Японо-американские отношения
- 2001-2006гг. премьерство Коидзуми. Позиция: отсутствие у Токио альтернатив укреплению японо-американского альянса; использование возможностей Союза безопасности (Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между США и Японией 19 января 1960г.) для повышения роли Японии в глобальной и региональной политике;
- начало адаптации Союза безопасности к вызовам нового столетия с декабря 2002г. Первый этап в феврале 2005г. – заседание в Вашингтоне Консультативного комитета безопасности, который представил Совместное заявление ККБ («Общие стратегические цели»). Альянс должен пройти эволюцию от «ориентированного на угрозы» к «ориентированному на интересы». Развитие двустороннего партнерства на региональном и глобальном уровнях, включение в компетенцию Союза безопасности проблематики противоракетной обороны; единство в понимании угроз и формулировании стратегической политики, основанных на анализе изменений среды безопасности в АТР. Документ «Общие стратегические цели» по значимости сравнивают с «Совместной декларацией о союзе безопасности на XXIв.» от 1996г.
- были обозначены общие региональные интересы: мирное воссоединения на Корейском полуострове; мирное решение всех проблем, связанных с Северной Кореей; развитие конструктивных отношений с КНР; поддержка мирного разрешения Тайваньского вопроса; содействие повышению транспарентности военной программы КНР; содействие вовлечению России в процессы АТР; полная нормализация российско-японских отношений посредством разрешения территориальной проблемы;
- план на развитие двустороннего партнерства (военного) дал плоды: тыловая поддержка японскими силами самообороны антитеррористической операции в Афганистане, участие сухопутных и воздушных сил самообороны в постконфликтном урегулировании в Ираке; кроме того Япония подключилась к борьбе против терроризма на Ближнем Востоке, а также в Индонезии и Филиппинах;
- первый этап реформирования Альянса свидетельствует о готовности Японии выстраивать более симметричные отношения в его рамках (в 90-х Японию обвиняли в том, что она лишь тратит военный бюджет США, не привнося ничего самостоятельно);
- 29 октября 2005г. ККБ выпустил Доклад «американо-японский союз: трансформация и реорганизация для будущего». В нем предлагается создание общих командных структур, введение процедур постоянного обмена стратегической информацией, повышение значимости Союза безопасности, значительное сокращение американского военного контингента в Японии, расширение участия Японии в разработке совместной ПРО, более активное подключение представителей японской стороны к управлению возможными совместными операциями;
- 1 мая 2006г. «Дорожная карта США и Японии по осуществлению передислокации» (американских военных баз до 2014г.; плюс сокращение на 8 тысяч числа военнослужащих, а не на 7);
- 1 мая 2007г. ККБ выпустил очередное «Совместное заявление», в котором говорилось о намерении развивать сотрудничество в рамках Союза безопасности как с отдельными государствами (Австралия, Индия), так и с наднациональными структурами (АТЭС, АСЕАН, НАТО);
- в 2007г. при министре С.Абэ происходит некоторое охлаждение отношений, вызванное неспособностью главы правительства обеспечить законодательную поддержку миссии морских сил самообороны в Индийском океане (заправка топливом в открытом море кораблей ВМС США) – было сильно влияние оппозиции, которая говорила об излишней подчиненности Японии в вопросах безопасности интересам американского союзника (отсюда вывод о том, что отношения между США и Японией очень зависят от состояния внутриполитической ситуации в Японии);
- в 2009г. Япония взяла на себя большую часть расходов по выводу американской базы «Футэнма» (6 млрд. из 10 млрд., беспрецедентный случай: впервые принимающая сторона взяла на себя большую часть расходов). Япония объяснила это тем, что хочет поскорее выполнить требования недовольного наличием базы населения Окинавы (базы рассматриваются японцами как наследие периода оккупации);
- 19 января 2010г. «Совместное заявление» - основные акценты на политических аспектах Союза безопасности, Союз эволюционировал от ориентации на общие интересы к предпочтению общих ценностей, то есть идеалов демократии, приверженности правам человека и верховенству закона;
- с 2009г. отношения опять ухудшаются после прихода к власти оппозиционной Демократической партии Японии. Особенно остро встают два вопроса взаимоотношений: судьба базы «Футэнма» и присоединении Японии к Соглашению о Транстихоокеанском стратегическом экономическом партнерства (ТСЭП).
- 27 апреля 2012г. США и Япония достигли окончательного соглашения по поводу переноса американских военных объектов с острова Окинава в самое ближайшее время (9 тыс. солдат);
- против присоединения Японии к ТСЭП выступают представители различных общественных кругов Японии – сельскохозяйственных и медицинских. Кроме того, подписание соглашения потребует открытия японской экономике, которая все еще ликвидирует экономические последствия землетрясения 2011г.