Источники феодального права Западной Европы. Обычное право. Частные кодификации. Городское право. Каноническое право. Рецепция римского права
Право в своем развитии проходит от правового обычая до практической реализации его государством как закона.
Общие источники феодального права Западной Европы:
- Законодательство королей, наиболее ярко выражено в Англии.
- Рецепция римского права (заимствование, воспроизводство норм права у других народов). Наименьшее влияние рецепция римского права оказала на Англию, здесь она отсутствует как самостоятельный источник права.
- Каноническое – главное сферой применения считаются отношения между церковью и светской властью; борьба за ведущее положение церкви; брачно-семейные отношения; зона церковных порядков.
- В связи с развитием торговли, растёт значение городов, центров ремесла и производства. Возникает городское право, создаются органы городского самоуправления (городское собрание); их юрисдикция распространялась на городских жителей. Также из него возникло торговое право.
По характеру источников права средневековая Франция распадалась на две большие области – север (преобладало неписаное, обычное право; королевские “капитулярии”, ордонансы) и юг (экономические отношения были более развиты, удержалось видоизмененное римское право). Соответственно с тем юг называли “страной писаного права”, а север – “страной обычного права”.
Старые германские обычаи действовали и по всей Германии. На их основе развился так называемый феодальный кодекс – смесь обычаев, регулировавших отношения сюзеренитета-вассалитета, феодальной собственности и пр.
Английское обычное право было общим для всей страны. Этому способствовала деятельность высших судов. Важное значение имели также королевские “ассизы” – законы.
ХII-ХIII века – появляются первые кодификации права, начинается рецепция римского права, возникает городское право, все большее распространение получает право католическое.
С ХШ столетия в Англии стали записывать в особые книги – свитки тяжб – судебные решения, вступившие в законную силу. Постепенно входит в жизнь правило, что судебные решения, вынесенные вышестоящим судом и занесенные должным образом в свитки тяжб, имеют силу закона для всех нижестоящих судов, когда они рассматривают аналогичное дело или сталкиваются с аналогичной ситуацией. На эти решения можно было ссылаться, как ссылаются на закон. Так возник и утвердился в Англии судебный прецедент – узаконенный пример для решения аналогичных дел. Совокупность прецедентов составила в своей основе общее право Англии. Наиболее важные решения стали издаваться в виде Ежегодников.
Самым же значительным сборником английского феодального права следует считать так называемый Fleta, составленный неизвестным лицом в лондонской тюрьме (Флит) около 1290 года.
Общее право представляется обычно гибким, то есть легко приспособляющимся к новым обстоятельствам, но поначалу судьи тяготели к строгой формальности, к “отвердеванию” прецедента. Они выработали 39 так называемых приказов, под которые стремились подводить все возможные варианты исковых притязаний. А когда это не удавалось, отказывали в иске. Но жизнь не терпит застывших форм регулирования. Стороны стали искать защиты у короля и его администрации. Они справедливо ссылались на ущерб, причиняемый им судами общего права, терявшимися, например, перед таким новым для них делом, как фрахт морских судов или что-нибудь в том же роде, чего не знали и не могли знать старинные обычаи англосаксов. Тогда-то и возникают уже упоминавшиеся ними суды справедливости. Первым из них был суд лорда-канцлера, действовавший по поручению самого короля. Суд справедливости не был связан никакими нормами права: каждое его решение было правотворчеством, и это считалось естественным, поскольку он действовал по прямому поручению короля. Постепенно вошло в обычай, что решения лорда-канцлера имеют значение прецедента, но только для судов справедливости.
Начиная с XIV века все большее значение приобретают такие источники права, как закон, королевское распоряжение, решения высших судов.
В Англии начиная с ХШ века издаются статуты и ордонансы по различным вопросам права. Статутами назывались акты парламента, получившие утверждение (санкцию) короля; ордонансами – акты самого короля.
Среди немецких кодификаций права XVI-XVIII веков заслуживает быть отмеченной знаменитая “Каролина”, изданная вскоре после поражения Крестьянской войны 1525 года (в 1532 г.), в качестве единого свода законов для всей громадной, пестрой по своему составу Германской империи “Каролина” (названная так по имени императора Карла) могла бы иметь известное положительное значение. Но ее “всеобщность” значительно умалялась оговоркой, принятой по настоянию князей: “Мы не желаем, однако, лишать курфюрстов, князей и сословия их исконных, унаследованных и правомерных обычаев”.
Рецепция (заимствование и усвоение) римского права:
Развивающиеся экономические отношения стали испытывать нужду в новых нормах права, которые могли бы должным образом регулировать торговлю, морские перевозки, кредит и денежные отношения вообще, новые формы собственности, возникшие и развившиеся в городе, и т. п. Феодальное право, примитивное и консервативное, разное в разных провинциях, не годилось для указанных целей. Выход был найден в рецепции римского права. Правда, оно было рабовладельческим. Но одновременно с тем оно было правом развитого товарного общества, правом, основанным на частной собственности, и к тому же продуктом высокой юридической культуры.
Нормы римского права выражены в наиболее общей, абстрактной форме и потому могли быть легко применимы в сходных ситуациях. Рецепция не исключала критики, реципированное римское право применялось не механически. Весьма часто оно бралось только за основу, дополнялось и изменялось.
Раньше всех в Европе римское право, главным образом по кодификации Юстиниана (см. главу “Византия”), стали изучать в итальянских университетах, особенно в Болонском. Здесь выдвинулся юрист Ирнерий (1082-1125 гг.), положивший начало школе глоссаторов – комментаторов римского права.
Римское право было находкой для развитых итальянских городов. Вслед за тем оно стало распространяться в Германской империи.
Германские императоры, тяготившиеся зависимостью от собственных вассалов, увидели в римском праве надежную опору. Им в особенной степени импонировало правило, сформулированное римскими юристами: “слово императора – закон”. С XVI столетия признанным центром изучения римского права становится Франция. Здесь комментаторская работа, обогащенная знанием римской истории и идеями гуманистов, становится более основательной, да и латынь, которой продолжали пользоваться как языком науки, стала отличаться от варварской латыни глоссаторов. Англия менее других стран была затронута влиянием римского права. Здесь пошли по пути создания судов справедливости; прецедентного права.
В 11 – 12 веках, раньше всего в Италии, начинает складываться городское право. Городские республики Италии весьма рано приобрели право на собственный суд. Осуществлялся он, как правило, лицом, принадлежавшим к высшей администрации. Решение его, в том числе и по конкретному делу, приобретало значение общей нормы. Каждая гильдия, как и каждый цех, имела свой собственный суд и несложное судопроизводство. Гильдейские и цеховые судьи не были связаны кутюмами, могли решать дела по “справедливости”. При таком положении заимствование чужого права было делом нетрудным.
18. Уголовное право и процесс феодальной Европы. «Каролина» как общегерманский свод уголовного процесса и уголовного права.
Хотя кутюмы и законы предписывали наказание за известные действия, судья не был связан этими предписаниями, особенно в том, что касалось преступлений, квалифицируемых как политические и религиозные. Каждый раз, когда преступление заслуживало особого наказания, судья изобретал казнь, которая должна была поразить воображение, была бы достаточно длительной, достаточно мучительной.
Преступлением считалось всякое проявление “неверности” по отношению к королю, сеньору, цеху, гильдии. Но что такое “верность”, не было определено достаточно точно, и потому всегда существовала возможность произвола. От этого особенно терпели города, когда они были вынуждены бороться за вольности.
В то же время многие деяния, признаваемые преступными любым современным законодательством, не считались таковыми в средние века (открытый грабеж на больших дорогах, которым систематически занимались конные отряды рыцарей, пленение и заточение в целях получения выкупа, так называемое право первой ночи, бывшее легализованным изнасилованием).
Распространение инквизиции и преследование так называемых религиозных преступлений привело к необычайному расширению феодальной репрессии.
Не существует возрастного предела, ограничивающего или исключающего применение уголовного наказания, особенно казни, в отношении детей.
Английское право, впрочем, довольно рано обогатилось понятиями, заключавшими в себе идею группировки преступлений в зависимости от их тяжести. Самым тяжким стали признавать “тризн” – государственную измену (главным образом неверность сеньору); термином “фелония” охватывались особо тяжкие преступления против личности (убийство, изнасилование) или собственности (поджог).
С необыкновенной жестокостью подавлялись восстания против феодального строя. Способствуя развитию буржуазных отношений (до известного времени), европейский абсолютизм использует уголовное законодательство с тем, чтобы принудить работника (особенно разоренного огораживанием крестьянина) принимать навязываемые ему условия работы. Так вырастает “кровавое законодательство”, наиболее яркий пример которого дает Англия XVI века. Законы 1536, 1547, 1572 годов, изданные королями династии Тюдоров, предписывали отрезание ушей у так называемых закоренелых бродяг и смертную казнь при рецидиве; всякого человека, отказавшегося от работы на предложенных ему условиях, разрешалось обращать в рабство. Для этих категорий преступников закон предписывал унизительные телесные наказания: кнут, клеймение, заковывание в цепи.
Смертный приговор, предписывавший казнь, определял, по обыкновению, и способ ее, при этом не возбранялось соединять многие мучительные средства.
Своеобразным обобщением средневековой теории и практики наказаний явилась так называемая “Терезиана” – австрийский кодекс 1768 года, сменивший “Каролину” в землях австрийской монархии. “Терезиана” не только узаконила пытку, она содержала иллюстрации, разъяснявшие, как и какими средствами следует пытать. Тюрьма становится орудием наказания не ранее XVI века (до этого времени она только место задержания до суда).
Немецкая кодификация права XVI-XVIII веков – знаменитая “Каролина”, изданная вскоре после поражения Крестьянской войны 1525 года (в 1532 г.), в качестве единого свода законов для всей громадной Германской империи “Каролина” (названная так по имени императора Карла) могла бы иметь положительное значение. Но ее “всеобщность” значительно умалялась оговоркой, принятой по настоянию князей: “Мы не желаем, однако, лишать курфюрстов, князей и сословия их исконных, унаследованных и правомерных обычаев”. “Каролина” объявляет уничтоженными такие старые обычаи, “неразумность” которых была очевидна: захват корабля со всем его имуществом в случаях, когда он терпит крушение; самовольное присвоение опрокинувшегося воза; арест с целью получения выкупа – эти и некоторые другие обычаи старого германского феодального права, узаконенные в интересах дворянства.
Масса мер террористического характера, направленных против крестьян. В то самое время, когда, повинуясь законам первоначального капиталистического накопления, тысячи крестьян должны были расстаться с привычными условиями существования, “Каролина” постановляла, что так называемых злостных бродяг “должно предавать смертной казни мечом… как только они попадут в тюрьму, невзирая на то, что они не совершили какого-либо иного действия”.
Устрашения ради “Каролина” сохраняла такие виды смертной казни, как сожжение, четвертование, колесование, повешение, утопление, погребение заживо, волочение к месту казни, терзание калеными щипцами (перед смертной казнью). Процессуальные постановления, составляющие главное содержание кодекса, увенчиваются признанием допроса под пыткой, характер которой – продолжительность, суровость – предоставляется “усмотрению благонамеренного и разумного судьи”. Предписывается, чтобы арестованному не рассказывалось об обстоятельствах преступления, которое ему инкриминируется, чтобы не дать ему возможности обдумать защиту, тем легче запутать и добиться признания или оснований для допроса под пыткой. Требовалось, впрочем, немногое: “Если заметят, что подозреваемый держится потаенно, необычным и опасным образом около тех лиц, в измене коим он подозревается, и если он ведет себя так, как будто он им верен… то сие является доказательством, достаточным для применения допроса под пыткой”. “Каролина” не может считаться чисто германским правовым памятником. Не говоря уже о многочисленных ее отсылках к римскому праву, она так много заимствует из других источников, что называется порой не без оснований “немецким учебником итальянского уголовного права”.
Судоустройство и судопроизводство (общие черты, особенности):
- краеугольным принцип суда: всякий судится себе равным. Заседателями (асессорами) сеньориальных судов могли быть только те, кто имел равный лен с подсудимым;
- с XV столетия в странах Западной Европы и особенно во Франции происходит оттеснение феодальной знати от участия в судебной деятельности;
- Высшие суды (в Англии и Франции выступали как суды первой инстанции и как ревизионные органы – разъездные судьи);
- при парламенте состояли “королевский прокурор”, “королевские адвокаты”;
- в Германии – Верховный имперский суд. В некоторых областях Германии самосуд приобрел резко выраженное антикрестьянское назначение – суд фемов (неограниченная компетенция). Они преследовали свою жертву всюду;
- предварительные следственные действия признавались возможными и действительно осуществлялись, но особой стадии процесса не составляли;
- обвинение по основной массе судебных дел продолжает оставаться частным, однако область преследования, осуществляемого от лица государства, все время расширяется. Политические и религиозные преступления, преступления, совершенные по должности, преследуются только государством.
постепенно выходят из употребления старинные формы ордалия;
признавая доказательства свидетельские и письменные, сохранив присягу, церковь предписывала своим судам добиваться признания обвиняемого и настаивала на формуле, ложность которой прекрасно сознавали и в то время: “признание – царица доказательств”.
19. Формы феодального землевладения во Франции: аллод, бенефиций, феод. Феодальные права. Цензива.
Дружина франкского короля получала участки принадлежащей народу земли, в первое время большей частью как подарки, позднее как пожалования чисто феодального характера (бенефиции). Реформы карла Мартелла: конфисковав некоторую часть земель (церковных и монастырских), раздал ее в качестве бенефиций – пожалований. Бенефициарий был обязан являться на военную службу по первому требованию короля: земля была ему вознаграждением за нее. После смерти бенефициария его земля и обязанности переходили к сыну. Если его не было, король мог изъять земельный участок и наделить им другого. Зависимое положение бенефициариев вынуждало их упорно и настойчиво добиваться превращения поместий в неотчуждаемые и наследственные феоды.
В VI веке основная масса пахотных участков становится у франков свободно отчуждаемой собственностью – аллодом.
Хотя отношения между сеньором (королем) и вассалом (бенефициарием) строились на основе договора, стороны в нем не занимали равного правового положения. Вассальный договор содержал в себе элементы иерархии и зависимости, так как получатель феода обязывался признавать верховенство сеньора (сюзерена). Они заключались публично и посредством торжественного и тщательно разработанного обряда. Главное в нем составляло официальное введение вассала во владение землей (инвеститура) и его клятва верности своему сеньору (оммаж).
Вассальные договоры четко фиксировали обязанности сторон. Сеньор наряду с предоставлением феода должен был обеспечить защиту вассала и переданной ему земли. Обязанность вассала выражалась в военной службе на сеньора (до 40 дней в году). Вассал должен был также участвовать в судебных и других собраниях феодалов под председательством сеньора. Денежные выплаты вассала были строго определены: выкуп сеньора из плена, подарки при посвящении в рыцарский сан его старшего сына и выходе замуж старшей дочери. Первоначально вассальные договоры считались заключенными на срок жизни сторон, носили персональный характер. Но вскоре обязанности, связанные с ними, стали передаваться по наследству. Соответственно при уплате сеньору установленного вознаграждения (рельефа) к наследнику переходило и земельное владение, постепенно превращающееся в потомственное. Таким образом, к XI веку феод (наследственное родовое поместье) утверждается как основная форма поземельной собственности. Если вассал нарушал клятву верности сеньору и не выполнял своих обязанностей, он должен был вернуть феод.
Управление городами и суд находились в ведении сеньора или его агентов; в казну сеньора поступали налоги и сборы от городов. В борьбе за вольности города находили нередко поддержку в среде мелкого дворянства, недовольного зависимостью от сеньоров. Но чаще всего города искали поддержки при дворе. Интересы короля и городов во многом совпадали: король хотел ограничения власти вассалов, единства страны; города тоже – единство обеспечивало безопасность дорог, широкие рыночные связи, единую и полноценную монету. На этой основе возникает неписаный договор: города дают королю деньги и солдат, короли обеспечивают городам защиту от феодальных притеснений.
Положение крестьян: для удовлетворения новых запросов, помещик нуждался в деньгах. Для этого он переводит натуральные повинности в денежные. Свободные и заброшенные земли стремятся заселить кем угодно, лишь бы за них платили. Не расставаясь с прямым насилием, с внеэкономическим принуждением, феодал одновременно задумывается над средствами экономического стимулирования крестьянина – возникает цензива – новая форма крестьянского феодального землевладения. Обрабатывающий цензиву крестьянин может по своей воле переходить с места на место (в том числе уходить в город). Цензива свободно передается по наследству. Ее можно продать, однако, с тем, чтобы новый хозяин нес те же повинности. И самое главное: за цензиву уплачивается твердый ежегодный денежный взнос (ценз). Во Франции переход к цензиве начался в ХШ веке. С течением времени она становится здесь основной формой крестьянского держания.