Политические институты в Республике Беларусь.
ТЕМА 7: Государство как основной политический институт.
7.1. Государство в политической системе общества, его функции.
7.2. Формы государственного устройства и правления. Типы государств.
7.3. Тенденция развития современных государств: правовое государство и гражданское общество.
7.1. Государство как основной институт политической системы, его функции.
Государство – основной институт политической системы, организующий повторную и контролирующую деятельность и отношение граждан, общественных групп, классов, ассоциаций с помощью государственного аппарата.
Государство – универсальная политическая организация, осуществляющая суверенную власть в интересах проживающих в пределах определенной территории людей и регулирования их взаимодействия на основе права с помощью специального аппарата.
Государство один из наиболее важных институтов политической системы. Первое государство в истории человечества появилось в конце IV начале III тысяч. до н.э.
Государство возникло в результате разложения родоплеменного строя под воздействием основных факторов:
- процесс перехода общества от присваивающего хозяйства к производящему земледелию и животноводству;
- специализации видов трудовой деятельности, выделение управленческого труда в особую отрасль;
- возникновение института частной собственности и необходимости создания специфических правил, норм, структур, регулирующих имущественные отношения;
- потребности в вооруженных силах с целью сохранения и преумножения собственной территории.
Концепции происхождения государства:
· Патриархальная, согласно которой государство возникло в процессе соединения родов в племена, племен в большие целостные группы вплоть до государственных образований. Представители: Конфуций, Аристотель, Р. Филмер, который в XVIII выдвинул данную идею.
· Теократическая, в рамках которой возникновение государства и каждый конкретный акт государственной власти объясняется волей сверх природного существа или Бога. (А. Августин, Ф. Аквинский).
· Теория общественного договора, исходит из признания государства как результата договора, заключенного между суверенными властями и подданными (Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк).
· Тория насилия, получила широкое распространение в XIX веке и рассматривало государства как организацию господства победителей над побежденными, завоевание одних народов другими (К. Каутский, М. Штирнер, П. Прудон, М. Бакунин, Л. Гумплович).
· Формационная теория, согласно которой способ производства материальной жизни – базис обуславливает социальный, политический и духовный процесс жизни людей – надстройку. Развитие средств производства, частной собственности, стремление одного класса закрепить права распоряжаться средствами производства по средствам организации государства как института господства одного класса над другим. (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин).
· Экономическая теория, государство рассматривалось как продукт исторического прогресса, ядром которого выступают экономические преобразования. Изменение в области экономики приводит к общественному разделению труда и появлению государства (А. Сан Семон, Платон).
Государство обладает следующими качественными признаками:
ü Государство – единая территориальная организация политической власти. Идея территориального единства государства впервые была провозглашена французской Конституцией 1791 г.
ü Государство – общность людей, объединенных правовым союзом граждан (гражданством). Институт гражданства выражает сущность государства для каждого его гражданина.
ü Государство обладает специальным механизмом управления обществом, органами и учреждениями, наделенными властными полномочиями.
ü Государство – суверенная организация власти, обладает верховной властью, которая самостоятельно и независимо осуществляется на своей территории, а так же в рамках международного права обеспечивает интересы во внешней политике. Суверенитет является атрибутом государства.
ü Государство обладает монополией на издание нормативно-правовых актов, взимание налогов и сборов с населения, применение средств и методов принуждения.
Функции государства:
1) Внутренние функции:
· Политическая функция – осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами.
· Организаторская функция – обеспечение взаимодействия всех звеньев политической системы в решении социально-политических проблем.
· Экономическая функция – стимулирование и регулирование экономической деятельности, использует для этих целей налоговую и кредитную политики.
· Правовая функция – установление правовых норм, поддержание правопорядка и законности в обществе.
· Социальная функция – удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизации социальной среды.
· Культурно-воспитательная функция – охрана и обогащение историко-культурного и духовного наследия общества, совершенствование условий социализации личности.
2) Внешние функции:
· Обеспечение суверенитета, независимости и территориальной целостности государства.
· Развитие взаимовыгодного международного политического и экономического сотрудничества.
· Участие в программах по преодолению глобальных проблем современности, экологического кризиса, предотвращение ядерной войны.
7. 2. Формы государственного устройства и правления.
Термин «устройство государства» подразумевает форму административно-территориального устройства и государственного направления.
Формы административно-территориального устройства:
· Унитарное государство
· Федерация
· Конфедерация
· Империя
Унитарное государствоне имеет в своем составе административно-территориальных единиц, обладающих суверенитетом. В таком государстве единая Конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением.
Унитарными государствами являются Франция, Швеция, Турция, Дания, Республика Беларусь (Статья 1).
Федерация – устойчивый союз суверенных субъектов, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий. Субъекты федерации имеют собственные конституции, законодательство, исполнительные и судебные органы власти. Члены федерации не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства. В федерации два уровня власти – федеральная и республиканская.
Федерациями в настоящее время являются 20 стран: Российская Федерация, США, Бразилия, ФРГ, Канада, Австралия, Аргентина, Индия, Австрия. Федерация строится по территориальному признаку (США), национальному (Индия) или смешанному (РФ).
Конфедерация – временный союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для решения политических, военных, внешнеполитических и других задач, отвечающих национальным интересам и целям.
Члены конфедерации сохраняют государственный суверенитет, самостоятельность, гражданство, независимость, передавая в компетенции союза вопросы обороны, внешней политики, транспорта и связи.
Швейцария (1291-1848гг.), Германия (1815-1871гг.), СНГ (1991г.).
Империя – государственное образование с обширной территорией, сильной централизованной властью, разнородным этническим, культурным и религиозным составом. Империями были Римская, Британская, Российская.
Формы правления – формы организации государственной власти.
Различают две основные формы правления:
· Монархия.
· Республика.
Монархия (греч. monarhia – единовластие) – форма правления, при которой власть концентрируется в руках главы государства (монарха). Монархия имеет определенные признаки:
а) Власть передается по наследству;
б) Не зависит от воли населения;
в) Осуществляется бессрочно.
Выделяют виды монархии:
· Абсолютная – неограниченная власть монарха в его руках сосредоточены 3 ветви власти: законодательная, судебная, исполнительная. Как правило монархия является и духовным лидером власти (Саудовская Аравия, Ката, Оман).
· Конституционная – полномочия монарха ограничены в одной или нескольких ветвях власти. Действует основной принцип, где власть монарха ограничена парламентом – «монарх царствует, но не правит». (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония).
· Дуалистическая – власть монарха ограничена в законодательной области и имеет широкие полномочия в исполнительной области. (Иордания, Кувейт, Марокко, Ирак).
Республика (лат. respubliku – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа – Парламента.
Республика характеризуется:
а) Выборностью и сменяемостью власти
б) Зависимостью власти от воли избирателей.
Различают 3 вида республики:
· Президентская – значительная роль президента в системе органов государственной власти. Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика).
Президент избирается либо прямыми выборами, либо коллегией выборщиков. Присутствует четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Президент обладает правом законодательной инициативы, а так же правом отлагать вета на решение парламента. (РФ, РБ в условиях переходного общества создает сильную президентскую власть).
· Парламентская (ФРГ, Италия, Индия, Турция, Израиль, страны Прибалтики). Правительство формируется на парламентской основе. Парламент может выразить вотум недоверия Правительством. Глава Правительства премьер-министр – глава исполнительной власти, является первым лицом государства. Президент исполняет представительские и церемониальные функции. Парламент может ограничить действия президента урезая ему бюджет.
· Полупрезидентская (смешанная) - Австрия, Финляндия, Франция, Болгария, Польша. Сочетают сильную президентскую власть с эффективным контролем Парламента за деятельностью Правительства. Правительство несет двойную ответственность перед Президентом и Парламентом. Президент и парламент избираются народом. Президент является главой государства.
7.3. Тенденция развития современных государств: правовое государство и гражданское общество.
Теорию правового государства разработали Дж. Локк, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, И. Кант.
Термин «правовое государство» утвердился в трудах немецких юристов К. Велькера и Р. Молля.
Существенный вклад внесли русские ученые Б. Чичерин, С. Котляровский, П. Новгородцев, Б. Кистяковский.
Значительным шагом к построению правового государства стали конституции США 1787г. и Франции 1791г.
Правовое государство – тип государства, последовательно воплощающий принципы конституционализма, ограниченное в своих действиях нормами права и развитым социальным контролем.
Признаки правового государства:
ü Приоритет прав личности, равная ответственность и обязанность государства перед гражданами и граждан перед государством.
ü Действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом» (Ш. Монтескье). Верховенство гуманных законов.
ü Сфера отношений между государством, общностью и личностью регулируется не только законами, но и демократическими нормами самоуправления, свободной инициативой граждан.
ü Разделение властей, общественный контроль за их функционированием.
ü Социальная основа государства – зрелое гражданское общество.
Гражданское общество (проблема разграничения государства и гражданского общества изложена в трудах Ж.Ж. Руссо и Г. Гегеля) – система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия для самореализации индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.
Характерные признаки гражданского общества:
· Гуманизм и стабильность социальных отношений.
· Правовая защищенность каждого гражданина.
· Высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности личности.
· Политический плюрализм (множество мнений), развитая система самоуправления, свободная инициатива граждан.
· Эффективный социальный контроль над деятельностью институтов власти.
Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством.
Основные принципы жизнедеятельности:
· Верховенство закона.
· Реальное обеспечение прав и свобод граждан.
· Равная ответственность государства, общества, личности.
При демократическом политическом режиме государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры, как самостоятельные субъекты общественной жизни. Решение общественных проблем осуществляется путем компромисса между гражданским обществом и государством.
Социальное государство – демократическое общество, осуществляющее эффективную социальную политику, гарантирующее достойные условия для жизнедеятельности и свободного развития личности.
Западные страны в ХХ в. сделали значительный шаг в формировании социального государства. В Швеции 30% ВВП при прогрессивном налоге направляется на социальные нужды: среднегодовая пенсия 7000$, пенсия работника со стажем 30 лет – 60% от заработной платы.
Социальные гарантии Республики Беларусь закреплены в Статьях 41-49 Конституции Республики Беларусь. Политика РБ направлена на формирование социального правового государства с максимальным уровнем защиты граждан. Развитию современных государств присуще ряд тенденций:
· демократическое ограничение суверенитета государств, что обусловлено взаимозависимостью стран;
· превращение значительной части государств в демократические правовые;
· активизация гражданского общества и усиление его контроля над государством;
· создание экономических, политических, военных объединений и союзов.
Таким образом, государство выступает главным субъектом политической системы общества.
ТЕМА 8: Конституция – правовая основа политической системы Белорусского общества.
8.1. Понятие Конституции, ее юридические и политические свойства
8.2 Структура Конституции Республики Беларусь и основные принципы Конституционного строя
8.3 Контроль Конституционного суда за соблюдением Конституции
8.4 Права человека как критерий гуманистического измерения политики и идеологии
8.1. Понятие Конституции, её юридические и политические свойства.
Конституция Республики Беларусь является ценностной, гуманистической парадигмой построения социального, правового, демократического государства. Идеологический компонент Конституции закреплен в разделении властей, обеспечении прав личности, формировании аксиологического подхода к правам человека, построения социально ориентированного правового государства.
Гарантом Конституции Республики Беларусь является Президент РБ А.Г. Лукашенко, который обеспечивает конституционные права граждан, стабильность развития белорусского общества. Человек, его права и свободы провозглашены в качестве высшей ценности общества и государства, что соответствует мировым гуманистическим ценностным приоритетам.
Определенные конституционными нормами основы государственного строя Республики Беларусь выражаются следующим образом: суверенитет, демократия, верховенство права.
Конституция провозглашает Республику Беларусь социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, поддержку социально незащищенных граждан.
Основной закон служит стабильности общества, выступает условием формирования «сильной и процветающей Беларуси».
Нормы права находят своё выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Среди источников права важнейшее место занимает конституция. Конституция – Основной Закон государства. Она занимает более высокое место в иерархии нормативных актов и обладает большей юридической силой по отношению к другим актам (закону, декрету, указу). Конституция устанавливает наиболее разные нормы и принципы, которые в последствии получают детальное правовое регулирование в текущем законодательстве. Часть норм конституции имеют и прямое действие, т. е. при своём применении не нуждаются в дополнительном регулировании. Конституция является ядром правовой системы общества. На её основе формируется вся система текущего законодательства. В Конституции определяются основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан, система государственных органов и их компетенция.
Конституция (от лат. сonstituo – установление, устройство) в материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу; в формальном смысле представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция – прежде всего юридический документ, который закрепляет основы государственности, законности и правопорядка.
Роль и значение конституции в обществе и государстве проявляется в её функциях. Функции Конституции – это основные направления её воздействия на социальную действительность, характеризующие её предназначение в обществе и государстве. Конституционно-правовая наука выделяет следующие функции: учредительную, регулятивную, систематизирующую, охранительную, социальную, экологическую, организационную, информационную и другие. К основным функциям конституции относятся юридическая, политическая и идеологическая. Юридическая функция заключается в том, что конституция – это главный источник права, является базой для развития текущего законодательства и закрепляет основы конституционного строя, определяет основы правового положения личности, основные права и свободы человека и гражданина, устанавливает государственное и административно-территориальное устройство, учреждает систему и виды государственных органов. Политическая функция проявляется в том, что конституция устанавливает основы организации власти, статуса государства и общественных объединений, принципы участия граждан в управлении делами общества и государства. Идеологическая функция выражается в том, что конституция наиболее авторитетный закон, обращается к признанным в обществе ценностям, убеждает человека следовать тому, что записано в Основном Законе. Все функции находятся в единстве, сочетаются и дополняют друг друга.
Своим происхождением конституция обязана приходу к власти буржуазии, её выходу на политическую арену. Впервые акты, имеющие конституционное значение, были приняты в Англии ещё в 13 веке. Но первые писаные конституции в современном понимании были приняты в США в 1787 году и во Франции и Польше в 1791 году. В 19 веке конституции были приняты во многих европейских государствах, которые действуют и в настоящее время (Бельгия – 1831 г., Швейцария – 1874 г.). Интенсивно развивалось конституционное законодательство и в 20 веке. Всплески такого развития приходятся на начало века – 1900-1928 гг. (Австрия, Финляндия и другие), после военный период (Италия, Япония, ФРГ, Франция и др.), 70-80-е гг. (Греция, Испания, Нидерланды, Бразилия, Египет и др.). В 1990-х гг. новые конституции были приняты в ряде постсоциалистических и социалистических стран (Хорватии, Болгарии, Румынии, Монголии, Чешской Республике и др.), а также во всех республиках бывшего СССР.
Развитие конституционного законодательства в Беларуси прошло ряд этапов, связанных, прежде всего с бывшим Союзом ССР, в состав которого входила Беларусь. Первая Конституция Советской Социалистической Республики Беларусь (ССРБ) была принята на 1 съезде Советов Беларуси 3 февраля 1919 г. Затем были: Основной Закон (Конституция) Белорусской Социалистической Советской Республики (текст утверждён 8 Всебелорусским съездом Советов 11 апреля 1927 г.); Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики (принята 19 февраля1937г.); Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики (принята 14 апреля 1978г.). Следующий этап связан с коренными преобразованиями в СССР, начавшимися в 1985 г. И приведшими к изменениям Конституции СССР и Конституции БССР. Изменения в Конституции были направлены на обеспечение разделения властей, разграничение полномочий между Союзом и республиками, реализацию принципов формирования правового, демократического государства и суверенитета Белоруссии. В конечном итоге это привело к принятию Декларации Верховного Совета БССР «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики». А позднее, 25 августа 1991 г., этой Декларации придан специальным законом статус конституционного закона. После распада СССР произошли значительные перемены в государстве и обществе, конституционная комиссия разработала новую Конституцию Республики Беларусь, её приняли 15 марта 1994 г. Важным элементом в совершенствовании конституционного законодательства было принятие на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 г., предложенных президентом Республики Беларусь.
Наличие конституции – обязательный компонент современного государства. Значение конституции для благополучного функционирования современной цивилизации столь велико, что уже сам факт её принятия может быть оценен как шаг к демократической организации общества, поскольку любая конституция в большей или меньшей мере предусматривает ограничение государственной власти, создание возможностей саморегуляции общественных институтов и учреждений.
Конституция обладает рядом юридических свойств (качественных характеристик, отличающих её от других актов правовой системы). Можно выделить следующие юридические свойства Конституции Республики Беларусь:
· Наличие норм-принципов (основополагающие положения, которые содержатся только в конституции и находят своё детальное выражение в других нормативных актах);
· Обладание высшей юридической силой (высшая юридическая сила Конституции характеризует её место в иерархии нормативных правовых актов, все другие правовые акты, принимаемые в Республике Беларусь, не должны ей противоречить);
· Конституция – основной источник конституционного права, источник всех иных отраслей права;
· Конституция, как правило, действует через принятые на её основе нормативные акты;
· Для Конституции характерен особый порядок принятия и внесения изменений и дополнений (раздел 8 Конституции Республики Беларусь).
В юридической литературе принято классифицировать конституции по различным основаниям. Так, по сроку действия конституции можно классифицировать на временные и постоянные, в зависимости от формы или структуры, в которой они выражены, - писаные и неписаные; по порядку изменения – на гибкие и жёсткие (гибкие – изменяются также, как и обычные законы; жёсткие – изменяются в усложненном порядке: принимаются изменения на референдуме; может быть несколько обсуждений; голосование квалифицированное).
По способу принятия конституции подразделяются следующим образом:
- принятые путём народного голосования (референдумом). В последние годы таким способом были приняты Конституции во Франции, Эстонии, Румынии, России, Казахстане и др.
- принятые законодательным органом. Это второй наиболее распространённый способ принятия конституции. В этом случае может действовать иная, более жёсткая процедура, чем при принятии обычных законов, требуется более высокое (квалифицированное) большинство.
- принятие конституции специально создаваемым для этих целей органом. К таким учредительным органам можно отнести конституционную ассамблею, учредительное собрание и др.
- наиболее редко встречающимся в настоящее время является введение Конституции посредством октроирования – одностороннего акта «дарования» конституции суверена (монарха) народу (Непал – 1990 г.).