Понятие и формы реализации норм права
Реализация норм права - претворение (воплощение) норм права в правомерное поведение субъектов правоотношений. Это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.
В процессе реализации происходит практическое осуществление предписаний норм права в правомерном поведении граждан и организаций по использованию предоставленных прав и исполнению возложенных юридических обязанностей.
В Романо–германской правовой системе процесс правореализации включает в себя следующие этапы:
1. Возведение естественного права в закон (позитивное право), придание ему нормативной формы;
2. Опосредуется различными механизмами реализации позитивного права, с помощью которых происходит перевод предписаний закона в конкретное содержание субъективных прав и юридических обязанностей. Механизмы эти многообразны: конкретизация закона в подзаконных нормативно– правовых актах Правительства, министерств, ведомств, органов самоуправления, локальных актах; разъяснение норм закона в актах официального толкования; процессуальные нормы, регулирующие процедуры принятия, применения и принудительного исполнения закона; многообразные акты применения норм права. К этой группе также относится деятельность государственных органов по подготовке и принятию правовых актов.
3. Собственно реализация норм права: на этом этапе формально закрепленные предписания по воле обладателя права становятся правомочными действиями, решениями субъекта права.
В англосаксонской правовой системе процесс правореализации идет иначе. Возведение естественного права в ранг обязательной нормы осуществляется судом. Суд, рассматривая конкретно юридическое дело, анализирует фактические обстоятельства спора, притязания сторон и, определяя их взаимные права и обязанности, разрешает конфликт. В качестве нормативного основания при разрешении дела выступает прецедент – ранее вынесенное судебное решение по конкретному делу. В указанной правовой системе, в отличие от предыдущей, механизм реализации правового притязания более простой, поскольку не требует предварительного законодательного закрепления.
Формы реализации норм права:
1. По характеру правореализующих действий:
- использование права – состоит в осуществлении субъектами своих прав;
- исполнение права – состоит в обязательном совершении предусмотренных обязывающими нормами действий;
- соблюдение права – состоит в воздержании от совершения запрещенных нормами права действий.
2. По субъекту реализации норм права:
- индивидуальная;
- коллективная.
3. По уровню реализации норм права:
- реализация общих установлений, содержащихся в преамбулах и вводных статьях законов и иных нормативно-правовых актов, фиксирующих задачи и принципы права;
- реализация общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию субъектов правоотношений;
- реализация в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм.
4.6.2. Правоприменение: понятие, признаки, необходимость
Применение права –государственно–властная, творческая, организующая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально – конкретных правовых предписаний.
Применение права осуществляется путем использования, исполнения и соблюдения субъективных прав и юридических обязанностей сторонами правоотношения под контролем специально уполномоченного властного государственного органа. В отличие от иных форм реализации юридических норм, где субъективные права и юридические обязанности его сторон осуществляются непосредственно их собственными действиями, применение права всегда связано с подключением к реализации правоотношения компетентного государственного органа. Указания этого органа по порядку реализации правоотношения являются обязательными для сторон правоотношения.
Признаки правоприменения, отличающие его от иных форм реализации права:
1) властная деятельность компетентных государственных органов и уполномоченных общественных организаций;
2) индивидуализация правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации;
3) творческая деятельность;
4) организующая деятельность;
5) специально установленные законом формы (процессуальная форма);
6) деятельность по вынесению индивидуально – конкретных актов применения права;
7) его результаты оформляются индивидуальным юридическим актом – актом применения права.
Необходимость правоприменения возникает:
- когда совершено правонарушение и необходимо определить правонарушителю соответствующую меру наказания – речь идет о реализации санкции;
- когда предусмотренные юридическими нормами права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно – властной деятельности компетентных органов – диспозиция нормы не реализуется без государственно – властного веления;
- когда необходимо установить юридически значимые обстоятельства;
- когда возникает спор о праве и необходимо защитить субъективное право;
- когда необходимо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей.
Принципы и требования правоприменения:
1) законность;
2) обоснованность;
3) целесообразность;
4) справедливость;
5) эффективность.
Применение права как определенный процесс распадается на ряд стадий –последовательных, взаимосвязанных этапов рассмотрения и разрешения компетентным государственным органом конкретного дела по установлению содержания и порядка реализации субъективных прав и юридических обязанностей сторон правоотношения.В качестве основных можно выделить четыре стадии:
а) установление и анализ фактических обстоятельств дела. Протекает как процесс, во время которого доказывается наличие или отсутствие юридически значимых обстоятельств, составляющих предмет доказывания, с помощью фактов – доказательств. Поэтому все, с чем дело имеет теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения, а именно:
- определение круга юридически значимых фактов;
- сбор и процессуальное закрепление добытых фактов;
- исследование фактов, т.е. установление их достоверности и достаточности;
- оценка фактов с точки зрения их истинности или ложности.
б) выбор и анализ нормы права (юридическая квалификация) включает следующие правоприменительные действия:
- выбор юридической нормы, подлежащей применению;
- проверку подлинности нормы и ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц;
- проверку правильности текста нормативно – правового акта;
- уяснение содержания нормы права путем ее толкования.
в) принятие решения – представляет собой определенный формально – логический, творческий и государственно – властный процесс, включающий в себя:
- подготовку проекта правоприменительного акта;
- проверку соответствия правоприменительного акта правовым предписаниям;
- вынесение (издание) акта правоприменения;
- доведение до субъекта содержания принятого решения.
г) контроль за исполнением принятого решения.
4.6.3. Акты применения норм права: понятие и виды
По результатам правоприменения выносится акт применения права – официальный акт – документ, содержащий индивидуальное государственно – властно веление по применению права. Указанное индивидуальное предписание выносится по результатам решения юридического дела.
Акты применения норм права имеют общие черты с нормативно – правовыми актами:
- исходят от государства;
- обладают юридической силой;
- представляют собой письменные акты – документы
- обязательны к исполнению;
- обеспечиваются государственным принуждением.
В то же время они существенно различаются: нормативно – правовые акты содержат государственно – властные предписания общего характера, а правоприменительные – индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания, что выражается в следующем:
- нормативно–правовой акт содержит норму права, а правоприменительный акт – индивидуально – конкретное предписание;
- нормативно – правовые акты обращены к неопределенному кругу лиц, а правоприменительные акты – персонально указанным в них лицам;
- нормативно–правовые акты выражают метод общего нормативного, абстрактного правового регулирования, правоприменительные акты – основываются на методе индивидуального (казуального) регулирования;
- правоприменительный акт выступает юридическим фактом, а нормативно –правовой акт – нет.
Признаки актов применения норм права:
1) принимаются компетентными органами государства, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями;
2) носят государственно –властный характер;
3) индивидуализируют нормы права применительно к конкретным ситуациям и лицам;
4) выступают юридическими фактами, т.е. влекут возникновение, изменение и прекращение правоотношений;
5) имеют определенную законодательством форму и, как правило, включают в себя:
- вводную часть, указывающую наименование акта и издавшего его органа, место и время издания, лиц, участвующих в деле
- описательную часть, где излагаются установленные в процессе рассмотрения дела фактические обстоятельства и способы их доказательства
- мотивировочную часть, где обосновывается принятая юридическая квалификация дела со ссылками на действующие нормативно – правовые акты и акты официального толкования норм права
- резолютивную часть, где объявляется содержание решения, принятого на основе юридической квалификации установленных обстоятельств.
Классификация правоприменительных актов:
По субъектам правоприменения:
- органов государственной власти;
- органов государственного управления;
- органов правосудия;
- контрольно- надзорных органов.
По отраслевой принадлежности:
- применения норм уголовного права;
- применения норм гражданского права;
- применения норм иных отраслей права.
По характеру решения:
- запрещающие;
- обязывающие;
- управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).
По функциональному признаку:
- правонаделительные;
- правообеспечительные;
- акты – регламентаторы.
По способу выражения:
- акты – документы;
- акты – действия;
- акты – символы.
По наименованию:
- приказы;
- постановления;
- указания;
- представления;
- резолюции;
- протоколы;
- решения;
- разрешения;
- предупреждения;
- предписания.
Правоприменение бывает позитивным и юрисдикционным.
Позитивное правоприменение осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, обмен жилыми помещениями, назначение пенсии и т.д. Таким образом, позитивное правоприменение– это применение диспозиций правовых регулятивных норм.
Юрисдикционное правоприменение заключается в применении санкций в случае нарушения диспозиций норм права, т.е. реализация охранительных норм.