Концепция социетальных расколов С. Липсета и С. Роккана как фактор формирования современных партийных систем
Теория социальных размежеваний (расколов), основателями которой являются С. Липсет и С. Роккан, по-
прежнему находится в фокусе внимания исследователей . Концепция:на формирование
электорального выбора влияют прежде всего не индивидуальные предпочтения избирателя, а его
солидарность с определенной социальной группой: "Люди голосуют не просто вместе со своей социальной
группой, но и за нее"
Центральным в их концепции стало понятие "раскола" или "размежевания" (cleavage)1. Теория Липсета и
Роккана в ее классическом варианте отмечает следующие существенные признаки
социального размежевания:
- социальное размежевание есть структурный конфликт между социальными группами; при этом один и тот
же индивид не "привязан" к какой-то одной группе, а "существует" сразу в нескольких расколах;
- ключевые социальные размежевания складывались исторически на протяжении десятков и сотен лет;
- социальные размежевания "транслируются" в политическую систему посредством партий,
позиционирующихся "на полюсах" таких размежеваний;
- в Западной Европе структура социальных размежеваний "заморозилась") в первой четверти XX в.;
соответственно, "заморозились" и партийные системы.
Для Западной Европы важнейшими расколами Липсет и Роккан считали структурные конфликты между
центром и периферией, церковью и государством, городом и селом, собственниками и рабочими.
Липсет и Роккан вводят понятие "критическая точка" ("критическое событие"), то есть открытый конфликт,
в котором выразилась сущность раскола.
Другой важный аспект - проблемы, выдвинувшиеся на передний план в ходе раскола. Так,для раскола
город/село - тарифы на продукцию сельского хозяйства, для раскола собственники/рабочие - отношение к
интернациональному революционному движению.
Авторы вводят также понятие "идеологический раскол", что отражает способность базовых социальных
расколов транслироваться в идеологическую сферу. Раскол город/село тесно связан с идеологическим
измерением "либерализм/консерватизм". Классовый раскол, в свою очередь, связан с идеологическим
расколом "левые/правые", и т.д. Расколам соответствует возникновение следующих видов политических
партий: центр/периферия - партии на этнической и языковой основе; государство/церковь - религиозные
партии; город/деревня - аграрные партии, консервативные и либеральные; собственники/рабочие -
социалистические партии.Дискуссии.важное направление дискуссий связано с вопросом о том, что является основой политического раскола (то есть раскола, перенесенного в плоскость политической борьбы): классовые различия, идеологии
или ценности! Данная проблема тесно связана с процессом трансформации политических
партий, который сопровождался процессом становления новых ценностей.
Еще одно направление дискуссий :, в какой мере политические партии "отражают" существующие расколы и в какой мере они могут их преодолевать и создавать. партии оказываются способными если не "создавать"
социальный раскол в прямом смысле слова, то, во всяком случае, артикулировать из всей совокупности
имеющихся расколов какие-то определенные, которые и получают "политическое представительство".
и размежеваний на уровне партийной системы"
Социальные размежевания "транслируются" в политическую систему посредством партий, которые
позиционируются "на полюсах" таких размежеваний; сами партии способны влиять на структуру расколов, артикулируя те или иные позиции в рамках своихстратегий как рациональных акторов. На размежевания влияют также элиты - как с помощью подконтрольных партий, так и иных инструментов (СМИ и др.).