Индусская правовая система
Индусское право основано на религии индуизма и регулирует поведение членов индусской общины2. Это не право Индии, а право общины, которое в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки исповедует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей к принятию на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию.
Главная черта индусского права – тесная связь с религией. Она является неотъемлимой частью индуизма, в состав которого наряду с правом входят также различные религиозные верования и обряды, моральные и философские ценности, предполагающие определенный образ жизни, общественный порядок, социальную организацию.
Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и догм морали. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере деяния преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям. Собрание касты голосованием разрешает в местном масштабе все споры, опираясь при этом на общественное мнение. Оно располагает и эффективными средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае, если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести, по справедливости.
Правовая система в США
Американская правовая система восходит к английской системе общего (прецедентного) права, то есть права, создаваемого судами. Его основополагающим принципом является принцип следования судебному прецеденту: при разбирательстве дела суд должен следовать ранее установленным судебным решениям по аналогичным делам. Однако в США принцип следования прецеденту не считается судами абсолютным и судебная практика идёт по пути гибкого применения этого принципа, приспосабливаясь на каждом историческом этапе развития страны к политическим и социально-экономическим потребностям общества.
Свод норм, создаваемых судебными прецедентами, дополняется и изменяется законодательством. Конгресс и законодательные органы штатов принимают нормативные акты по широкому кругу политических и социально–экономических вопросов. Правовые нормы, устанавливаемые законодательными органами, образуют статутное право, являющееся важным компонентом американского права. Тем не менее, толкование законов и правил их применения определяется нормами общего права.
Большую и постоянно возрастающую роль в американском праве играет административное нормотворчество органов исполнительной власти,осуществляемое на основе полномочий, делегируемых им законодательными органами. Административные акты (приказы, правила, директивы, инструкции), цель которых конкретизировать и детализировать законы, часто подменяют их, поскольку фактически имеют равную юридическую силу.
В становлении и развитии правовой системы США большую роль сыгралобычай. Его влияние особенно заметно в сфере функционирования институтов государственной власти. Многие из них созданы и действуют не на основе норм общего и статутного права, а в силу сложившейся политической практики. Такие важные государственно-политические институты, как кабинет министров, постоянные комитеты палат Конгресса, политические партии, не предусмотрены Конституцией и созданы не законодательным путём.
Немаловажное место в американской правовой системе занимают некоторые институты права справедливости.Оно появилось в Англии как дополнение к общему праву: когда для разрешения спора не находилось необходимой нормы, можно было обращаться в особые «суды справедливости», облекавшие свои решения в форму приказов. В США такие суды существовали в отдельных штатах. По мере развития правовых систем штатов право справедливости утратило самостоятельное значение. Судебные же приказы, запрещающие или предписывающие какое-либо действие, сохранились и являются одной из важных форм реализации властных полномочий суда.
Таким образом, основными источниками американского права являются судебный прецедент, законодательство, административные нормы, обычай и право справедливости.
Система права Англии включается в англосаксонскую правовую семью, основным источником которой служит норма, сформулированная судьями и выраженная в судебных прецедентах368, то есть в судебных решениях по конкретному делу, которым затем придается общеобязательная сила. Кроме того, источником права является и статутное (законодательное) право парламентского происхождения.
В первую группу английского права входят, наряду с Англией, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, бывшие колонии Британской империи (в настоящее время тридцать шесть стран являются членами Содружества). Сегодня почти треть населения мира живет в значительной мере по принципам, сформулированным в английском праве.
Ко второй группе относится США. Имея своим первоначальным источником английское общее право, в настоящее время право в этой стране является практически самостоятельным.
Историческими корнями английское право уходит в далекое прошлое. После норманского завоевания Англии (1066 г.) основная нагрузка в осуществлении правосудия была возложена на королевские суды, находившиеся в Лондоне. В их деятельности постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем все суды (общее право). Выработалось правило прецедента - однажды сформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным для всех судей.
Впоследствии в связи с большими социальными изменениями в феодальной Англии (развитие товарно-денежных отношений, рост городов, упадок натурального хозяйства) возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер, решая в порядке определенной процедуры споры, в связи с которыми их участники обращались к королю. Таким образом, параллельно с общим правом сложилось так называемое право справедливости. Оно, как и общее право, является составной частью прецедентного права, но прецеденты здесь созданы другим путем и охватывают иные отношения, чем общее право.
Несмотря на многие сходные черты общего права и права справедливости, прецеденты их судов фиксировались раздельно, что привело к дуализму английской правовой системы, который существовал вплоть до судебной реформы 1873-1875 гг. Эта реформа слила общее право и право справедливости в единую систему прецедентного права. Все английские суды получили право применять и нормы общего права, и нормы права справедливости.
Сегодня английское право традиционно продолжает оставаться в основном судебным, разрабатываемым судьями в процессе рассмотрения конкретных дел. Такой подход делает нормы общего права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германских систем, но одновременно придает праву большую казуистичность и меньшую определенность.
В английском праве отсутствует деление на публичное и частное. В нем значительно в меньшей степени восприняты категории и понятия римского права. Нет в Англии и кодексов европейского типа.
Отрасли английского права выражены не столь четко, как в континентальных правовых системах, и проблемам их классификации и на практике, и в научных доктринах уделяется несравненно меньше внимания. Дело в том, что суды в Англии имеют общую юрисдикцию и рассматривают разные категории дел: и гражданские, и торговые, и уголовные, и др.
При рассмотрении дела английский судья должен выяснить, не было ли аналогичное дело рассмотрено ранее, и в случае положительного ответа руководствоваться уже имеющимся решением. Степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом. Так, решения высшей судебной инстанции - палаты лордов - обязательны для всех судов. Апелляционный суд, состоящий из гражданского и уголовного отделений, обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов. Высокий суд (все его отделения, включая и апелляционные) связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций.
Правовая система в России
Современная российская правовая система входит в романо-германскую правовую семью, вновь возвратившись в нее после более чем семи десятилетий господства социалистического права. Начиная с середины 1980-х гг. вместе с развитием демократических реформ в Советском Союзе начинается его быстрая трансформация, отход от прежних жестких принципов. Уже в 1986 г. разрешается индивидуальная трудовая деятельность, в 1989 г. рядом советских ученых обосновывается идея "социалистического правового государства", в 1990 г. признается несоциалистическая собственность на средства производства, многопартийность, разделение властей. С началом деятельности Верховного Совета РСФСР созыва 1990 г. начинается развитие собственно российской правовой системы. В 1990—1991 гг. российскими законодателями были провозглашены равенство форм собственности, свобода предпринимательства, примат международно признанных прав человека, на доктринальном уровне восстановлено деление права на публичное и частное. Таким образом, современная российская правовая система продолжает традиции романо-германской правовой семьи, заложенные еще в дореволюционный период и сохраненные отчасти и в советский период.1
По темпам правовых преобразований Россия занимает среднее место среди других бывших советских республик. К 2000 г. приняты новые Арбитражный процессуальный (1995 г.), Бюджетный (1998 г.), Водный (1995 г.), Воздушный (1997 г.), Градостроительный (1998 г.), Лесной (1997 г.), Налоговый (первая часть в 1998 г.), Семейный (1995 г.), Торгового мореплавания (1999), Уголовно-исполнительный (1997 г.) и Уголовный (1996 г.) кодексы.
Кодификационные работы проводятся также на уровне субъектов РФ. В ряде из них в 1990-е гг. приняты собственные жилищные (Башкортостан, Коми), водные (Башкортостан), земельные (Башкортостан, Татарстан, Карелия), лесные (Татарстан, Саратовская область), градостроительные (Томская и Мурманская области) кодексы.
Правовая система России продолжает оставаться образцом для некоторых государств СНГ (Беларуси, Казахстана, республик Средней Азии). Предпринимаются попытки сохранения элементов единого правового пространства. В частности, ряд наиболее важных кодексов, принятых в вышеуказанных республиках (гражданский, уголовный, уголовно-про-цессуальный) основываются на модельном законодательстве, одобренном Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ.
Основным источником права в России являются законы и другие нормативные правовые акты. Как и в большинстве федеративных государств, российское законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов законодательного регулирования установлено в Конституции РФ.
В исключительном ведении Российской Федерации, в частности, находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина: формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика, международные и внешнеэкономические отношения Российской Федерации; оборона и безопасность; судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.
К совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ в числе прочего отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры,физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
Во главе иерархии федеральных (и вообще российских) актов стоит Конституция РФ; далее следуют федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти. Особое место занимают регламенты и другие нормоустанавливающие постановления палат Федерального Собрания РФ. В отличие от многих зарубежных стран в России отсутствует институт делегированного и чрезвычайного законодательства. Указы Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.Иерархию нормативных правовых актов субъектов РФ образуют конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых органов исполнительной власти субъектов РФ, регламенты и другие акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.
Низший уровень в иерархии нормативных правовых актов образуют нормативные акты органов местного самоуправления. Виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
Судебный прецедент, как и в других странах романо-германской семьи, в РФ источником права не признается. Однако судебная практика, официально обобщаемая и направляемая в руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ, играет исключительно важную роль в применении законодательства, представляя собой де-факто особую нормативную систему. Близкое к судебным прецедентам место в системе источников права занимают заключения Конституционного Суда РФ. В субъектах РФ аналогичную роль играют решения местных конституционных и уставных судов.Достаточно ограниченное применение в качестве источника права в России имеет правовой обычай.
Так, в ГК РФ содержатся ссылки на обычаи делового оборота (ст. 6), национальный обычай (ст. 19) и местный обычай (ст. 221, 309, 311, 312, 314— 316, 406, 421). Согласно ст. 14 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30 апреля 1999 г. при рассмотрении в судах дел, в которых лица, относящиеся к малочисленным народам, выступают в качестве истцов, ответчиков, потерпевших или обвиняемых, могут приниматься во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие федеральным законам и законам субъектов РФ.
Саудовская Аравия -
Унитарное государство. Административное деление13 административных округов(провинций). Саудовская Аравия ,абсолютная теократическая монархия. Король выступает олицетворением властисемейства Саудитов, которому исторически принадлежит лидирующая роль в политической жизни страны .Глава государства - Король, одновременно являющийся председателем Совета министров, верховнымглавнокомандующим вооруженными силами. Он вправе объявлять войну, чрезвычайное положение ивсеобщую мобилизацию, назначать на все ответственные гражданские, военные и дипломатическиедолжности. Совет министров рассматривается в качестве органа исполнительной и регламентарной власти. Онформируется Королем, перед которым несет ответственность. Совет министров совместно с Королемфактически осуществляет законодательные функции: одобренные им низамы (регламенты) вводятся вдействие королевскими декретами. Организация и деятельность Совета министров регулируетсяспециальным низамом 1958 г.
Консультативный совет, организация которого регулируется специальным низамом 1992 г., являетсясовещательным органом, высказывающим свое мнение по проектам низамов, подготовленным Советомминистров. Он назначается Королем в составе председателя и 60 членов сроком на 4 года. Консультативныйсовет также высказывает свое мнение по проектам планов социально-экономического развития, обсуждаетотчеты министров и международные договоры и соглашения. Деятельность политических партий и профсоюзов официально запрещена.
Саудовская Аравия родина ислама. Мусульманское право здесь никогда не уступало своей ролигосподствующего источника права и до сих пор остается стержнем правовой системы. Мусульманское право - одна из основных правовых систем современности, основной чертой которойявляется тесная связь с религиозным сознанием, нравственными и бытовыми предписаниями ислама.Практическое действие мусульманского права характеризуется сочетанием персонального (по многимвопросам личного статуса) и территориального принципов применения. Мусульманско-правовая наука исходит из того, что единственным законодателем в полном смысле словавыступает Аллах, воля которого прямо отражается в установленных им правилах поведения или должна бытьвыявлена правоведами. Исходя из такого понимания мусульманская юриспруденция выделяет четыреосновных источника права: Коран - священное писание (которое по исламским представлениямпредставляет собой переданное через пророка Мухаммеда божественное откровение), сунна пророка(воплощена в хадисах - преданиях, передающих изречения пророка или рассказывающих о его поступках),иджма - единодушное мнение наиболее авторитетных правоведов по вопросам, прямо не урегулированнымКораном и сунной, а также - кияс, т.е. умозаключения, сделанные по аналогии.
В юридическом смысле ведущим формальным источником мусульманского права традиционно являласьдоктрина (фикх) - произведения выдающихся мусульманских юристов, представляющих различные школыдоктрины. Мусульманское право иногда отождествляют с шариатом. Однако эти понятия полностью не совпадают,поскольку шариат наряду с правилами внешнего ("практического") поведения включает основы религиознойдогматики и этические постулаты, обращенные к совести мусульман. В течение многих столетий мусульманское право развивалось в рамках нескольких ведущих школмусульманской доктрины. Начиная со второй половины XIX в. роль основного юридического источника всечаще играет законодательство, которое выступает своего рода кодификацией положений мусульманско-правовой доктрины. Действие иных нормативных актов теоретически допускается при его непротиворечииточно сформулированным предписаниям Корана и сунны.
С момента возникновения ислама в VII в. н.э. и вплоть до образования Королевства Саудовской Аравии в1932 г. мусульманское право являлось основой правовой системы страны, хотя и взаимодействовало сместными традициями и обычаями. Распространение власти Османской империи на некоторые районыСаудовской Аравии сопровождалось введением части османского законодательства, которое сохранялось втечение ряда лет и после образования Королевства. Некоторые из принятых до 1932 г. актов действуют вСаудовской Аравии до сих пор (например, выполняющий роль торгового кодекса Закон о торговом суде 1930г.).
В настоящее время правовая система страны продолжает полностью ориентироваться на мусульманскоеправо, что закреплено Основным низамом о власти, в соответствии с которым высшим законом страныявляются Коран и сунна, а власть черпает свои полномочия из этих источников, стоящих над всемипринимаемыми в стране правовыми актами. С учетом этого принципа можно выделить три основныхэлемента правовой системы Саудовской Аравии. Первый представлен собственно мусульманским правом,которое остается в целом некодифицированным и действует в традиционной форме доктрины. Причем еслидо образования Королевства саудовским судам было предписано применять ханбалитскую доктрину(отвергает аналогию как источник права), то в настоящее время они не связаны каким-либо определеннымтолком. Вторым элементом правовой системы является законодательство, прямо закрепляющеемусульманско-правовые нормы (например, о закяте, вакфах или ведомстве жалоб). Наконец, третий элемент- нормативно-правовые акты, посвященные вопросам, которые традиционное мусульманское право нерегулировало. Такие акты рассматриваются в качестве формы решения процедурных и организационныхвопросов, необходимых для действия мусульманского права. Принятая в стране официальная концепцияправотворчества исходит из того, что единственным законодателем является Аллах, воля которого выраженав шариате (Коране и сунне), а государство осуществляет нормотворческие функции лишь в его рамках.Поэтому действующие в стране правовые акты именуются низамами, т.е. регламентами, а принимающие ихорганы рассматриваются в качестве регламентарной власти. Действие всех низамов поставлено в зависимость от их непротиворечия мусульманскому праву. Этот жепринцип прослеживается в подходе к правам и свободам человека. Так, согласно Основному низаму о властигосударство защищает права и свободы человека в соответствии с исламским шариатом, а саудовскоеобщество строится на основе строгого следования всех его членов воле Аллаха, на их взаимномсотрудничестве в творении добра и благочестии, их тесной солидарности и недопущения раскола междуними, что предписано Кораном. Среди гарантированных Основным низамом о власти отсутствуют такиефундаментальные права, как свобода вероисповедания, выражения, собраний, политического участия.
В Саудовской Аравии действует структура, призванная следить за строгим соблюдением норммусульманского права как государственными органами, так и подданными. К ней, например, относится Советкрупнейших улемов, возглавляемый генеральным муфтием Саудовской Аравии, а также Комитет по контролюза соблюдением предписаний шариата. Совет крупнейших улемов состоит из 20 улемов - высшихрелигиозных теоретиков, особо почитаемых знатоков Корана. Этот орган уполномочен официально толковатьмусульманское право, фактически создавая новые правовые нормы.
Принципиальная зависимость правовой системы Саудовской Аравии от мусульманского права непрепятствует заимствованию законодательства западного образца, прежде всего, в сфере делового оборота,финансов, банковского дела, изобретательского и авторского права. В ряде областей (например,интеллектуальная собственность, международный коммерческий арбитраж) Саудовская Аравия целикомвосприняла нормы международных конвенций и законодательства западных стран.
Индия
Индия в настоящее время принадлежит к правовой семье религиозного права (индусское право общин Индии).
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
- главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;
- источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;
- весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;
- особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;
- отсутствует деление права на частное и публичное;
- нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
- судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).
Для понимания сущности правовой системы Индии важное значение имеет рассмотрение особенностей ее господствующей религии – индуизма. Хотя нужно отметить, что в Индии есть немало представителей и иных религий (мусульман, христиан), тем не менее именно индуизм уже к началу новой эры завоевал решающие позиции в идеологической сфере. Индуизм является продуктом длительного развития и постепенного слияния различных культур отдельных этнических групп, населяющих Индию. Происходит своеобразный религиозный синтез, во многом связанный с древнейшими культурными сферами; в нем ассимилировались не только старые божества ведической Индии и ритуалы брахманских жрецов, но постепенно и целый ряд местных культов.
В настоящее время индуизм - религиозная система, обобщающая комплекс самых разнообразных верований большинства населения современной Индии, начиная от религий со сложными богословскими учениями и кончая примитивными верованиями, унаследованными от первобытнообщинного строя (анимизм, тотемизм, фетишизм и т.д.).
На формирование правовой системы Индии решающее влияние оказал также тот факт, что ей довелось пережить последствия ряда внешних вторжений и завоеваний — вторжения арийских народов в середине II тысячелетия до н.э., мусульманского господства в период правления Великих Моголов (XVI—XVIII вв.) и, наконец, почти двухвековой британской колонизации. Нужно заметить, что право Индии до провозглашения независимости, без сомнения, входило в семью общего права.
Очень существенным аспектом правового регулирования и судебной деятельности является в Индии практика перехода из одной веры в другую. Особенно частыми такие переходы были среди тех индийских граждан, которые традиционно пребывали в составе неприкасаемых каст. Так, в 1955 г. 300 тыс. индусов перешли в буддизм, чтобы избавиться от действия иерархии каст.
Заключение
Правовая система есть ничто иное как конкретная историческая совокупность права, правовой идеологии отдельного государства и юридической практики. Правовая система есть целостный комплекс правовых явлений и процессов (позитивное право, правообразование, реализация права, правосознание), складывающийся в результате их взаимосвязи и взаимодействия и характеризующий юридическое воздействие на общественную жизнь. В структуру правовой системы входят различные компоненты и элементы, а так же определенные виды связей между ними.
Общепринятой классификацией правовых систем выступает их деление на романо-германскую, англосаксонскую и религиозную правовую семью.
Романо-германская семья занимает особое место и имеет важное значение в юридической теории и практике. Именно эта семья основана на римском праве и имеет ряд отличительных признаков и собственные источники.
Англосаксонская семья наиболее распространена в мире правовых семей. В этой семье большое значение уделяется процессуальному праву и прецеденту. Эта семья не получила серьезного влияния со стороны римского права. В этой семье так же присутствуют свои разнообразные источники.
Религиозная правовая семья опирается на обычаи и на главный источник права-Коран.
Постепенное развитие науки должно предсказать дальнейшее развитие правовых систем и их взаимодействие. Будет ли это единая правовая система для всех стран мира, или же произойдет образование еще более различных правовых систем, покажет время.
Список используемой литературы
1. – ФЗ. / СЗ РФ 1999. - № 18-Ст.2208.
2. Алексеев С.С. Общая теория права. – М.: Юристъ, 1995.