РФ на современном этапе исторического развития ( нач.21века) Курс Путина- Медведева на строительство социального государства.
Пришедшие к власти в России в начале 1990-х гг. радикальные реформаторы выдвинули программу экономических реформ, получившую название «шоковая терапия»: свободное ценообразование; либерализация торговли; массовая приватизация. Главным стратегом экономических реформ выступил вице-премьер Е.Т. Гайдар. Целью «шоковой терапии» стало разрушение монополии государства на хозяйственную деятельность и создание новых социальных групп, прежде всего, широкого слоя собственников.
2 января 1992 г. были отпущены цены на большинство продуктов. Следующим шагом стала приватизация государственной собственности, т.е. передача ее в частную собственность. С 1 октября 1992 г. началась выдача гражданам приватизационных чеков - ваучеров. Одновременно в январе 1992 г. была упразднена централизованная система распределения ресурсов, предпринимались меры по ограничению государственного дотирования убыточных отраслей и регионов, переводу предприятий на полное самообеспечение.
Результаты реформ противоречивы. С одной стороны, либерализация торговли ликвидировали товарный и продуктовый дефицит. В ходе приватизации был разрушен механизм централизованного управления экономикой. С другой, продолжался спад производства, резко снизился уровень жизни населения. В результате освобождения цен денежные накопления обесценились, что вызвало острое социальное недовольство. Высокая инфляция привела к стремительному падению курса рубля. В ходе приватизации произошло перераспределение госсобственности, в итоге значительная ее часть сосредоточилась в руках небольшой части населения.
На VII Съезде народных депутатов России в декабре 1992 г. был смещен с поста премьер-министра Е.Т. Гайдар. Новым главой правительства стал B.C. Черномырдин. Началась корректировка курса на реформы. При сохранении общего направления движения в сторону рынка, ставка была сделана на поддержку государственных, в основном, убыточных предприятий. В декабре 1992 г. правительство приняло единую тарифную систему оплаты труда, которая позволила смягчить ситуацию. Продолжалась массовая приватизация государственных предприятий. К концу 1993 г. было приватизировано почти 40 тыс. предприятий. Однако правительству не удалось сдержать спад производства и падение эффективности экономики, что привело к усилению сырьевой ориентации промышленности.
Следующим, наиболее ощутимым, событием в социально-экономической жизни страны стал дефолт – острый финансово-экономический кризис. 17 августа 1998 г. премьер-министр С.В. Кириенко выступил с заявлением о прекращении выплат по обязательствам государства и моратории на выплату долгов зарубежным банкам. Наступил крах рыночной инфраструктуры, кризис банковской системы и рынка ценных бумаг. Это привело к высокой инфляции (до 60%) и росту цен, таким образом, снижение реальных доходов граждан произошло примерно на треть.
С 2001 г. экономические реформы стали проводиться последовательнее. Список наиболее крупных экономических реформ, начатых после прихода к власти В. Путина, включал налоговую реформу, дебюрократизацию, реформу естественных монополий (Газпром, РАО ЕЭС, МПС), банковскую реформу, реформу жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), земельную реформу, реформу трудовых отношений, пенсионную реформу, а также комплекс мероприятий, связанных с подготовкой к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО).
В конце первого срока правления В. Путин поставил новые задачи перед экономической политикой - обеспечение конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке, изменение качества экономического роста (переориентация с отраслей ТЭКа на развитие реального сектора), удвоение ВВП и борьба с бедностью.
Правительство, ставя на первое место экономическую реформу, начало проводить и социальную реформу в области образования, здравоохранения, науки, культуры.
Все последние экономические успехи России в определенной степени зависели от высоких цен на нефть, природный газ и металлы, которые страна производила и экспортировала в больших количествах. В то же время подобная зависимость делает страну уязвимой к циклическим колебаниям мировых цен. Для достижения наибольших темпов роста России необходимо работать над созданием промышленных секторов и модернизацией оборудования.
В 2003 г. прошел референдум по принятию новой Конституции республики, которую поддержали 96 % проголосовавших. В ней Чечня зафиксирована как составная часть Российской Федерации. На выборах президента Чечни в 2003 г. победил А. Кадыров, сторонник единства с Россией, погибший 9 мая 2004 г. в результате теракта в Грозном. В настоящий момент Чечня с трудом, но постепенно движется к миру.
Парламентские выборы 2003 г. В выборах депутатов Государственной Думы, состоявшихся в декабре 2003 г., приняли участие 23 политические партии и избирательных блока. Убедительную победу одержала пропрезидентская партия «Единая Россия». Прошел в Думу и новый избирательный блок «Родина». Право на представительство в парламенте не получили партии «Яблоко» и «Союз правых сил», что свидетельствовало о кризисе доверия избирателей к правым политическим силам.
Незадолго до новых президентских выборов, в феврале 2004 г. В.В. Путин отправил в отставку правительство во главе с М.М. Касьяновым, предложив вместо него М.Е. Фрадкова, кандидатура которого была утверждена Государственной Думой 5 марта 2004 г.
На президентских выборах в марте 2004 г. победу вновь одержал В.В. Путин.
Была продолжена его реформаторская деятельность:
1) в соответствии с федеральным законом «Об Общественной палате РФ» (2005 г.) была сформирована новая организация – Общественная палата РФ. В ее задачи входит:
- экспертиза проектов федеральных законов;
- общественный контроль за деятельностью правительства РФ, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
- наблюдение за соблюдением свободы слова и пр.
2) монетизация льгот (2005 г.) – замена натуральных льгот денежными компенсациями.
3) в 2005 г. началась реализация четырёх приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Жильё» и «Развитие АПК».
4) в 2006 г. начались мероприятия по увеличению рождаемости в России: рост детских пособий, введение «материнского капитала».
Продолжалось становление многопартийности – образовались новые партии «Справедливая Россия» и «Гражданская сила».
В сентябре 2007 г. правительство вместо Фрадкова возглавил В.А. Зубков.
На президентских выборах в марте 2008 г. победу одержал Дмитрий Алексеевич Медведев, поддержанный Путиным и партией «Единая Россия». Путин возглавил правительство в мае 2008 г.
На президентских выборах 2012 г. В.В. Путин был избран президентом на третий срок. При этом Д.А. Медведев по предложению Путина был утвержден в должности председателя Правительства РФ.
59. Политические партии РФ на современном этапе ( «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и др.)
«Единая Россия»— российская правоцентристская политическая партия. Создана 1 декабря 2001 года на учредительном съезде общественно-политических объединений «Единство» (лидер — Сергей Шойгу), «Отечество» (Юрий Лужков) и «Вся Россия» (Минтимер Шаймиев) как Всероссийская политическая партия «Единство и Отечество — Единая Россия». Приняв в состав своей фракции большинство независимых депутатов, прошедших по одномандатным округам, всех депутатов от Народной партии и перешедших из других партий, «Единая Россия» получила абсолютное большинство, что позволило ей проводить в Думе свою собственную линию, не принимая во внимание мнения и возражения оппозиции (КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР), хотя для реализации конституционных решений квалифицированным большинством ей потребовалась бы некоторая поддержка иных партий. После думских выборов 2007 года «Единая Россия» располагает конституционным большинством. Численность депутатов во фракции «Единой России» составила 315 человек. Председатель «Единой России» — Владимир Путин, членом партии не является.
Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) — левая политическая партия в Российской Федерации, самая массовая из левых партий России. Своей стратегической целью в долгосрочной перспективе называет построение в России «обновлённого социализма». В краткосрочной перспективе ставит перед собой задачи: приход к власти «патриотических сил», национализация недр и др. Высший орган — съезд партии, избирает Центральный комитет КПРФ и его председателя. Председателем центрального исполнительного комитета партии с 1993 года является Г. А. Зюганов. На XII (внеочередном) съезде КПРФ, проходившем 22 сентября 2007 года в Москве, был утверждён список кандидатов в депутаты в Государственную Думу РФ V созыва. В частности, первую тройку федерального списка кандидатов составили Геннадий Зюганов, Жорес Алфёров, Николай Харитонов. Следующие выборы Государственной Думы состоялись 2 декабря 2007 года; на них КПРФ получила 11,57 % голосов и 57 мест
.Политическая партия «Либерально-демократическая партия России»(ЛДПР) — правоцентристская политическая партия в Российской Федерации. Создана 13 декабря 1989 года. Председателем партии является Владимир Жириновский. На первых думских выборах новой России 12 декабря 1993 года ЛДПР заняла первое место, получив 22,92 % голосов избирателей и 64 мандата. 1995г. — 11,18 % голосов и 51 место на выборах Госдумы. 1996г. — кандидат от ЛДПР в президенты В. Жириновский занял пятое место с 5,70 % голосов. 1999г. — 5,98 % голосов и 17 мест на выборах Госдумы (как «Блок Жириновского»). 2000г. — кандидат от ЛДПР в президенты В. Жириновский занял пятое место с 2,70 % голосов. 2003г. — 11,45 % голосов и 36 мест на выборах Госдумы. 2004г. — кандидат от ЛДПР в президенты О. Малышкин занял пятое место с 2,02 % голосов. 2007г. — 8,14 % голосов и 40 мест на выборах Госдумы. 2008г. — кандидат от ЛДПР в президенты В. Жириновский занял третье место с 9,35 % голосов.
Страны Запада, Востока и Россия в системе международных отношений конца 20-начала 21 века. Попытка преодоления состояния « Холодной войны»: от « перезагрузки отношений» к новым противоречиям.
На рубеже 70-х и 80-х гг. международная обстановка обострилась. В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными США и НАТО приняли решение разместить на территории ряда западноевропейских государств американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Резко отрицательную реакцию во многих странах вызвал ввод советских войск в Афганистан. Пришедшие к власти в странах Запада консервативные лидеры были сторонниками ужесточения отношений с «восточным блоком». В 1983 г. президент США Р. Рейган выступил со «стратегической оборонной инициативой» (СОИ), которая предусматривала развертывание мощной противоракетной обороны США с элементами космического базирования. СОИ не без основания назвали программой «космических войн». В эти годы значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки.
Перемена в международном климате началась с середины 80-х гг. после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачева, который предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Принципиальная позиция новой концепции состояла в том, что глобальной проблемой в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений. Советский руководитель сумел установить контакты с ведущими лидерами западного мира. Поворотную роль в советско-американских отношениях сыграли встречи и переговоры на высшем уровне (М. С. Горбачев, Р. Рейган, Дж. Буш-старший), проведенные в 1985—1991 гг. Они завершились подписанием двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и малой дальности (1987) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).
Значительный круг международных проблем возник в Европе в результате событий конца 80-х — начала 90-х гг. В центре внимания вновь оказался германский вопрос. На этот раз это было связано с объединением двух германских государств.
Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве представителями двух германских государств, а также Великобритании, СССР, США и Франции. СССР вывел из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного германского государства в НАТО.
Провозглашение новых восточноевропейских государств сопровождалось обострением национальных противоречий, а в ряде случаев — возникновением межгосударственных конфликтов. Мирное урегулирование на Балканах стало одной из главных задач международной дипломатии в 90-е гг. Эта и многие другие международные проблемы XX в. перешли в XXI столетие.