И Северной Америки в начале XX в.

Политическом и культурном развитии

Стран Европы и Северной Америки

План изучения новой темы

1. Новые явления в экономике в начале XX в. 2. Изменение социальной структуры общества. 3. Основные системы политической власти. 4. Основные идеологические учения. 5. Развитие науки и культуры.

Основная проблема: какие общие основные изменения происходили в странах Европы и Северной Америки в начале XX в. и к какому уровню развития они привели?

Работа с материалом пункта 1.

Задание 1. Вопросы на проверку знания материала:

1. Перечислите новые явления в экономическом развитии стран Европы и Северной Америки. 2. Какую роль в развитии экономики играла биржа? 3. Назовите основные формы ведения сельского хозяйства. 4. В какой области экономики — промышленности или сельском хозяйстве — изменения происходили быстрее?

Задание 2. Работа с историческими понятиями.

Вариант 1. Дать определение понятиям:

1. Трест. (Одна из форм монополистических объединений, при которой участники теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность.)

2. Картель. (Форма монополистического объединения, при которой участники вместе регулируют объем производства, условия сбыта продукции и найма рабочей силы, но сохраняют коммерческую и производственную самостоятельность.) 3. Биржа. (Оптовый рынок, на котором происходят сделки с товарами, ценными бумагами и иностранной

валютой.) 4. Сельскохозяйственная аренда. (Наем надела земли у землевладельца.)

5. Частнокрестьянское хозяйство. (Хозяйство, которое обрабатывает сам личный владелец земли.) 6. Фермерство. (Продуктивное сельское хозяйство, при котором применяется,

кроме личного труда владельца, труд наемных работников и техника.)

7. Территориальный раздел мира. (Раздел колониальных владений между наиболее развитыми странами мира, политическое оформление колониальных держав.)

Вариант 2. Определить историческое понятие:

1. Вид сельского хозяйства, при котором применяется, кроме личного труда владельца хозяйства, труд наемного работника и техника. (Фермерское хозяйство.) 2. Наем надела земли у землевладельца. (Аренда.) 3. Окончательный раздел колониальных владений между развитыми странами мира и политическое оформление колониальных империй. (Территориальный раздел мира.) 4. Форма монополистического объединения, при, которой участники теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность. (Трест.) 5. Форма монополистического объединения, при которой участники сохраняют свою производственную и юридическую самостоятельность, но вместе планируют объем производства, условия сбыта товаров и найма рабочей силы. (Картель.) 6. Оптовый рынок, на котором заключаются сделки с товарами, ценными



бумагами и иностранной валютой. (Биржа.) 7. Сельское хозяйство, в котором личный владелец обрабатывает землю сам. (Частнокрестьянское хозяйство.)

Вариант 3. Соотнести указанные выше исторические понятия и их определения.

Задание 3. Вопросы и задания на анализ экономических явлений:

1. Подумайте, почему в разных странах Европы и Северной Америки происходили аналогичные явления в развитии экономики. Является ли, по вашему мнению, развитие экономики ведущим звеном в развитии всего общества? Почему?

2. Продолжите исторические высказывания:

В начале XX в. в странах Европы и Северной Америки наблюдались качественные изменения в...

Преобразования в промышленности шли более быстрыми темпами, чем в сельском хозяйстве, потому что...

Территориальный раздел мира привел к...

Работа с материалом пункта 2.

Задание 1. Вопросы на проверку знания материала:

1. Вспомните, из каких социальных слоев населения состояло общество в XIX в. Какие из них занимали привилегированное положение и почему? 2. Перечислите изменения, произошедшие в социальной структуре общества на рубеже XIX—XX вв.

Задание 2. Работа с историческими понятиями:

1. Как вы понимаете термин «социальная дифференциация»? (Усиливающееся различие положения в обществе различных групп населения.) 2. Подумайте, к каким последствиям может она привести. Постарайтесь объяснить этот термин классу на конкретном историческом примере.

Задание 3. Анализ изменений социальной структуры. Определите верные и неверные высказывания и обоснуйте свой выбор:

Из-за быстрого развития промышленности росло число наемных рабочих.

Аристократия в новых исторических условиях не сумела удержать свои привилегированные позиции и влияние в обществе.

Социальная структура общества стран Европы и Северной Америки в начале XX в.

отличалась стабильностью.

Работа с материалом пункта 3.

Задание 1. Вопросы на проверку знания материала:



1. Какие формы политической власти существовали в странах Европы и Северной Америки в начале XX в.? 2. Какую роль играют в новых исторических условиях политические партии? 3. К каким изменениям должны были привести реформы, проводимые правительством европейских стран в начале XX в.?

Задание 2. Работа с историческими понятиями.

Вариант 1. Дать определение понятиям:

Политическая партия. (Политическая организация, выражающая интересы класса или какого-либо слоя общества, с конкретной программой действий.) Реформизм. (Официальный курс правительства на проведение социально-политических и экономических реформ.)

Вариант 2. Составить несколько исторических высказываний с употреблениемпонятий «политические партии» и «реформизм».

Задание 3. Вопросы на анализ политических форм власти: 1. Подумайте, почему старые формы правления не устраивали общество европейских и североамериканских стран. 2. Предположите, к каким последствиям могла привести консервация старых режимов. 3. Подумайте, в какой степени старые формы правления могли реформироваться «сверху». Какие реформы, выдвинутые обществом, возможно было провести так, а какие нет? Свое мнение обоснуйте.

Работа с материалом пункта 4.

Вариант 1. Заполнение таблицы:

           
Основные   Положения идеологических учений   Предполагаемые цели  
направления в      
идеологии          
           
Либерализм   Усиление участия населения в решении   Развитие буржуазного  
    социально-экономических и политических   государства с парламентской  
    вопросов. Ограничение роли сословных   системой и буржуазными  
    институтов в управлении.   свободами  
    Уменьшение роли государства в решении      
    экономических вопросов.      
    Расширение прав и свобод человека      
           
Консерватизм   Большая роль государства в решении   Сохранение основ  
    экономических и политических вопросов.   существующего порядка  
    Сохранение сословий.      
    Ограничения на участие широких слоев      
    населения в работе парламентов      
           

Вариант 2. Определить,к какому из трех направлений в идеологии(консерватизму,либерализму или социал-демократизму) относятся следующие положения, и обосновать свой выбор:



1. Сохранение сословных институтов власти. 2. Расширение участия широких слоев населения в решении экономических и политических проблем государства. 3. Осуждение колониальных экспансий и захватнических войн. 4. Расширение демократических прав и свобод человека. 5. Сохранение большой роли государства в решении экономических и политических вопросов. 6. Более равномерное распределение доходов между различными социальными слоями населения. 7. Усиление социальных гарантий. 8. Введение ограничений на участие широких слоев населения в работе парламентов.

Подумайте, какие из перечисленных требований могут относиться сразу к нескольким направлениям . Возможен ли компромисс между представителями этих идеологических направлений? Почему?

Работа с материалом пункта 5.

Задание 1. Вопросы на проверку знания материала.

Назовите фамилию изобретателя или деятеля культуры:

1. Кто изобрел первый автомобиль? (Г. Форд.) 2. Кто открыл структуру атома?

(Н. Бор.) 3. Кто изобрел беспроволочный телеграф? ( А. Попов и Г. Маркони.) 4. Кто создал теорию относительности? (А. Эйнштейн.) 5. Кто изобрел кинематограф? (Братья Люмьер.) 6. Кто был основателем Олимпийского движения в XX в.? (П. де Кубертен.)

Назовите область творчества или изобретение:

1. Что изобрели братья Райт? (Аэроплан.) 2. Что открыл Э. Резерфорд? (Явление радиоактивности.) 3. Над чем работал К. Э. Циолковский? (Возможность использования ракет для межпланетных сообщений.) 4. Чем известен П. Пикассо? (Авангардная живопись.) 5. Чем известен Ш. Э. Ле Корбюзье? (Авангардная архитектура.) 6. Чем знаменит Чарли Чаплин? (Артист немого кино.)

Задание 2. Работа с историческими понятиями.

Дайте определение понятиям:

Авангардизм. (Направление в художественной культуре XX в., порывающее с существовавшими ранее нормами и традициями.) Массовая культура. (Тип культуры, адресованной самым широким слоям населения.)

Задание 3. Вопросы и задания на анализ развития науки и культуры:

1. Подумайте, закономерно ли появление таких явлений, как авангардизм и массовая культура, именно в начале XX в. Какие процессы в развитии общества могли привести к этим явлениям в культуре? 2. Попытайтесь поспорить на тему «Нужна ли массовая культура в обществе?» 3. Выполните творческую работу. Напишите от лица жителя большого города другу или родственнику в населенный пункт вдали от центра письмо с описанием новшества быта и культуры со своими оценками этих новшеств.

Домашнее задание .Первая часть§ 1—2 (общие тенденции развития государств Европыи Северной Америки в начале XX в.).



Тема № 2 Развитие стран Европы

и Северной Америки в начале XX в.

План изучения новой темы

1. Развитие Великобритании. 2. Развитие Германии. 3. Развитие Франции. 4. Развитие США. 5. Развитие Австро-Венгрии. 6. Развитие Италии.

Основная проблема урока: какие специфические проблемы внутренней и внешней политики существовали в странах Европы и Северной Америки и какими путями они могли разрешиться?

ВАРИАНТ I.Уроки2—3проводятся в форме лабораторного занятия.

Первый этап. Учащиеся разбиваются на6групп.Каждая группа должна получитьзадание по анализу положения одной страны к началу XX в. и за 15—20 минут подготовить выступление перед классом.

Задание состоит из двух частей: сделать «визитную карточку» страны и подготовить ответы на вопросы. « Карточка» делается на листке бумаги и при выступлении группы переносится на доску, вопросы проговариваются устно.

Визитная карточка страны

 
  И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru

И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru Страна И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru Форма правления, политические партии И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru Внутренняя политика И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru Внешняя политика И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru

         
    И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru
 
    И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru
 
  И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru

Второй этап. Раздача заданий группам.

Первая группа — работа с материалами по Великобритании.

Заполнить «визитную карточку» Великобритании.

1. Определите положение Великобритании в мире к началу XX в. 2. С чем связано развитие массовых демократических движений и к каким последствиям для страны эти движения привели? 3. Как бы вы могли оценить проводимые в стране реформы? 4. Какие наиболее продуктивные способы удержания своих многочисленных колониальных

владений использовала Великобритания? 5. Объясните понятия: доминионы, консерваторы, либералы, суфражистки, пацифисты.

Вторая группа — работа с материалами по Германии.

Заполнить «визитную карточку» Германии:

1. Определите основную причину, по которой Германия смогла выступить с лозунгом перераспределения колоний к началу XX в. 2. На каких основных идеях основывается теория «пангерманизма»? Подумайте, какие слои населения и по каким причинам могли

ее поддерживать. 3. Возможно ли было совместить интересы Германии во внешней политике с интересами других государств? Почему? 4. Объясните понятия: канцлер, рейхстаг, католическая партия, социал-демократия, аграрная партия, пангерманизм.

Третья группа — работа с материалами по Франции.



Заполнить «визитную карточку» Франции:

1. Почему во Франции происходила быстрая смена правительств? Объясните, какие положительные и отрицательные последствия такой смены для развития страны можно выделить. Какие последствия, по вашему мнению, преобладают? 2. Почему возврат

Эльзаса и Лотарингии являлся для страны одной из самых актуальных проблем?

3. Оцените те сильные моменты в развитии Франции, на которые она могла опереться в войне с Германией. Кажутся ли они вам достаточными для достижения победы? Почему?

4. Объясните понятия: унитарное государство, умеренные республиканцы, радикальные республиканцы.

Четвертая группа — работа с материалами по США.

Составить «визитную карточку» США:

1. Определите факторы быстрого развития США в начале XX в. 2. Какую роль играло государство в регулировании развития экономики? Как можно оценить позиции государства? 3. Какие общие и особенные черты внешней политики США можно назвать? Можно ли считать внешнюю политику страны в начале XX в. успешной? 4. Можно ли говорить об особом, американском пути развития? 5. Объясните понятия: иммиграция, «политика большой дубинки», «дипломатия доллара».

Пятая группа — работа с материалами по Австро-Венгрии.

Составить «визитную карточку» Австро-Венгрии:

1. Объясните, почему возникло и в чем заключалось своеобразие Австро-Венгрии.

2. Как многонациональный состав населения империи влиял на ее развитие и какие проблемы для властей создавал? 3. Объясните понятия: дуалистическая монархия, национальный гнет.

Шестая группа — работа с материалами по Италии.

Составить «визитную карточку» Италии:

1. Подумайте, какие черты — национальные или общие — больше определяли развитие страны в начале XX в. 2. Можно ли назвать реформы, проводимые в Италии в начале XX в., радикальными и почему? 3. Предположите, как могут сочетаться устойчивая королевская власть и демократические реформы. 4. Объясните термины: модернизация, «эра Джолитти».

Третий этап. Выступления групп и составление«визитных карточек»на доске и втетрадях учащихся:

                   
  Страна   Форма правления,   Внутренняя политика   Внешняя политика    
    политические        
      партии            
                   
  Великобритания   Парламентарная   Реформы в области управления   Укрепление и    
      монархия.   (ограничение полномочий   расширение    
      Консервативная   лордов) и широкие социальные   колониальных владений    
      партия.   реформы   в различных регионах    
      Либеральная партия       мира    
                   


Германия   Империя во главе с   Быстрое развитие военной   Подготовка к войне за
    императором.   промышленности   новые колонии и влияние
    Консервативная       в мире
    партия.        
    Либеральная партия.        
    Католическая партия.        
    Социал-демократия.        
    Аграрная партия        
             
             
Франция   Президентская   Форсированная подготовка к   Подготовка к возврату
    республика.   войне с Германией.   Эльзаса и Лотарингии
    Умеренные   Некоторые реформы в    
    республиканцы.   социальной сфере    
    Радикальные        
    республиканцы        
             
Соединенные   Президентская   Реформы: усиление роли   Расширение влияния в
Штаты Америки   республика.   государства в сфере экономики   мире: политика
    Республиканская       «большой дубинки» и
    партия.       дипломатия
    Демократическая        
    партия        
             
Австро-Венгрия   Дуалистическая   Ограниченные реформы в   Усиление влияния на
    монархия   сфере управления   Балканском полуострове
            и в районе Средиземного
            моря
             

И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru


Италия   Парламентская   Радикальные реформы в
    монархия.   политической, экономической
    Консервативная   и социальной сферах
    партия.    
    Либеральная партия    
         

И Северной Америки в начале XX в. - student2.ru

Расширение колоний в Северной Африке и контроль над Албанией

После заполнения таблицы организуется беседа по вопросам:

1. Объясните, от каких факторов зависел способ установления власти в новых государствах. 2. Определите, какая форма правления была наиболее популярной в новых государствах. Чем вы можете объяснить выбор государств? 3. Какой режим установился в большинстве образовавшихся государств? Предположите, каких преобразований ожидало общество от этого режима. 4. Можно ли найти общие основы политики властей новых государств? Если да, то считаете ли вы, что однотипность политики закономерна?

5. Пользуясь составленной таблицей и картой «Территориальные изменения в Европе в 1918—1923 гг.», предположите, какие международные отношения могли сложиться в Европе после окончания Первой мировой войны. Какие проблемы могли встать?

Домашнее задание.Вторая часть§ 1—2 (характеристика отдельных стран).



Тема № 3 Страны Азии, Африки

Наши рекомендации