Эффективность экспортной операции
Эффективность – сложное, многоплановое понятие, используемое в различных сферах экономической деятельности.
Для оценки эффективности ВЭД предприятия существует множество показателей, которые можно разделить на оценочные и результативные (последние наиболее многочисленны). К оценочным показателям, влияющим на значимость результативных, относятся данные бизнес-планов (прогнозные экономические, финансовые, торговые и прочие параметры внешнеэкономического проекта предприятия) и контрактов (цены, комплектность, валюта платежа, вид транспортировки и расчетов, форма санкций). Результативные показатели в свою очередь подразделяются на текущие и стратегические. Текущие показатели - это в основном количественные данные ВЭД, характеризующие предыдущую деятельность (за год, квартал, месяц). Они рассчитываются, прежде всего, в рамках традиционных систем бухгалтерского и управленческого учета. Стратегические показатели - это качественные данные, определяющие будущие достижения предприятия во внешнеэкономической деятельности.
Система критериев оценки эффективности экспортных операций включает:
1. Динамику изменений объема экспорта:
■ изменение объема экспорта в целом, в том числе по подразделениям и товарным группам в абсолютном выражении;
■ изменение объема экспорта, выраженное в процентах.
2. Конкурентоспособность экспортного товара:
■ динамику доли мирового (европейского и др.) рынка;
■ предпочтение покупателями торговой марки фирмы.
3. Инновационность экспортного товара:
■ объем экспорта новых товаров;
■ долю новых товаров в экспорте, появившихся на рынке за последние пять лет;
■ долю снижения затрат, полученного за счет использования новых технологий.
4. Прибыльность экспорта:
■ долю прибыли в общем объеме экспорта;
■ долю прибыли в экспорте отдельных товарных групп;
■ прибыльность внешних инвестиций и т.д.
Для экономического обоснования принимаемых решений по управлению ВЭД предприятия могут использоваться различные методики ее оценки. Рассмотрим некоторые из них.
На практике самым простым способом оценки эффективности ВЭД является расчет различных показателей на основе соизмерения достигаемых экономических результатов с затратами ресурсов на их достижение.
При экспорте товаров издержки предприятия (экспортные затраты) (3э) включают в себя:
■ себестоимость экспортируемого товара (Ста) - затраты на производство экспортного товара предприятием;
■ транспортно-экспедиторские расходы (Т1Ю) - расходы на транспортировку товаров, которые несет предприятие-экспортер;
■ прочие расходы (Пр) - заключение сделки, страхование товара, платежно-расчетные операции, таможенные пошлины и сборы при перевозке товара через таможенную границу и др.
Экспортный доход (Д) - это валютная выручка-нетто, поступившая на расчетный счет предприятия в рублевом эквиваленте.
В качестве основных количественных показателей оценки результативности экспорта, на наш взгляд, следует использовать следующие.
1. Коэффициент эффективности экспорта (Кэ):
если Кэ>1,то экспорт эффективен (чем выше данный коэффициент, тем выше эффективность экспорта);
В курсовой работе рекомендуется использовать подход, основанный на соизмерении экспортного дохода и экспортных затрат.
2. Показатель эффекта экспорта (Пэ):
где Оэф - рублевый эквивалент отчислений в валютный фонд предприятия, определяемый пересчетом валютной выручки (за вычетом подлежащей обязательной продаже государству) в рубли по курсу па дату поступления валюты; Вр - рублевая выручка от обязательной продажи части валюты государству; 3э – экспортные затраты.
Так как при оценке коэффициента эффективности и показателя эффекта экспорта учитывается множество факторов (количество экспортируемого товара (К), контрактные цены (Ц), динамика валютного курса (Р), уровень накладных расходов в инвалюте (Н") и рублях (Нр), производственная себестоимость товара (С)), их расчет дает возможность определить влияние перечисленных факторов на результат с помощью методов детерминированного факторного анализа.
В табл.1 приведен условный пример оценки эффективности экспорта, рекомендуемый для использования в курсовой работе. Некоторые параметры придумываются студентом самостоятельно (количество экспортируемого товара), некоторые – находятся студентом и представляют собой реальные данные (цена-брутто, курс рубля к доллару), некоторые показатели задаются преподавателем.
Курс рубля к доллару берется на основе официальных данных Центробанка с обязательным указанием даты установления данного курса. Цена-брутто берется студентом в ходе исследования рынка экспортного товара (на основе прайс-листов, прейскурантов, каталогов, маркетинговых исследований рынка и др.). Доля накладных расходов в процентах к выручке-брутто и к производственной себестоимости задается преподавателем после представления студентом цены-брутто и производственной себестоимости. Для подсчета производственной себестоимости единицы товара студент должен знать среднюю норму прибыли. В данном случае студенты должны продемонстрировать свои навыки по поиску необходимой информации о внешнеэкономических аспектах.
Таблица 1. Исходные данные для анализа эффективности экспорта товара А
№ п/п | Показатель | За прошлый месяц | За отчетный месяц | Отклонение (разность показателей отчетного и прошлого месяца) | |||
Количество экспортируемого товара, тыс. ед. | 3889,28 | 3615,34 | -273,94 | ||||
Цена-брутто, долл./ед. | 1,10 | 1,17 | 0,07 | ||||
Курс рубля к доллару | 26,74 | 26,35 | -0,39 | ||||
Цена-брутто, инв. руб./ед. (в рублях) (стр. 2 х стр. 3) | 29,41 | 30,83 | 1,42 | ||||
Производственная себестоимость единицы, руб. | 20,05 | 21,50 | 1,45 | ||||
Выручка-брутто, тыс. инв. руб. (стр. 1 х стр. 4) | 114383,72 | 111460,93 | -2 922,79 | ||||
Накладные расходы: а) % к выручке-брутто б) тыс. инв. руб. (стр. 6 х стр. 7а : 100%) | 5719,19 | 7802,27 | 2083,08 | ||||
Итого выручка-нетто, тыс. инв. руб. (стр. 6 - стр. 76) | 108664,53 | 103658,66 | -5 005,87 | ||||
Производственная себестоимость экспортируемого товара, тыс. руб. (стр. 1 х стр. 5) | 77980,06 | 77729,81 | -250,25 | ||||
Накладные расходы: а) % к производственной себестоимости б) тыс. руб. (стр. 9 х стр. 10а: 100%) | 7798,01 | 9327,58 | 1529,57 | ||||
Итого полная себестоимость, тыс. руб. (стр. 9 + стр. 106) | 85 778,07 | 87 057,37 | 1 279,93 | ||||
Эффективность экспорта, % (стр. 8 : стр. 11 х 100%) | 126,68 | 119,07 | -7,61 | ||||
Следует отметить, что изменение количества экспортируемого товара не влияет на эффективность экспорта, поэтому в расчете анализируется влияние экспортной цены с учетом фактического значения физического объема экспорта на эффективность экспорта.
В табл.2 с использованием приема цепных подстановок проведен факторный анализ изменения коэффициента эффективности экспорта товара А с помощью следующей модели зависимости:
Таблица 2. Расчет влияния факторов на уровень коэффициента эффективности от экспорта товара А, %
Результаты анализа показывают, что увеличение экспортной цены повысило эффективность экспорта товара А на 7,08%. Однако рост производственной себестоимости и уровня накладных расходов, а также падение курса доллара снизили результативный показатель. При этом наиболее значительное отрицательное влияние (-7,91%) оказало увеличение уровня производственной себестоимости экспортного товара А.
Признавая важность показателей рассмотренной методики, следует отметить, что для предприятия особое значение имеют не просто оценка эффективности ВЭД, а отслеживание ее динамики и выявление резервов повышения. Проводить мониторинг эффективности ВЭД позволяет еще одна методика. Она предлагает использовать систему показателей оценки ВЭД предприятия, включающую три блока показателей, сгруппированных на основе соответствующего им информационного обеспечения и задач анализа (рис. 1).
Рис. 1. Система показателей оценки эффективности внешнеэкономической деятельности
Показатели первого блока рассчитываются на основе действующей бухгалтерской отчетности и дают количественную (текущую) оценку эффективности ВЭД.
1. Показатели экономического эффекта и эффективности экспорта определяются соотношением полученного эффекта (прибыли, выручки, цены) с затратами.
2. Показатели экономического эффекта и эффективности импорта рассчитываются с учетом специфики товаров. Для товаров производственного назначения методика их определения основывается на расчете полной цены потребления, для товаров народного потребления - на вычислении прибыли (рентабельности) от продаж импортных товаров.
3. Рентабельность продаж по экспорту (Рэ) показывает, насколько эффективно предприятие осуществляет ВЭД, и отражает долю прибыли в общем объеме экспорта предприятия. Расчет данного показателя проводится по следующим формулам:
где БПЭ - объем прибыли до налогообложения;
ЧПЭ - объем чистой прибыли от экспорта продукции; Дэ - объем продаж по экспорту (экспортный доход).
Чистая прибыль на доллар экспортного оборота отражает, по сравнению с предыдущим показателем, влияние налогов на ВЭД предприятия.
4. Рентабельность затрат на экспорт (РЗэ) показывает эффективность затрат, понесенных предприятием при осуществлении ВЭД, и по методу вычисления совпадает с базовым коэффициентом эффективности экспорта.
5. В случае возможности идентификации части активов (Аэ) и собственного капитала (СКэ), задействованных в производстве и реализации экспортной продукции, возможно использование методики фирмы "Дюпон":
Показатели второго блока рассчитываются на основе данных управленческого учета и существенно дополняют предыдущие. Этот уровень требует дополнительной информации, которую традиционная система бухучета не предоставляет. Здесь необходимо выполнить ряд дополнительных расчетов в рамках предприятия по показателям ВЭД. В частности, для их получения нужно в составе экспортных затрат выделить переменные и постоянные издержки, после чего рассчитываются:
■ маржинальная прибыль от ВЭД по каждому виду товара в расчете на единицу продукции как разница между объемом экспорта и переменными издержками в составе экспортных затрат;
■ маржинальная рентабельность экспортного товара как отношение маржинальной прибыли к переменным издержкам;
■ точка безубыточности экспортного товара как отношение постоянных затрат к маржинальной прибыли;
■ процент безубыточности от имеющейся в наличии мощности как отношение уровня безубыточности экспортного товара к наличной мощности на предприятии.
Представленные показатели существенно дополняют показатели эффективности ВЭД первого уровня и служат базой для обоснования вариантов управленческих решений в этой сфере, касающихся оценки структуры и ассортимента экспорта, эффективности ценообразования, оптимальности технологии экспортного производства (в том числе в условиях ограниченных ресурсов). В то же время в силу известных упрощений деления на постоянные и переменные затраты метод дает достаточно приблизительные оценки, требующие учета его особенностей.
Показатели первых двух блоков предполагают расчет как общих (в целом по экспорту или импорту), так и удельных показателей эффективности (но отдельным товарам, странам).
Показатели третьего блока рассчитываются на основе маркетинговой информации но каждому экспортному товару и увязаны со стратегией развития ВЭД. Они представлены, прежде всего, экономическими показателями качества экспортируемых товаров.
1. Доля экспорта в общем объеме продаж предприятия - это отношение объема экспортных поставок к общему объему реализации, выраженное в процентах, указывающее на уровень экспортной ориентации предприятия, внешнего спроса на производимые им товары.
2. Устойчивость позиций предприятия на внешнем рынке, может быть охарактеризована расчетом нескольких показателей:
■ соотнесением реального объема поставок продукции на экспорт с числом покупателей, что в случае роста данного показателя при неизменном значении знаменателя можно рассматривать как повышение устойчивости экспортной деятельности предприятия за счет наличия крупных партнеров по бизнесу;
■ соотнесением числа полученных заказов с числом визитов торговых партнеров (заключенных соглашений), что может характеризовать привлекательность условий, создаваемых данным предприятием для партнеров по бизнесу, а также производимой им продукции;
■ соотнесением числа рекламаций с количеством постоянных торговых партнеров. Чем меньше данный показатель, тем устойчивее позиции предприятия на внешнем рынке и соответственно тем более эффективна его ВЭД.
3. Динамика поставок на экспорт - это отношение объема поставок на экспорт за заданный период к объему поставок за предыдущий период. Величина этого отношения зависит от показателей, отражающих внутреннее финансово-экономическое состояние предприятия, и от внешних факторов, связанных с изменением рыночной конъюнктуры, - спроса, предложения, цен, с регулирующим воздействием органов государственной власти и международных организаций, с политической обстановкой в мире и стране и т.н.
В мировой практике достаточно распространен факторный подход, заключающийся в поиске факторов, влияющих на эффективность ВЭД, и установлении с использованием математического инструментария взаимосвязи между выявленными факторами и результатом развития внешнеэкономической деятельности предприятия. Речь идет: а) о факторах, отличающих участников ВЭД от предприятий, работающих только на внутреннем рынке; б) внешних факторах (государственные стимулирующие программы развития экспорта, поощрения иностранных инвестиций и т.п.); в) факторах, связанных с поведением фирмы (маркетинговая ориентация фирмы, целеустремленность менеджмента и т.д.).
Все факторы можно также разделить на внутренние, контролируемые предприятием, и внешние, не контролируемые им. К первой группе относятся:
■ технические характеристики предприятия и производства. Для воздействия на эти факторы требуется приобретение новых активов, например строительство новых производственных мощностей за границей или закупка нового оборудования для адаптации продукции;
■ методики и технологии работы, например введение новых технологий, повышение количественного и качественного уровня информации о ВЭД на основе имеющихся и новых источников, что прямо воздействует и на названные факторы;
■ психологические аспекты коллектива и управления. Воздействие на эти факторы требует изменения ценностей, поведенческих установок, технологий принятия решения, что оказывает влияние на ранее указанные факторы непосредственно (на методологию и технологию работы) и опосредованно (на технические характеристики предприятия и производства).
Кроме того, для практических исследований ВЭД российских предприятий особенное значение будут иметь факторы второй группы - внешние факторы, связанные с российской спецификой:
■ различия в деловой культуре;
■ особенности российского делового климата;
■ недостаточный международный опыт менеджеров предприятий - участников ВЭД;
■ значительные временные и трансакционные издержки;
■ специфика российского менталитета;
■ отсутствие у российских экспортеров традиционных связей с иностранными контрагентами;
■ особенности российского валютного законодательства;
■ отличие внутренних российских цен на некоторые ресурсы производства от мировых цен;
■ негативный имидж России и продукции российских экспортеров в мире.
Факторный подход, в основе которого лежат экономико-математические модели, позволяющие определить степень воздействия выделенных факторов на эффективность того или иного вида ВЭД предприятия, не используется в практике отечественных предприятий, так как, с одной стороны, большинство российских предпринимателей не обладают достаточным опытом и знаниями в сфере их применения, а с другой - пока еще недостаточен статистический ряд для получения верифицированных результатов.
Рекомендуемая литература:
1. Организация предпринимательской деятельности / Под ред. О.В. Шеменевой, Т.В. Харитоновой. – М.: Дашков и К, 2014.
2. Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Юрайт, 2013.
3. Смитиенко Б.М. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: «Академия», 2008.
Приложение А
Образец оформления титульного листа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
ЗАЩИЩЕНА С ОЦЕНКОЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ
доц., канд. экон. наук | В.А. Смирнов | |||
должность, уч. степень, звание | подпись, дата | инициалы, фамилия |
КУРСОВАЯ РАБОТА |
АНАЛИЗ И РАСЧЕТ КОНТРАКТНЫХ ЦЕН |
по дисциплине: ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ
СТУДЕНТ ГР. | Б.Л. Леонов | ||||
подпись, дата | инициалы, фамилия |
Санкт-Петербург
2016
Приложение Б