В период гражданской войны и интервенции
Глава 13
СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ИНТЕРВЕНЦИИ
(1918-1920 гг.)
§ 1. Гражданская война, интервенция
Октябрьская революция, свергнувшая власть помещиков и капиталистов, объективно не могла не вызвать крайнего обострения классовой борьбы, вылившегося в Гражданскую войну. И дело, конечно, не в экстремизме и непримиримости большевиков, их приверженности к насилию.
В историко-правовой литературе уже говорилось о том, что нужна немалая степень предвзятости, чтобы всю вину за развязанную Гражданскую войну взвалить на большевиков. Во-первых, В. И. Ленин прямо заявлял: «Мы не хотим гражданской войны»1. Во-вторых, трудно себе представить политическую партию, которая, прийдя к власти, с самого начала стремится создать наихудшие условия для себя и той власти, которую она установила.
Признавая бесспорным тот факт, что Гражданская война - величайшая трагедия для народа, вовлеченного в нее, следует, тем не менее, разобраться в обстоятельствах, приведших к ней.
Прежде всего, нельзя забывать о том, что в результате революции российские помещики и буржуазия лишились громадных сословных привилегий, власти и громадной собственности. Их стремление вернуть все утраченное, реставрировать прежние порядки - явление закономерное.
Велика была роль международного империализма. Иностранный капитал, занимавший значительное место в дореволюционной экономике, понес большие материальные потери.
Кроме того, правящие круги западных стран боялись, что революционный пожар может распространиться на их страны. Тем более что рабочие европейских стран выражали солидарность с Советской Россией. Немаловажным фактором интервенции являлось стремление западных
держав, используя нестабильность внутреннего положения России, устранить ее как экономический и политический фактор международных отношений. Одновременно они ставили цель территориальных захватов путем прямой военной интервенции.
Исторические условия победы социалистической революции привели к тому, что часть крестьянства стала враждебна Советской власти. К 1917 г. в стране свирепствовал продовольственный кризис. Без хлеба оставались армия и городское население. Миллионы людей надеялись, что Советская власть покончит с развалом продовольственного снабжения, спекуляцией, спасет страну от угрозы голода. Крестьяне ожидали, что смогут получить промышленные товары. Однако надежды и тех и других не оправдались. Государство не могло дать деревне необходимых промышленных товаров. Хлеб можно было взять только у зажиточной части деревни, у кулаков. Но они не хотели давать хлеб. Наладить нормальный товарооборот между городом и деревней в условиях экономической разрухи было невозможно. У государства не было другого выхода, кроме насильственного изъятия продуктов, чтобы обеспечить голодающие города. Вследствие этого зажиточные крестьяне перешли на сторону врагов Советской власти.
Определенную роль в развязывании Гражданской войны сыграл раскол социалистических и демократических сил, бескомпромиссность большевиков с одной стороны, меньшевиков и эсеров - с другой. В результате правые эсеры скатились в лагерь контрреволюции. С помощью чехословацкого корпуса они начали открытую вооруженную борьбу против Советской власти в Поволжье, на Украине и в Сибири, создали ряд организаций, выступавших против Советского государства (КомУч и др.).
Уже летом началась иностранная интервенция - японские войска высадились во Владивостоке, английские - в Архангельске, французские -в Одессе. Царские генералы сформировали Добровольческую армию и другие части.
К концу осени 1918 г. три четверти территории страны были заняты интервентами и белогвардейцами. Положение Советского государства стало катастрофическим. Оно вынуждено было прибегнуть к чрезвычайным мерам. 2 сентября 1918 г. ВЦИК своим декретом объявил страну военным лагерем. Все силы и средства республики были поставлены на дело вооруженной борьбы против внутренних и внешних врагов. 30 октября 1918 г. декретом ВЦИК был установлен военный режим в промышленности, на транспорте, в системе продовольственного снабжения.
В наибольшей степени этот режим проявлялся в экономической политике государства, получившей название «военного коммунизма». Формальным выражением политики «военного коммунизма» были: I) хлебная монополия, продовольственная разверстка; 2) национализация всей про мышленности; 3) всеобщая трудовая повинность. Это была система чрезвычайных мер, призванных обеспечить мобилизацию имевшихся скудных материальных ресурсов и направить их на решение военных задач.
Чтобы обеспечить армию и города продовольствием, в конце 1918 -начале 1919 гг. вводилась продовольственная разверстка на хлеб и фураж. Крестьяне были обязаны сдавать государству часть урожая кроме того, что было необходимо для прокормления семьи и проведения весеннего сева. Продовольствие крестьяне сдавали по твердым ценам, а по сути дела -бесплатно. Реализация продовольственной разверстки нередко проходила с помощью насилия, с использованием продовольственных отрядов вооруженных рабочих. Распределение продовольствия и предметов первой необходимости было поставлено под контроль государства. Благодаря продовольственной разверстке и другим чрезвычайным мерам удалось обеспечить продовольствием армию и жителей городов.
В начале 1919 г. была проведена национализация всей промышленности. Она не затронула лишь мелкое кустарное и ремесленное производство.
Обеспечение нужд государства достигалось введением всеобщей трудовой повинности. Мероприятия «военного коммунизма» неизбежно приводили к нарушению нормальных товарно-денежных отношений, функционированию бестоварной экономики. Заработная плата выдавалась в натуральном виде - продуктами, другими предметами широкого потребления, бесплатными стали коммунальные услуги, транспорт, связь. Такое положение в значительной мере вызывалось чрезвычайными условиями военного времени, хозяйственной разрухой. Однако в ходе Гражданской войны многие руководители большевистской партии и Советского государства (отчасти и В. И. Ленин) стали считать возможным с помощью мер «военного коммунизма» осуществить быстрый переход к социализму. Однако реальная действительность показала нежизненность и бесперспективность подобных взглядов. И это признал В. И. Ленин.
§2. Советский государственный аппарат
С началом Гражданской войны и интервенции деятельность Советского государства была подчинена задаче победы над внутренними и внешними врагами. Чрезвычайные условия военного времени потребовали создания особого органа, который бы объединял и контролировал работу всех звеньев государственного аппарата.
Таким органом стал Совет рабочей и крестьянской обороны, образованный декретом ВЦИК 30 ноября 1918 г. Он обладал всей полнотой прав по мобилизации сил и средств для обороны страны. Совет объединял работу как военных, так и гражданских органов, обеспечивал военный режим в промышленности, на транспорте, в продовольственном деле. Возглавлял Совет рабочей и крестьянской обороны председатель Совнаркома РСФСР В. И. Ленин. В состав совета входили представители ВЦИК, Реввоенсовета, НКНС, Наркомпрода, Чрезвычайной комиссии по производству снабжения. Постановления Совета рабочей и крестьянской обороны были обязательны для всех государственных органов, учреждений и граждан.
В начале 1920 г., когда Советское государство получило возможность приступить к мирной хозяйственной работе, Совет рабочей и крестьянской обороны был преобразован в Совет Труда и Обороны (СТО). В его состав вошли народные комиссары по военным делам, труда, путей сообщения, земледелия, продовольствия, рабоче-крестьянской инспекции, председатель ВСНХ, а также представитель Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов. Совет Труда и Обороны действовал на правах комиссии Совнаркома. Он должен был установить единый хозяйственный план РСФСР и контролировать его исполнение. Постановления СТО были обязательны для всех ведомств и учреждений страны.
В условиях военного времени основное внимание уделялось строительству Вооруженных Сил и организации их четкого управления. На основании постановления ВЦИК от 2 сентября 1918 г. о превращении страны в единый боевой лагерь б сентября создается Революционный военный совет Республики (Реввоенсовет). Он был поставлен во главе всех фронтов, всех военных учреждений. В соответствии с Положением о Реввоенсовете ему переданы функции ликвидированного Высшего военного совета и все права Коллегии Народного комиссариата по военным делам, члены которой вошли в состав Реввоенсовета. Все советские учреждения, организации и граждане обязывались рассматривать и удовлетворять требования Реввоенсовета в первую очередь.
Основными рабочими органами, с помощью которых Реввоенсовет осуществлял руководство Вооруженными Силами, были Полевой штаб и Всероссийский главный штаб. 2 сентября 1918 г. была введена должность Главнокомандующего всеми Вооруженными Силами республики. Ему подчинялись все сухопутные и морские силы, входившие в состав действующей армии. Главнокомандующий всеми Вооруженными Силами республики назначался Советом Народных Комиссаров РСФСР и входил в состав Реввоенсовета с правом решающего голоса'.
С образованием фронтов и армий для руководства ими были созданы соответствующие реввоенсоветы. Они являлись высшими коллегиальными органами военной власти в районе расположения их войск. Реввоенсоветы
1 Должность Главнокомандующего всеми Вооруженными Силами республики исполняли: И. И. Вацетис (2 сентября 19!8 г. - 9 июля 1919 г.), С. С. Каменев (10 июля 1919 г. - ! апреля 1924 г.). Должность Главнокомандующего всеми Вооруженными Силами республики была упразднена в мае 1924 г.
фронтов и армий состояли из командующего фронтом или армии, военного специалиста на правах члена Совета и двух политических комиссаров, один их которых назначался председателем Реввоенсовета республики. Членов реввоенсоветов фронтов и армий назначал Реввоенсовет республики.
Наряду с органами, существование которых вызывалось особыми условиями военного времени, продолжали функционировать обычные, конституционные органы Советского государства. Регулярно созывались Всероссийские съезды Советов. В ноябре 1918 г. состоялся VI съезд, в декабре 1919 г. - VII съезд, в декабре 1920 г. - VIII съезд Советов. Съезды Советов созывались с периодичностью в один год. VII и VIII съезды Советов приняли постановления с одинаковым названием - «О советском строительстве», которые внесли изменения в порядок работы ВЦИК, Совнаркома и местных Советов.
Постановление, принятое на VII съезде Советов, установило сессионный порядок деятельности ВЦИК. Очередные сессии созывались один раз в два месяца. Кроме того, могли созываться чрезвычайные сессии. По постановлению VIII съезда Советов число членов ВЦИК было увеличено с 200 до 300 (за счет рабочих с мест).
Сессионный порядок работы ВЦИК создавал возможность для их членов укреплять связь с местами, больше работать с массами.
Возросла роль Президиума ВЦИК: в период между сессиями ВЦИК он стал действовать от его имени, имел право утверждать и приостанавливать постановления Совнаркома, назначать по представлению Совнаркома народных комиссаров.
Большую конкретизацию получила компетенция Совета Народных Комиссаров. Теперь СНК принадлежало право утверждать все декреты и общегосударственные мероприятия, не терпящие отлагательства, в том числе по военным делам, и все мероприятия, влекущие обязательства для РСФСР в международных отношениях.
Постановления VII и VIII съездов Советов о советском строительстве подчеркивали огромное значение принципа демократического централизма в деятельности советского государственного аппарата. Конкретно это выражалось в том, что был определен порядок взаимоотношений между центральными и местными органами государства. Устанавливалось, что постановления местных съездов Советов могут отменяться лишь вышестоящими съездами Советов, их исполкомами, ВЦИК и его Президиумом.
В деятельности местных Советов строго проводился принцип двойного подчинения - все органы центральных ведомств на местах подчинялись местным исполкомам. Последние имели право контролировать деятельность всех учреждений, работавших на подведомственной им территории (кроме органов действующей Красной Армии). В то же время местные органы должны были точно и неукоснительно исполнять директивы вышестоящих государственных органов.
Руководство Коммунистической партии и Советского государства придавало большое значение привлечению к работе местных Советов возможно большего числа рабочих и крестьян. Депутаты местных Советов обязывались отчитываться перед своими избирателями не реже одного раза в две недели.
Сложные условия военного времени вызвали существование на местах временных чрезвычайных органов - революционных комитетов. Они создавались в тех случаях, когда конституционные органы Советской власти не могли функционировать: в местностях, близких к фронту, где имелась опасность вторжения войск противника, на территориях, освобожденных Красной Армией. Ревкомам принадлежала вся полнота власти. Они занимались организацией обороны, поддерживали общественный порядок, обеспечивали размещение воинских частей и т. д.
В конце 19]9 г. ревкомы действовали в 33 губерниях РСФСР. В октябре 1919 г. ВЦИК и Совет рабочей и крестьянской обороны приняли Положение о революционных комитетах, которое стало юридической основой их деятельности.
Положение подразделяло ревкомы на три вида: I) ревкомы местностей, освобожденных от неприятеля, которые образовывались Реввоенсоветом армии, действовавшей на данной территории. Их роль заключалась в налаживании нормальной жизни на освобожденной территории и подготовке выборов в Советы; 2) ревкомы прифронтовой полосы образовывались на расстоянии 25-50 км от линии фронта. Они оказывали необходимую помощь действующей армии. После выполнения своих функций они передавали власть Советам; 3) ревкомы в тылу организовывались по постановлению Совета рабочей и крестьянской обороны. Их образование не влекло за собой упразднения исполкомов Советов. Все революционные комитеты имели аппарат управления.
2 января 1920 г., когда большая часть территории страны оказалась под контролем Советской власти, губернские и уездные ревкомы были упразднены. Они сохранялись в тех освобождаемых местностях, где еще не было Советской власти, чаще всего при возникновении новых национально-государственных образований. Их создание обусловливалось чрезвычайной обстановкой Гражданской войны, обострением классовой борьбы. Это была мера вынужденная. В то же время нельзя забывать, что ревкомы были неконституционными органами, они, как правило, избирались и действовали практически как бесконтрольные органы.
Рассматривая советский государственный аппарат в годы Гражданской войны, нельзя не затронуть вопрос о роли Коммунистической партии. Хотя в годы Гражданской войны в Советах сохранялось представительство других партий , Коммунистическая партия была правящей партией. Поэтому исключительную важность приобретали принципы взаимодействия между Коммунистической партией и государством. Надо иметь в виду, что из-за общей культурной отсталости населения России Советы, объединявшие трудящихся, не могли справиться с огромным объемом властных и управленческих функций, заменить старый аппарат и чиновничество. Поэтому В. И. Ленин поставил в центр политической системы Коммунистическую партию. Она использовала Советы как инструмент управления страной, реализации стратегии и тактики, намеченных партией. При этом партия не заменяла Советы. На VIII съезде РКП(б), в марте 1919 г., была поставлена задача завоевать безраздельное политическое господство в Советах и установить фактический контроль над всей их работой.
Во всех советских учреждениях предусматривалось создание коммунистических фракций со строгим подчинением партийной дисциплине. В решении съезда указывалось, что «свои решения партия проводит через советские органы, в рамках Советской Конституции. Партия старается руководить деятельностью Советов, но не заменять их».
Поскольку полностью обеспечить государственный аппарат кадрами из числа рабочих и крестьян было нельзя, Советское государство стало на путь привлечения в аппарат дореволюционных чиновников. Значительная часть из них добросовестно выполняла возложенные на них обязанности. Однако было немало и таких, которые использовали свое пребывание в государственных учреждениях, чтобы вести подрывную работу.
В сложных условиях военного времени, когда нередко действовал принцип революционной целесообразности, VI Всероссийский съезд Советов принял постановление «О точном соблюдении законов». В нем все граждане, все органы и все должностные лица призывались «к строжайшему соблюдению законов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, изданных и издаваемых центральной властью постановлений, положений и распоряжений».
Постановление установило, что меры, отступающие от законов РСФСР или выходящие за их пределы, были допустимы в случаях, вызванных экстренными условиями Гражданской войны. В каждом случае выхода за рамки законности следовало немедленно сообщать в письменном виде в Совет Народных Комиссаров.
Надо сказать, ВЦИК следил за тем, чтобы законность в стране соблюдалась. На места направлялись его уполномоченные и инструкторы которые имели право отстранять виновных в злоупотреблении должностных лиц, предавать их суду с последующим докладом об этом ВЦИК. Тем не менее, конечно, имели место факты, когда революционная целесообразность брала верх над законностью.
§3. Вооруженные Силы
В начавшейся Гражданской войне и интервенции Советское государство стало перед необходимостью вести вооруженную борьбу с массовыми регулярными армиями. Созданная на основе принципа добровольности Красная Армия была малочисленной и не могла реально противостоять объединенным силам внутренней контрреволюции иностранных интервентов. Поэтому проводились меры по укреплению и увеличению численности Красной Армии. В апреле 1918 г. вводится всеобщее обязательное обучение граждан от 18 до 40 лет' военному делу. Эта мера подготовила условия для введения всеобщей воинской обязанности для тех, кто не эксплуатирует чужой труд. В губерниях и уездах создавались комиссариаты по военным делам, которым поручалось обучение военнообязанных. Вскоре ВЦИК объявил, что «переход от добровольческой армии к всеобщей мобилизации рабочих и крестьян повелительно диктуется всем положением страны». 29 мая 1918 г. была введена всеобщая воинская повинность, закрепленная затем в Конституции РСФСР 1918 г. Вскоре после этого была создана массовая Красная Армия.
Вопросы военного строительства рассматривались на V Всероссийском съезде Советов. Съезд подчеркнул необходимость построения Красной Армии на основе принципа централизма, установления строгой дисциплины, беспрекословного подчинения бойцов своим командирам. Съезд предложил широко привлекать специалистов из числа офицеров старой армии, знания которых необходимо было использовать для создания централизованной, хорошо обученной и снаряженной армии. На 1 августа 1919 г. в Красной Армии служили 314 150 старых военных специалистов, из которых 48 409 были строевыми офицерами и генералами. Одновременно большое значение придавалось подготовке командного состава из числа рабочих и крестьян. В годы Гражданской войны начали функционировать Академия Генерального штаба, Артиллеристская, Военно-инженерная академии, другие учебные заведения (училища, школы, курсы). В ходе Гражданской войны из среды рабочих и крестьян выдвинулись талантливые военачальники (М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный, Г. К. Блюхер, В. И. Чапаев и др.). Призыв в Красную Армию большого количества крестьян, политически и культурно отсталых, а также необходимость контроля за старыми специалистами делали необходимым создание политического аппарата. Весной 1918 г. в Красной Армии был введен институт военных комиссаров. На комиссаров возлагалось руководство политической работой в частях и соединениях, контроль за военными специалистами, принятие мер к установлению дисциплины и порядка. Институт комиссаров себя полностью оправдал, он способствовал созданию в короткий срок сильной и боеспособной армии.
Руководство политической работой в Красной Армии осуществляло Всероссийское бюро военных комиссаров, находившееся при Народном комиссариате по военным делам. В апреле 1919 г. вместо него был образован Политический отдел Реввоенсовета республики, который 26 мая был переименован в Политическое управление. Оно пользовалось правом назначения и утверждения военных комиссаров. В 1920 г., после разгрома войск Деникина, наступил период мирной передышки. Советское государство получило возможность приступить к восстановлению народного хозяйства. Для этого использовались воинские соединения. 15 января 1920 г. Совет рабочей и крестьянской обороны преобразовал Третью армию в Первую Революционную армию труда. Вслед за этим в трудовые армии были преобразованы некоторые другие соединения. Трудовые армии использовались для восстановления железнодорожного транспорта, добычи каменного угля, заготовок продовольствия, на сельскохозяйственных работах. В апреле 1920 г. в связи с начавшейся войной с Польшей трудовые армии вновь были приведены в боевое состояние.