торговых и инвестиционных барьеров практически во всех отраслях экономик стран-участниц в течение 15 лет, но включает также вопросы инвестирования, либерализации сферы услуг, прав на интеллектуальную собственность, экологических аспектов, трудового сотрудничества и межгосударственного механизма разрешения споров.
В настоящее время в канадско-американской торговле торговые барьеры уже устранены, а либерализация товарообмена этих стран с Мексикой планируется к 2008 г.
В соответствие с соглашением о Североамериканской зоне свободной торговли были созданы Комиссия по свободной торговле и Секретариат НАФТА. Секретариат НАФТА является независимым агентством, ответственным за беспристрастное выполнение положений соглашения по разрешению споров. Секретариат включает секции Канады, Мексики и США, каждая из которых возглавляется национальным Секретарем и имеет офисы в своих столицах.Он подотчетен Комиссии по свободной торговле НАФТА, состоящей из министров, ответственных за международную торговлю в 3 странах – партнерах НАФТА. Комиссия собирается как минимум раз в год на регулярную сессию
Также заключены дополнительные соглашения по экологическому и трудовому сотрудничеству, которые расширили круг договоренностей и продемонстрировали определенное влияние заинтересованных групп, профсоюзов и экологических организаций трех стран-участниц – Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды и Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству 1994 г.
Важно отметить, что все три государства руководствовались различными мотивами создания регионального экономического блока Северной Америки; при этом свою определенную роль сыграли экономические, политические и социальные сообра-жения. Однако, несмотря на это, в чисто экономической сфере государства преследовали похожие задачи, а именно: повы-шение национальной конкурентоспособности, стимулирование притока прямых иностранных инвестиций, получение для нацио-нальных производителей более широкого доступа к финансо-вым, трудовым, материальным ресурсам, получение доступа на более емкий рынок за счет соседних стран, усиление позиций на мировом рынке, формирование благоприятной внешнеполитич-еской среды, совместное противостояние вызовам глобализации и др.
Успех западноевропейской интеграции заставил США изменить свою экономическую и внешнюю политику. Вероятно, в связи с нарастающими тенденциями региональной интеграции в мире, создания региональных торговых и политических блоков, США попытались укрепить собственные позиции перед лицом этих тенденций посредством создания интеграционной группы в Северной Америке. Соединенные Штаты прежде всего были заинтересованы в расширении доступа американской продукции на внешние рынки, особенно в сферах услуг.
Важнейшим аргументом американцев, выступающих за подписание НАФТА, был аргумент, высказанный еще Дж. Бушем-старшим 12 августа 1992 г.: “НАФТА создаст рабочие места и даст импульс росту экономик во всех трех странах”. Он отметил, что более 600 тыс. американцев уже заняты в экспортно-ориентированных производствах, чья продукция поставляется в Мексику. Эти рабочие места в среднем оплачиваются на 17% выше, чем в среднем по стране. Открытие мексиканского рынка, одного из самых быстрорастущих рынков мира, создаст новые возможности для экспорта. Вторым аргументом стало то, что свободная торговля заставит американский бизнес совершенствоваться под давлением новых конкурентов.
Вследствие усиления конкуренции между товаропроизводителями, выпускающими продукцию сходного качества, но с низкими издержками на рабочую силу, охрану окружающей среды или природные ресурсы, США заинтересованы реализовать свой научно-технический потенциал при низких издержках производства, имеющихся у Мексики. Создавая новые рабочие места в Мексике, США стремятся сократить поток иммигрантов с Юга, вместе с тем США хотят вовлечь Мексику в совместные поиски баланса эколого-экономических проблем, рационально распределить бремя расходов по сохранению окружающей среды. В долгосрочном плане НАФТА рассматривается в США как инструмент для широкого экономического проникновения в Латинскую Америку с целью расширения рынков сбыта и создания новых рабочих мест, а также повышения конкурентоспособности продукции.
Соединенные Штаты в результате заключения НАФТА получили определенные выгоды: с одной стороны, в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран – партнеров по НАФТА, с другой – перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей. Участие США в региональном интеграционном процессе превратилось в мощный, динамичный фактор долгосрочного положительного воздействия на внутриэкономическое развитие. В то же время различные экологические и профсоюзные группы в США, как и многие члены американского Конгресса, продолжают опасаться перемещения деловой активности в Мексику с ее низкими трудовыми и экологическими стандартами
Для Канады внешнеэкономические связи с США являются чрезвычайно важными, поскольку основным потребителем канадских товаров и услуг выступает именно рынок США. Интенсивный обмен товарами, капиталами, услугами позволяет говорить о тесной экономической интеграции между этими двумя странами, одним из проявлений которого стало заключение многочисленных торговых соглашений. На первых порах правящие круги Канады опасались, что трехсторонний блок таит угрозу для “особого положения” Канады в двухсторонних отношениях с США, в которых Оттава с 1989 г. пользуется правами привилегированного торгово-экономического партнера. В конечном итоге возобладала точка зрения, согласно которой трехсторонняя зона свободной торговли является наименьшим злом по сравнению с перспективой появления двусторонней американо-мексиканской зоны свободной торговли.
Отношения с США всегда были важной составляющей экономического развития Канады. Подписав соглашение о НАФТА, Канада институционализировала свои экономические отношения с США, не имеющие аналогов среди других промышленно развитых государств, закрепила статус привилегированного торгово-экономического партнера самой могущественной страны мира и обеспечила доступ к самому емкому в мире рынку. Кроме того, Канада рассчитывает, что сможет конкурировать успешно на мексиканском рынке в таких важных областях, как телекоммуникации и связь, транспортное машиностроение, производство оборудования для нефтегазовой промышленности и энергетика и, что не менее важно, продовольствие. Динамичная индустриализация Мексики позволяет Канаде рассчитывать на растущий мексиканский спрос на канадское сырье (древесина, металлы, асбест и др.). Канада – как и США – признает, что опыт участия Мексики в НАФТА имеет международное значение, особенно в свете провозглашенного намерения заключать двусторонние соглашения о свободной торговле со странами Западного полушария и приближающихся к завершению переговоров о создании Панамериканской зоны свободной торговли с участием 34 стран.
Для другого члена НАФТА – Мексики – немаловажную роль сыграли соображения, связанные с повышением национального престижа. Мексика – полуиндустриальное, развивающееся государство, вступила в союз с двумя членами “Большой семерки”, один из которых – супердержава и главный финансово – индустриальный центр современного мира. Такая ассоциация рассматривалась руководством страны как рост ее международного авторитета. Основная же цель Мексики при вступлении в НАФТА – получение свободного доступа к достижениям научно – технического прогресса для коренной модернизации экономики и преференциальные условия в торгово-экономических связях с партнерами по блоку, а в дальнейшем и с его потенциальными участниками из стран Латинской Америки.
Североамериканская интеграция носит асимметричный характер (асимметрия развития и асимметрия интенсивности двусторонних торгово-экономических отношений), поскольку, с одной стороны, НАФТА заключили такие развитые державы, как США и Канада, а с другой – Мексика, обладающая большим экономическим и демографическим потенциалом, но все-таки относящаяся к развивающимся странам. Кроме того, по своему потенциалу северный и южный партнеры многократно уступают США. Ведущая роль США в этой группировке определяется их экономическим потенциалом и политическим влиянием. США являются основным торгово-экономическим партнером как Канады, так и Мексики. Очень велики масштабы взаимных инвестиций США и Канады. В то же время торгово-экономические связи между Канадой и Мексикой, а также присутствие канадского капитала в Мексике крайне незначительны.
Формирование крупнейшего в мире и в то же время самого узкого по числу членов торгово-экономического блока оказалось чрезвычайно сложным, трудоемким и не всегда предсказуемым процессом, хотя и не лишило его участников уверенности в выполнении поставленных целей, несмотря на ряд причин.
США не ожидали также столь интенсивного и быстрого вторжения мексиканских товаров на свои рынки, где они сразу же завоевали популярность по причине их низкой стоимости и сравнительно высокого качества. Такая ситуация вызывает защитную реакцию со стороны американских властей, которые в нарушение положений НАФТА пытаются оградить собственных производителей, особенно в приграничной с Мексикой зоне. Непросто обстоит дело с организацией новых рабочих мест в США, предусматривавшейся соответствующими положениями НАФТА. Напротив, вместе с мексиканскими товарами на территорию США хлынул и мощный поток нелегальных (и легальных) эмигрантов, надеявшихся найти работу в Америке. Таким образом, следует констатировать, что, несмотря на вступление НАФТА в силу, многие противоречия, определяющие американо-мексиканские отношения, продолжают сохраняться.
Интеграция стран в общий рынок часто происходит болезненно. В теории, цена такого переустройства должна равно разделяться между всеми участниками; на практике, однако, Мексика несет более тяжелое бремя, чем США и Канада, потому что она стартовала с более слабой экономической позиции. Вместе с тем, североамериканская интеграция предоставляет определенные выгоды не только США, играющих безусловную роль лидера в этом союзе, но также и Канаде и Мексике, которые получают дополнительные возможности для развития торговли и создания дополнительных рабочих мест на производстве.
Определенные выгоды в начальный период действия НАФТА получила Канада, которая рассматривает это соглашение, прежде всего, как инструмент для широкого экономического проникновения в Мексику, а в дальнейшем и в остальные страны Латинской Америки.
Таким образом, Североамериканский континент превращается в единый хозяйственно-экономический комплекс. Североамериканская зона свободной торговли не имеет наднациональных институтов, обладающих широкомасштабными полномочиями. В отличие от европейской интеграции, которая проходит на основе межправительственных соглашений и совместных наднациональных органов исполнительной власти, североамериканский вариант интеграции основан, прежде всего, на взаимопроникновении гражданских обществ, т.е. на уровне переплетения частных хозяйственных единиц, корпораций и иных негосударственных структур. Однако и здесь возникает необходимость на правительственном уровне определять “правила игры”, но без создания наднациональных органов управления и регулирования. Хотя суммарная численность населения и территория объединяющихся стран больше чем в ЕС, тем не менее, нужно отметить, что НАФТА значительно уступает в вопросах торговой, валютно-финансовой безопасности западноевропейской группе.
Главный результат НАФТА состоит в том, что значительно вырос общий оборот торговли трех стран. Заметно вырос и объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мексике. В период с 1993-2003 гг. экономический рост стран-участниц НАФТА составил: США – 38 %; Канада – 30.9 %; Мексика – 30 %. Общий объем торговли между этими странами вырос с 289.3 млрд. дол. в 1993 г. до 623.1 млрд. дол. в 2003 г. Спустя десятилетие после образования НАФТА производительность в США выросла на 28 % в период с 1993-2003 гг., в Мексике на 55 % и в Канаде на 23 %. Теперь мексиканское правительство позволило американским инвесторам 100 % участие в мексиканских компаниях. Значительно вырос экспорт услуг из США, особенно финансовых. Снизился уровень нелегальной иммиграции.
Теперь НАФТА рассматривается как основа для более широкой интеграции стран западного полушария. Условия НАФТА предоставляют возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание “сообщества демократий западного полушария”, напоминающее некое конфедеративное образование. На базе НАФТА, по замыслу американской администрации, должно быть создано самое сильное интеграционное объединение в мире, обеспечивающее Америке экономическое и политическое лидерство сначала в Новом Свете при помощи альянса трех ведущих североамериканских стран (США, Мексика, Канада), с последующим индивидуальным присоединением остальных стран, охватывающее огромную территорию от Аляски до Огненной Земли.
Хотя НАФТА функционирует сравнительно короткий промежуток времени, тем не менее активный интерес к этой организации проявляют ряд стран южнее Мексики. В 1995 г. заявку о присоединении к НАФТА подала Чили. Поскольку НАФТА показывает весьма высокую эффективность региональной кооперации, другие страны Латинской Америки и существующие здесь региональные объединения (Меркосур, Андский пакт и др.) ведут переговоры о создании ФТАА (от англ. Free Trade Agreement of the Americas - FTAA) на основе НАФТА.
Создание зоны свободной торговли, охватывающей весь Американский континент под эгидой НАФТА, привлекает все больше сторонников к Югу от Рио Гранде, тем более, что в договоре имеется специальная статья, предусматривающая возможность присоединения к нему помимо Мексики любой другой латиноамериканской страны. Так, в принципе уже решен вопрос о присоединении к НАФТА Чили, рассматривается вопрос об участии в нем Аргентины и трех других латиноамериканских республик (Колумбия, Коста-Рика, Эквадор).
Конкурентоспособность объединения США, Канады и Мексики увеличивает вероятность дальнейшего доминирования Вашингтона в Латинской Америке в перспективе. Способность НАФТА эффективно функционировать может сделать еще более привлекательным выбор американской модели развития для пороговых стран Южной Америки. В конечном счете, по планам создателей НАФТА, полноценный североамериканский общий рынок может быть создан к 2010 году.
С 1994 по 2004 гг. США выступили организаторами четырех саммитов двух Америк в США, Чили, Канаде и Мексики. Главным итогом “Саммита обеих Америк-94” в Майами явилось принципиальное согласие участников, зафиксированное в итоговой декларации, создать зону свободной торговли в Западном полушарии к 2005 году. На начало ноября 2005 г. был запланирован саммит в Аргентине, главным результатом которого должно было стать создание зоны свободной торговли в Западном полушарии.
Однако ноябрьский саммит лидеров 34 государств Западного полушария 2005 г., проходивший в г. Мардель-Плата (Аргентина), закончился безрезультатно. Саммит показал, что идею создания зоны свободной торговли в Западном полушарии поддерживают 29 государств, прежде всего партнеры США по НАФТА – Канада и Мексика. Однако среди противников переговоров – такие страны Южной Америки, как Бразилия, Аргентина и Венесуэла, считающие, что зона свободной торговли только закрепит доминирующую роль США на обоих континентах. Позиция Бразилия и других стран заключается в том, что если США не пойдут на компромисс в вопросе субсидирования сельскохозяйственных производителей, переговоры продолжать невозможно. В результате, саммите 2005 г. завершился принятием предложения Колумбии о создании специальной комиссии для проведения торговой обстановки в регионе и проведения новых консультаций с правительствами всех стран.
Образование Североамериканской зоны свободной торговли является по сути экспериментом в теории и практике интеграции. Впервые в истории государство “третьего мира” пошло по пути создания объединенного рынка с двумя высокоразвитыми странами, причем США являются единственной в мире супердержавой. С увеличением значения стран – членов НАФТА в глобальной экономике, экономическое развитие других стран уже не может происходить без взаимодействия с таким крупным региональным блоком.
Глава 15
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ