Конституционное закрепление РФ как светского государства.
Это положение отражает отношение российского государства к религии, в соответствии с которым никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14 Конституции РФ). Государство обеспечивает свободу законной деятельности церкви, религиозных объединений, но не вмешивается в определение гражданами своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в дела церкви, в деятельность религиозных объединений, не возлагает на них выполнение функций гос. органов и органов МС. В свою очередь религиозные объединения не вмешиваются в деятельность государства. В РФ как светском государстве государственное образование также носит светский характер, что обеспечивается отделением такой школы от церкви.
Приведенные конституционные установления получили конкретизацию в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г., согласно которому под религиозным объединением понимается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного использования и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужения, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в двух формах — религиозных групп и религиозных организаций. Первые осуществляют свою деятельность без гос. регистрации и приобретения правоспособности юридического лица, а вторые регистрируются в установленном законом порядке в качестве юридического лица.
Отделение религиозных объединений от государства не означает, что государство не может оказывать им помощь в содержании, реставрации и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, предоставлять им налоговые и иные льготы и т.д. В свою очередь религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозных почитаний (паломничества). Они вправе производить, приобретать, эксплуатировать, тиражировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; осуществлять благотворительную и культурно-просветительскую деятельность; создавать учреждения профессионального религиозного образования и т.д. В собственности религиозных организаций могут быть здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурного назначения, предметы религиозного назначения, имущество за рубежом.
Религиозные объединения не могут создаваться в органах гос. власти, других гос. органах, учреждениях и органах МС, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Вместе с тем религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.
Религиозные объединения не участвуют в выборах в органы гос. власти и в органы МС, не участвуют в деятельности ПП и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь. Но это не означает, что священнослужители лишаются каких-то общегражданских прав. Будучи равноправными с другими гражданами своей страны, они могут участвовать в выборах и быть избранными в органы гос. власти и органы МС, хотя и не от религиозных объединений и не как представители соответствующей церкви. Деятельность органов государственной власти и органов МС не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица гос. органов и органов МС, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. В то же время командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях.