Тема 16. Проблемы избирательного права и избирательной системы в РФ

План

Введение.

1. Выборы как одна из высших форм непосредственной демократии.

2. Избирательное право и избирательная система в России.

3. Конституционно-правовые принципы избирательного права в РФ.

Заключение.

Методические рекомендации

Введение.

Первый вопрос курсовой работы носит общетеоретический характер и должен раскрывать понятие выборов, их юридическую природу и социально-политическую значимость, а также их виды: прямые, косвенные и многостепенные. Понятие абсентеизма (неучастие в выборах) и его виды: пассивный и активный абсентеизм.

Второй вопрос должен включать понятие и источники избирательного права в России. Избирательное право как конституционно-правовой институт. Объективное и субъективное, активное и пассивное избирательное право.

Понятие избирательной системы. Избирательная система в широком и узком смыслах. Виды избирательных систем. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. Особенности избирательной системы в Российской Федерации. Участие политических партий, объединений граждан в выборах.

Переходя к третьему вопросу автор должен сосредоточиться на характеристике конституционных принципов избирательного права, таких как всеобщее, равное и прямое избирательное право. Тайность голосования. Гласность, открытость и альтернативность при подготовке и проведении выборов. Добровольное и непосредственное участие граждан в выборах. Свобода волеизъявления избирателей. Недопустимость участия в избирательных компаниях иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений.

Заключение.

Альтернативные варианты тем курсовых работ, касающиеся проблем избирательного права и избирательной системы России:

Тема 16/1. Избирательный процесс и его стадии.

Тема 16/2. Гарантии свободы выборов в Российской Федерации.

Тема 16/3. Избирательные споры и пути их разрешения.

Тема 16/4. Юридическая ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Тема 16/5. Международно-правовые стандарты проведения выборов.

Тема 16/6. Проблемы совершенствования избирательного законодательства в РФ.

Тема 16/7. Институт международных наблюдателей на выборах.

Тема 64/8. Проблемы юридической ответственности за нарушения законодательства о выборах.

Тема 16/9. Проблемы прозрачных и честных выборов.

Тема 16/10. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы: плюсы и минусы.

Тема 16/11. Избирательные цензы в России.

Тема 16/12. «Грязные технологии» в избирательных кампаниях постперестроечной России.

Литература

1. Веденеев Ю.А., Князев С.Д. Избирательные правоотношения: понятие, политико-правовое содержание и структура // Журнал российского права. – 1998. – № 10/11.

2. Вешняков А.А. ООН и международные избирательные стандарты: некоторые аспекты становления и развития // Журнал российского права. – 2005. – № 10. – С. 3.

3. Галушко И.В. Правосудие как способ разрешения юридических конфликтов в ходе выборов // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – 2003. – № 1.

4. Галушко И.В. Усиливать гарантии судебной защиты избирательных прав // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – 2002. – № 2.

5. Избирательная кампания: взгляд изнутри: Сб. ст. – М.: Права человека, 2002.

6. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник / Большаков С. В., Веденеев Ю. А., Вешняков А. А. – М.: Норма, 2003.

7. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов / Отв. ред. А. В. Иванченко. – М.: НОРМА, 1999.

8. Избирательное право в вопросах и ответах / Институт государства и права РАН ; Ред. кол. : В. В. Смирнов (отв. ред.) и др. – М.,1995. – 76 с.

9. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Авт. кол. С. А. Авакьян, Л. Г. Алехичева, В. В. Альхименко и др.; Под ред. А. В. Иванченко. – М.: Норма, 1999.

10. Избирательное право Российской Федерации / В. В. Игнатенко, С. Д. Князев, О.Е. Кутафин и др. – Иркутск: Изд-во ВСЦПИ, 2001. – 332 с.

11. Институт выборов в истории России: источники, свидетельства современников. Взгляды исследователей XIX – нач. XX вв. / Под общ. ред. А. А. Вешнякова. – М.: Норма, 2001.

12. Катков Д. Б., Корчиго Е. В. Избирательное право: вопросы и ответы / Под ред. Ю.А.Веденеева. – М.: Юриспруденция, 2001. – 176 с.

13. Князев С. Д. Очерки теории российского избирательного права. – Владивосток: Издательство ДВГУ, 1999. – 416 с.

14. Князев С. Д. Обжалование нарушений избирательных прав // Журнал российского права. – 1998. – № 4-5.

15. Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. – М.: ИГПАН, 1995.

16. Корчиго Е.В. Понятие избирательного процесса // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – 2002. – № 8.

17. Крылов Б. С. Модельные законы о выборах в субъектах РФ // Журнал российского права. – 1998. – № 7.

18. Лейкман Э., Ламберт Джеймс Д. Исследование пропорциональной и мажоритарной избирательных систем / Пер. с англ. Г.И. Морозова / Под ред. А. С. Шугаева. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. – 366 с.

19. Лысенко В. И. Проблемы современного избирательного права в России и в европейских странах: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук; Российская Академия Наук. Институт государства и права. – М., 1995. – 37 с.

20. Мелник С. Демократия и принцип представительства: краткий сравнительный обзор различных избирательных систем и анализ их сильных и слабых сторон. – М.: Фонд Фридриха Науманна, 1995. – 82 с.

21. Мостовщиков В.Д. Предвыборная агитация: понятие и правовые признаки // Журнал российского права. – 1999. – № 5/6. – С. 17.

22. Очерки по истории выборов и избирательного права : учебное пособие / Под ред. Ю.А. Веденеева, Н. А. Богодаровой. – Калуга; Москва: Калужский областной фонд возрождения историко-культурных и духовных традиций «Символ», 1997. – 388 с.

23. Петров А.А. Основы избирательного права и избирательного процесса в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. – Иркутск: Изб. комиссия Иркутской области; Вост.-Сиб. филиал Рос. академии правосудия, 2004.

24. Политические институты, избирательное право и процесс в трудах российских мыслителей XIX-XX вв.: Хрестоматия / Отв. ред. А. А. Вешняков. – М.: Весь мир: ИНФРА-М, 2003.

25. Постников А. Е. Избирательное право России / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. – М.: ИНФРА. М – НОРМА, 1996. – 209 с.

26. Пылин В. В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – 561 с.

27. Реформы избирательной системы в Италии и России: Опыт и перспективы / ИГП РАН. – М., 2000.

28. Сидякин А.Г. Принцип виновной ответственности и фактор вины в избирательном процессе // Журнал российского права. – 2005. – № 1. – С. 3.

29. Штурнев А.Е. Конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения в Российской Федерации. – Иркутск: Институт законодательства и правовой политики, 2004.

30. Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 2005.

Тема 17. Система государственных органов
в Российской Федерации

План

Введение.

1. Понятие и система органов государства.

2. Конституционные принципы организации и деятельности государственных органов.

3. Классификация.

Заключение.

Методические рекомендации

Первый вопрос необходимо начать с рассмотрения понятия и признаков государственного органа. Особенно важно выделить и детально проанализировать такой основной признак государственных органов, как наличие государственно-властных полномочий. После чего перейти к исследованию видов органов государства и их системы. Далее остановиться на концепциях имеющих место в теории конституционного права, касающихся соотношения понятий: государственный аппарат и механизм государства.

Во втором вопросе автору следует остановиться на характеристике конституционных принципов организации и деятельности государственных органов в РФ, к которым относятся: приоритет прав и свобод человека и гражданина, народовластие, федерализм, разделение властей, децентрализация, законность, деидеологизация, научность, профессионализм, светскость. Особый акцент необходимо сделать на разделении властей как одном из важнейших принципов организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации, на его содержании и значении, на механизме «сдержек» и «противовесов» в современной конституционной практике России.

Переходя к написанию третьего вопроса курсовой работы, студенту следует, прежде всего, определить критерии классификации государственных органов Российской Федерации. Так, например, в зависимости от вида государственной деятельности органы государства можно квалифицировать на законодательные, исполнительные, судебные и контрольно – надзорные органы, первичные и производные, федеральные и региональные (субъектов Федерации), общей и специальной компетенции, коллегиальные и единоначальные. После чего, приступить к их детальной характеристике.

Заключение.

Альтернативные варианты тем курсовых работ, касающиеся системы государственных органов в Российской Федерации:

Тема 17/1. Основные направления совершенствования деятельности государственного аппарата в Российской Федерации.

Тема 17/2. Конституционно-правовые основы реформирования государственного аппарата в России.

Тема 17/3. Конституционно-правовые основы борьбы с бюрократизмом и коррупцией в государственном аппарате.

Литература

1. Алиуллов P.P. Проблемы механизма государственного управления на современном этапе (Вопросы теории и методологии) // Государство и право. – 2005. – № 3. – С. 77-81.

2. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование формирования палат Федерального Собрания РФ и пути его совершенствования // Журнал российского права. – 2005. –№ 8. – С. 23.

3. Гранкин И.В. О принципах формирования деятельности законодательной власти субъектов Федерации // Журнал российского права. – 1998. – № 4/5.

4. 3енкин С. Выборы Президента: порядок определен законом // Российская Федерация. – 1995. – № 12. – С. 8-10.

5. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. д-р юрид. наук И.Л. Бачило. – М.: Юристъ, 1998.

6. Казанцев М.Ф. Законодательная деятельность субъектов Российской Федерации: проблемы становления и опыт проекта законодательного кодекса. – Екатеринбург: УрО РАН, 1998. –
276 с.

7. Коллектив авторов ИГП РАН О концепции развития системы исполнительной власти в Российской Федерации // Государство и право. – 1996. – № 8. – С. 3-32.

8. Конституционный строй России. Выпуск второй. Вопросы парламентского права. – М., 1995. – 132 с.

9. Крестьянинов Е.В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, подлежащих и не подлежащих его обязательному рассмотрению // Государство и право. – 1997. – № 9. – С. 12-21.

10. Крылов Б. К вопросу о соответствии Конституций и Уставов субъектов Федерации Конституции Российской Федерации // Российская федерация. – 1995. – № 23. – С. 56-57.

11. Кузнецов Е.Л. Из истории создания института Президента СССР // Государство и право. – 1996. – № 5. – С. 95-104.

12. Лазарев Л. Гражданин и Конституционный Суд // Российская федерация. – 1995. – № 18. – С. 55-57.

13. Лаптева Л.Е., Нерсесянц В.С., Пахоленко Н.Б., Скрипилев Е.А. Из истории российского парламентаризма: к 90-летию первых выборов в Государственную Думу России // Государство и право. – 1996. – № 7. – С. 145-155.

14. Лунащук И.И. Внешняя политика: президент и парламент // Государство и право. – 1996. – № 7. – С. 138-144.

15. Лысенко В.Н. Устав области, края, города федерального значения, автономного образования: каким ему быть? // Государство и право. – 1995. – № 10. – С. 62-67.

16. Матвеева Т.А. Проблемы реализации конституционных принципов деятельности органов государственной власти в Российской Федерации // Правовая наука и реформа юридического образования: Сборник научных трудов. Выпуск 2: Конституция Российской Федерации 1993 г. и развитие отраслевого законодательства. – Воронеж, 1995. – С. 92-98.

17. Миронов О.О. Конституционный статус депутатов парламентов // Журнал российского права. – 1997. – № 4. – С. 130-137.

18. Митюков М.А. Конституционные и уставные суды: вопросы организации // Журнал российского права. – 1997. – № 4. – С. 62-70.

19. Некрасов С.И. Конституционные основы статуса субъектов РФ (проблемы равноправия и равенства) // Журнал российского права. – 1997. – № 9.

20. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г. // Государство и право. – 1996. – № 1. – С. 12-22.

21. Окуньков Л. А.Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права. – 2001. – № 2.

22. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М.: Изд. группа Инфра. М- Норма, 1996. – 235 с.

23. Окуньков Л.А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание // Журнал российского права. – 1997. – № 2. – С. 14-23.

24. Парламент и Президент (опыт зарубежных стран). – М., 1995.

25. Пиголкин А.С., Рахманина Т.Н., Жалялетдинова. Региональные программы законотворчества получают научное обоснование // Журнал российского права. – 1997. – № 3. – С. 39-48.

26. Погосян Н.Д. Проблемы законодательства о счетной палате Российской Федерации // Государство и право. – 1997. – № 11. – С. 5-13.

27. Постовой Н.В. Обсуждение проблем статуса депутатов палат Федерального Собрания // Государство и право. – 1994. – № 6. – С. 152-156.

28. Радченко В.И. Судебная реформа в России // Журнал Российского права. -1999. – № 1. – С. 55-71.

29. Рекомендации о процедурах предотвращения и разрешения юридических коллизий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов // Российская федерация. – 1995. – № 9. – С. 21-23.

30. Сойфер Т.В. Проблемы развития законодательства на федеральном и региональном уровнях // Государство и право. – 1996. – № 2. – С. 153-159.

31. Соменков А.Д. Правовое положение Счетной палаты Российской Федерации // Журнал российского права. – 1997. -№ 3. – С. 29-38.

32. Степанов И.М. Российское парламентское право: сущностные и регулятивно-целевые ориентиры формирования // Государство и право. – 1994. – № 11. – С. 3-11.

33. Студеникина М.С. Некоторые проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. – 1997. – № 1. – С. 59-68.

34. Тихомиров Ю.А., Петухов В.Н., Игнатюк Н.А. Законопроектная деятельность федеральных органов исполнительной власти // Журнал российского права. – 1997. – № 5. – С. 9-16.

35. Умнова И.А. Как обеспечить единство законодательной и исполнительной власти в условиях Федерации // Журнал российского права. – 1998. – № 4/5.

36. Усанов В.Е. Разделение властей как основа конституционного строя и его роль в формировании парламентаризма в современной России // Государство и право. – 2005. – № 12. – С. 13-22.

37. Федеральные законы и исполнительная власть // Журнал российского права. – 1997. – № 3. – С. 14-22.

38. Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. – 1997. – № 5. – С. 15-23.

39. Шабо Ж. Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Политические исследования. – 1999. – № 3. – С. 155-165.

Тема 18. Президентская власть:
конституционно-правовые основы

План

Введение.

1. Институт главы государства.

2. Конституционно-правовой статус Президента РФ.

Заключение.

Методические рекомендации

Введение.

Первый вопрос должен содержать общетеоретические аспекты: понятие главы государства. Глава государства в системе властей. Становление и развитие института президентской власти в России.

Во втором вопросе курсовой работы следует дать анализ конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации: Президент России – глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Роль и место главы государства в охране суверенитета Российской федерации, ее независимости и государственной целостности. Деятельность Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Определение главой государства основных направлений внутренней и внешней политики государства. Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию.

Место и роль Президента в представлении Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях. Символы президентской власти.

Заключение.

Альтернативные варианты тем курсовых работ, касающиеся проблем президентской власти в России.

Тема 18/1. Возникновение и эволюция института Президента в РФ.

Тема 18/2. Президент РФ в системе разделения властей.

Тема 18/3. Вето Президента РФ.

Тема 18/4. Проблемы досрочного прекращения полномочий Президента РФ.

Тема 18/5. Отрешение Президента РФ от должности: основания и порядок.

Тема 18/6. Проблемы участия Президента РФ в законодательном процессе.

Тема 18/7. Администрация Президента РФ: назначение и компетенция.

Тема 18/8. Полномочия Президента РФ.

Тема 18/9. Юридическая природа актов Президента РФ.

Тема 18/10. Глава государства и его место в Совете Безопасности, Государственном Совете и Президентском Совете.

Литература

1. Авакьян С. А. Президент Российской Федерации: эволюция правового статуса // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 1998. – № 1.

2. Авакьян С.А. Досрочное прекращение полномочий Президента России: проблемы, требующие юридического решения // Законодательство. – 1999. № 3.

3. Вправе ли Президент РФ трижды представлять Думе одного и того же кандидата на пост главы Правительства? Отклики на решение Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. – 1999. – 5/6. – С. 44.

4. Дегтев Г.В. Некоторые теоретические закономерности становления института президентства на современном этапе // Государство и право. – 2005. – № 2. – С. 5-12.

5. Кайнов В.И. Институт президентства. – СПб, 1997.

6. Клеандров М.И. О совершенствовании механизма отбора кандидатов в судьи и наделении их судейскими полномочиями // Государство и право. – 2005. – № 5. – С. 86-92.

7. Колюшин Е. И. Скрытые полномочия или присвоение власти? // Журнал российского права. – 1998. – № 7.

8. Конституционно-правовая ответственность: проблемы России и опыт зарубежных стран / Под ред. С. А. Авакьяна. – М.: Изд-во Моск. унив-та, 2001.

9. Котенков А. А. Президент – парламент: Становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. – 1998. – № 9. – С. 5-8.

10. Лукьянова Е.А.Указное право как российский политический феномен // Журнал российского права. – 2001. – № 10.

11. Лучин В.О., Мазуров В.А. Указы Президента Российской Федерации: основные социальные и правовые характеристики. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2000.

12. Некрасов С.И. Конституционно-правовая ответственность субъектов внутрифедеративных отношений в Российской Федерации: специфика состава конституционного деликта, применяемых санкций, классификации // Государство и право. – 2005. – № 8. – С. 5-13.

13. Нуянзин А.Н. О праве Президента РФ возвращать принятые федеральные законы. Некоторые дискуссионные вопросы // Журнал российского права. – 2001. – № 10.

14. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М – НОРМА, 1996.

15. Окуньков Л. А. Президент и Правительство в механизме государственной власти // Журнал российского права. – 2001. – № 2. – С. 3-10.

16. Окуньков Л. А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание // Журнал российского права. – 1997. – № 2.

17. Окуньков Л. А., Рощин В. А. Вето Президента: научно-практическое пособие / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. – М.: Городец, 1999. – 352 с.

18. Окуньков Л.А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием // Законодательство. – 2000. – № 9.

19. Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. – Саратов, 2000. – С. 34-35.

Тема 19. Федеральное Собрание – парламент
Российской Федерации

План

Введение.

1. Природа и функции законодательной власти.

2. Палаты Федерального Собрания РФ.

Заключение.

Методические рекомендации

Введение.

Рассмотрение первого вопроса необходимо начать с понятия парламентаризма, а также с определения понятия, функций и места законодательных органов власти в системе разделения властей. Федеральное Собрание как высший представительный и законодательный орган Российской Федерации. Отметить структуру Федерального Собрания, основные принципы организации и деятельности палат Федерального Собрания. Порядок формирования законодательных органов власти в РФ, сроки полномочий и порядок их прекращения. Дать характеристику Регламентам палат Федерального Собрания.

Второй вопрос целиком должен быть посвящен рассмотрению конституционного статуса палат Федерального собрания. Совет Федерации: порядок формирования, состав, компетенция. Вопросы, отнесенные к исключительному ведению Совета Федерации. Комитеты и комиссии Совета Федерации Федерального Собрания: порядок формирования, состав, функции, основные формы деятельности.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок избрания, состав, полномочия. Президиум государственной Думы. Комитеты и комиссии Государственной Думы Федерального Собрания: назначение, порядок формирования, компетенция, акты. Вопросы, отнесенные к исключительному ведению Государственной Думы.

Заключение.

Альтернативные варианты тем курсовых работ, касающиеся проблем деятельности парламента Российской Федерации:

Тема 19/1. Совет Государственной Думы: порядок образования, компетенция.

Тема 19/2. Депутатские объединения в Государственной Думе.

Тема 19/3. Основные организационно-правовые формы депутатской деятельности в Государственной Думе Федерального Собрания.

Тема 19/4. Основание и порядок роспуска Государственной Думы.

Тема 19/5. Становление и развитие парламентаризма в России.

Литература

1. Вправе ли Президент РФ трижды представлять Думе одного и того же кандидата на пост главы Правительства? Отклики на решение Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. – 1999. – 5/6. – С. 44.

2. Гранкин И.В. Определение статуса Федерального Собрания РФ и проблемы его совершенствования // Журнал российского права. – 2005. – № 6. – С. 5-12.

3. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование формирования палат Федерального Собрания РФ и пути его совершенствования // Журнал российского права. – 2005. – № 8. – С. 23.

4. Законодательный процесс: Понятие. Институты. Стадии: Научно-практическое пособие /Авт. кол. : А. А. Алейник, Р. Ф. Васильев (отв. ред.), Н. Е. Ковачев и др. – М.: Юриспруденция, 2000. – 318 с.

5. Законотворчество в Российской Федерации: Научно- практическое и учебное пособие /Авт. кол.: А. И. Абрамова, Т. В. Голубева, А. В. Мицкевич и др. / Под ред. А. С. Пиголкина; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. – М.: Формула права, 2000. – 608 с.

6. Зеленов Р.Ю. Законодательные процедуры Европейского Союза. Эволюция полномочий Европейского парламента // Государство и право. – 2005. – № 1. – С. 97-103.

7. Иванченко А. В. Российское народовластие: уроки истории. – М.: Юриспруденция, 2005.

8. Кокотов А. Н. Федеральный законодательный процесс: Понятие и структура // Правоведение. – 2001. – № 1. – С. 53-63.

9. Краснова О. И. К вопросу о некоторых принципах федерального законодательного процесса России // Государство и право. – 2005. – № 12. – С. 97-100.

10. Крестьянинов Е. В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, подлежащих и не подлежащих его обязательному рассмотрению // Государство и право. – 1997. – № 9. С. 12-20.

11. Лукьянов А. И. Законодательный процесс в России // Журнал российского права. – 1997. – № 4. – С. 14-19.

12. Любимов А. П. Лоббизм как конституционно-правовой институт / Российская академия наук. Институт государства и права. – М., 1998. – 256 с.

13. Марченко М. Н. Теория разделения властей и различные ее модификации на Западе // Журнал российского права. – 1997. – № 4.

14. Масленников М.Я. Законодательство субъектов Российской Федерации об административной ответственности: правотворчество и центробежные импровизации // Государство и право. – 2005. – № 10. – С. 34-41.

15. Мирошин Б. В. Согласительные парламентские процедуры как форма участия регионов в федеральном законодательном процессе // Журнал российского права. – 1998. – № 7. – С. 61- 64.

16. Митрофанов Ю. А. Вправе ли Государственная Дума толковать законы? // Журнал российского права. – 1998. – № 10-11.

17. Овсепян Ж.И. Становление парламентаризма в России. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Издательство СКАГС, 2000. – 120 с.

18. Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт: Сб. ст. / Под ред. С. А. Авакьяна. – М.: Изд-во МГУ, 2003.

19. Парламентское право России: Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «юриспруденция» /Авт. кол. : А. С. Автономов, В. А. Витушкин, Н. С. Волкова и др. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. -2-е изд., перераб. и доп., учеб. – М.: Юрист, 2003. – 655 с.

20. Поленина С. В. Законотворчество в Российской Федерации / Институт государства и права РАН. – М., 1996. – 146 с.

21. Усанов В.Е. Разделение властей как основа конституционного строя и его роль в формировании парламентаризма в современной России // Государство и право. – 2005. – № 12. –
С. 13-22.

Наши рекомендации