Германо-советский договор о дружбе и границе между ссср и германией

Правительство СССР и Германское правительство после распада бывшего Польского государства рассматривают исключительно, как свою задачу восстановить мир и порядок на этой территории и обеспечить народам, живущим там, мирное существование, соответствующее их национальным особенностям. С этой целью они пришли к соглашению о следующем:

Статья 1. Правительство СССР и Германии устанавливают в качестве границы между обоюдными государственными интересами на территории бывшего Польского государства линию, которая нанесена на прилагаемую при этом карту и более подробно будет описана в дополнительном протоколе.

Статья 2. Обе стороны признают установленную в статье 1 границу обоюдных интересов окончательной и устраняют всякое вмешательство третьих держав в это решение.

Статья 3. Необходимое государственное переустройство на территории западнее указанной в статье 1 линии производит Германское Правительство, на территории восточнее этой линии – Правительство СССР.

Статья 4. Правительство СССР и Германское Правительство рассматривают вышеприведенное переустройство как надежный фундамент для дальнейшего развития дружественных отношений между своими народами.

Статья 5. Этот договор подлежит ратификации. Обмен ратификационными грамотами должен произойти возможно скорее в Берлине. Договор вступает в силу с момента его подписания.

Составлен в двух оригиналах, на немецком и русском языках.

Москва, 28 сентября 1939 года.

Вопросы для самоконтроля

1. Что Вы знаете о Генуэзской (1922 г.) конференции и Раппальском

(1922 г.) договоре?

2. Как влияла международная обстановка на внутреннее развитие СССР?

3. Почему НЭП вводился «всерьез и надолго», а был ликвидирован «сразу и навсегда»?

4. Назовите причины Кронштадтского восстания, как сегодня оценивается это восстание?

5. Назовите основные этапы внутрипартийной борьбы. В чем заключались ее причины? Почему Сталин победил своих политических оппонентов?

6.Какие подходы существовали в партийно-государственном руководстве СССР по вопросам национально-государственного строительства? Что в них было общего и в чем состояли принципиальные различия?

7.Объясните, почему в конце 1920-х годов возникли альтернативные проекты развития советского общества, почему победил сталинский вариант?

8. Форсированный рывок в социализм – сталинский волюнтаризм или объективная необходимость?

9. Какая связь существовала между форсированной индустриализацией и

сплошной коллективизацией? Каковы особенности и результаты индустриализации в СССР в 30-е годы?

10. Почему в СССР сформировалась тоталитарная система?

11. Была ли альтернатива тоталитаризму в 1930-х гг.?

12. Что Вы знаете о сопротивлении сталинизму, какие формы приобретал

протест?

13. Охарактеризуйте позитивные общественные изменения, произошедшие

за годы социалистического строительства.

14.Каковы причины германско-советского сближения в 1939 г.? Существовали ли альтернативы этому, кто был инициатором сближения между Германией и СССР?

15. Почему проблема «превентивной войны» стала одной из острейших в

дискуссиях?

16. Какие причины привели к оформлению антигитлеровской коалиции?

Ее основные этапы. Как развивались отношения СССР с союзниками в годы войны?

17. Что Вы знаете о работе международных конференций союзных держав

периода Второй мировой войны?

18. Какова цена Победы? Чем объяснить, что дискуссии по людским потерям все еще продолжаются?

19. В чем Вы видите истоки Победы советского народа и стран-союзников

над фашистской Германией?

Основная литература:

1. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. - М. : Проспект, 2008.

2. История России. С древнейших времен до начала XXI века: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Сахарова. - М. : АСТ ; : Астрель ; : Хранитель, 2008.

3. История России. Курс лекций в таблицах и схемах./ Под ред. Калинова В.В. М.: ФГУП «Изд-во нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М Губкина, 2007.

4. Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник для вузов. М.: Изд-во ПРОСПЕКТ, 2007-2011.

Дополнительная литература :

1. Восленский М. Номенклатура. - М. 1991.

2. Жуков Ю.Н. Иной Сталин. Политические реформы в СССР в 1933-1937 гг. - М., 2003.

3. Россия. ХХ век. Документы и материалы. В 2-х кн. М. 2004.

4. Трукан Г.А. Путь к тоталитаризму: 1917 - 1929 гг. / Г. А. Трукан ; РАН ; Ин-т российской истории. - М.: Наука, 1994.

5. Черняк Е.Б. Судебная петля: Секретная история политических процессов на Западе / Е. Б. Черняк. - М.: Мысль, 1991.

6. Щагин Э.М., Вдовин А.И. Хрестоматия по истории современной России. Ч. 1. 1917-1945. - М., 2005.

7. 1941. Великая Отечественная катастрофа. Итоги дискуссии. М.: Изд-во Яуза, Эксмо, 2010.

8. Вторая мировая война. М.: Изд-во БММ, 2010.

9. Галкин А.А. Германский фашизм. Изд. 2-е. доп. М.: Наука, 1989.

Тема 8. СССР в 1954 – 1991 гг.

Семинар № 15.

1. Итоги и уроки второй мировой войны. Истоки и причины холодной войны. Противостояние военных блоков.

2. СССР и страны военной демократии в послевоенный период

3. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в послевоенный период. Восстановление народного хозяйства. Усиление личной власти Сталина, новый виток репрессий.

4. «Оттепель» в социально-политической жизни страны. Социально-экономические реформы: успехи и неудачи. НТР и её влияние на ход общественного развития.

5. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и политической жизни общества.

Семинар №16.

1. «Перестройка» М.С. Горбачева. Гласность. Формирование многопартийности.

2. Противоборство политических групп в августе 1991 г. Распад СССР и его причины.

3. СССР в система международных отношений: от «холодной войны» к разрядке. Концепция «нового политического мышления» и её реализация.

4. Крах мировой системы социализма.

Задания к семинару

1.Дайте определение понятиям: АПК, «бархатные революции», «берлинский» кризис, «великое десятилетие», «венгерский» кризис, волюнтаризм, ВЦСПС, гласность, ГКЧП, десталинизация, диссидентское движение, договор ОСВ – 1, договор ОСВ – 2, «железный занавес», инакомыслие, КГБ, карибский кризис, концепция «ускорения» социально-экономического развития страны, культ личности, либерализация, мирное сосуществование, МТС, научно-технический прогресс, НТР, «новое политическое мышление», ОВД, «оттепель», «парад суверенитетов», партийная номенклатура, «Пражская весна», политика разрядки, правовой нигилизм, программа «500 дней», плюрализм, политика «перестройки», реабилитация, ресталинизация, Совмин, стагнация, субъективизм. экстенсивное (интенсивное) хозяйство, Съезд народных депутатов СССР.

2. Исправьте ошибки:

1. В 1955 году – первый визит советского руководителя в США

2. Июнь 1957 г. – пленум ЦК КПСС, осудивший преступную деятельность Берии

3. Организация Варшавского Договора была создана в 1949 г.

4. Карибский кризис произошел в 1964 г.

5. Программа коммунистического строительства была принята на XX съезде КПСС в 1956 г

6. Освоение целины началось в 1957 г.

7. В 1954 г. – успешное испытание в СССР межконтинентальной ракеты

8. Президентом США во время Карибского кризиса был Д. Эйзенхауэр.

9. Главным редактором журнала “Новый мир” в 60-х гг. был Ф. Бурлацкий.

10. 1962 г. – Совнархозы были упразднены.

11. Председателем Совета Министров СССР в 1964-1980 гг. был Н.А. Тихонов.

12. 1965 г. – расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске.

13. Лето 1957 г. – советские войска введены на территорию Венгрии для подавления антикоммунистического восстания.

3. Работа с первоисточниками:

Задание 1: прочитайте приводимый отрывок из выступлений Н.С. Хрущева перед творческой интеллигенцией и ответьте на следующие вопросы:

1) как оценивало деятельность Сталина руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым?

2) Чем эта оценка отличалась от оценки определенной части интеллигенции, почему это вызвало беспокойство Н.С. Хрущева?

3) Какие задачи выдвинул перед деятелями литературы и искусства глава партии и правительства?

( Текст приводится по изданию: Хрущев Н.С. За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа. М.,1958 г.)

“ Для того, чтобы правильно понять существо партийной критики культа личности, надо глубоко осознать, что в деятельности товарища Сталина мы видим две стороны:

положительную, которую мы поддерживаем и высоко ценим, и отрицательную, которую критикуем, осуждаем и отвергаем.

… Великие успехи в развитии нашей страны достигнуты под руководством коммунистической партии и ее Центрального Комитета, ведущую роль в которой играл И.В. Сталин. Строительство социализма в СССР осуществлялось в обстановке ожесточенной борьбы с классовыми врагами и их агентурой в партии- с троцкистами, зиновьевцами, бухаринцами и буржуазными националистами. Это была политическая борьба. Партия правильно сделала,разоблачив их как противников ленинизма, противников социалистического строительства в нашей стране…. В этой борьбе Сталин сделал полезное дело.

Наша партия, все мы решительно осуждаем Сталина за те грубые ошибки и извращения, которые нанесли серьезный ущерб делу партии, делу народа. Мы потеряли много честных и преданных людей, работников нашей партии и Советского государства, оклеветанных и невинно пострадавших.

…. Как могло случиться, что Сталин, занимая правильную позицию в борьбе с противниками ленинизма, совершил такие грубые и тяжелые ошибки?…. Это трагедия Сталина, во многом обусловленная крупными недостатками его личности, его характера, на которые указывал В.И. Ленин в декабре 1922 года в своем письме к съезду партии.

Сложность и своеобразие идейной борьбы в области литературы и искусства в настоящее время состоит… в том, что нам приходится защищать литературу и искусство не только от нападок извне, но и от попыток отдельных творческих работников толкнуть литературу и искусство на неправильный путь, увести от главной линии развития…. К сожалению, среди работников литературы и искусства встречаются такие люди, поборники “ свободы творчества”, которые хотят, чтобы проходили мимо, …. не критиковали… произведения, которые в извращенном виде рисуют жизнь советского общества,. Этих людей, оказывается, тяготит руководство литературой и искусством со стороны партии и государства. Они выступают против этого руководства….

Мы открыто заявляем, что такие взгляды противоречат ленинским принципам отношения партии и государства к вопросам литературы и искусства…. В решениях партии по идеологическим вопросам определены важнейшие задачи и основные принципы политики партии в области литературы и искусства, сохраняющие свою силу в настоящее время. Одним из важнейших принципов является неразрывная связь советской литературы и искусства с политикой Коммунистической партии, составляющей жизненную основу советского строя…. Партия решительно осудила и последовательно исправляет ошибки, допущенные в период культа личности во всех областях жизни, в том числе и в вопросах идеологической работы. Но она вместе с тем решительно выступает против тех, кто пытается использовать эти ошибки прошлого для выступления против руководства литературой и искусством со стороны партии и государства”.

Задание 2: Прочитайте приводимый ниже отрывок из Памятной записи А.Д. Сахарова Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу ( 5 марта 1971 г.) и охарактеризуйте его политические и экономические взгляды.

… “Я стремился к наиболее полному изложению своих мыслей, хотя и отдавал себе отчет в том, что некоторые из тезисов представятся неприемлемыми, а некоторые представятся неинтересными, малозначительными.

Начиная с 1956 года, в нашей стране осуществлен ряд важных мероприятий, устраняющих наиболее опасные и уродливые черты предыдущих этапов развития советского общества и нашей государственной политики. Однако одновременно имеют место определенные негативные явления - отступления, непоследовательность и медлительность в осуществлении новой линии. Необходима выработка четкой и последовательной программы дальнейшей демократизации и либерализации и осуществления ряда неотложных первоочередных шагов. Этого требуют интересы технико-экономического прогресса, постепенного преодоления отставания и изоляции от передовых капиталистических стран, благосостояния широких слоев населения, внутренней стабильности и внешней безопасности нашей страны...

Следует отметить обострение национальной проблемы, сложность взаимоотношений партийно-государственного аппарата и интеллигенции, взаимоотношений основной массы трудящихся и привилегированной группы и "начальства", к которому более отсталые слои трудящихся нередко относят в силу традиционных предрассудков главным образом интеллигенцию. Внешняя политика нашей страны не всегда является достаточно реалистичной. Необходимы кардинальные решения для предупреждения возможных осложнений.

2.Я высказываю мнение, что было бы правильным следующим образом охарактеризовать общество, к осуществлению которого должны быть направлены неотложные государственные реформы и усилия граждан по развитию общественного сознания:

а) Основной своей целью государство ставит охрану и обеспечение основных прав своих граждан .Защита прав человека выше других целей.

б) Все действия государственных учреждений целиком основаны на законах (стабильных и известных гражданам). Соблюдение законов обязательно для всех граждан, учреждений и организаций.

в) Счастье людей, в частности, обеспечено их свободой в труде, в потреблении, в личной жизни, в образовании, в культурных и общественных проявлениях, свободой убеждений и совести, свободой информационного обмена и передвижения.

г) Гласность содействует контролю общественности за законностью, справедливостью, целесообразностью всех принимаемых решений, способствует эффективности всей системы, обусловливает научно-демократический характер системы управления, способствует прогрессу, благосостоянию и безопасности страны.

3. Экономические проблемы, управление, кадры:

а) Углубление экономической реформы 1969 года, увеличение хозяйственной самостоятельности всех производственных единиц, пересмотр ряда ограничительных положений в отношении подбора кадров, зарплаты и поощрения, системы материального снабжения и фондов, планирования, кооперирования, выбора профиля продукции, финансирования.

б) ... Принять решения по расширению гласности в работе государственных учреждений всех ступеней в пределах, допустимых интересами государства.... Ликвидация специальных привилегий, связанных со служебным и партийным положением, как очень вредных в социальном и деловом смысле...

4.Рассмотреть вопрос о постепенной отмене паспортного режима как серьезного тормоза в развитии производительных сил страны и как нарушения прав граждан, в особенности сельских жителей...

... Конструктивное разрешение наших проблем, осторожное, гибкое и одновременно решительное, в силу особого положения нашей страны в мире будет иметь важное значение для всего человечества.”

Задание 3:рочтите ниже приведенный текст и ответьте на вопросы

1. О каких особенностях экономической ситуации говорится в тексте ?

2. О каких радикальных экономических реформах идет речь в тексте ?

Из программы перехода к рыночной экономике "500 дней".

"Залог успеха реформы- ее комплексность и радикальность. Время для постепенных преобразований оказалось упущенным.

... необходимо... учитывать особенности сегодняшней экономической ситуации в стране. Важнейшие из них : всеобщность госсобственности и отсутствие субъекта рыночных отношений; значительная величина "отложенного" денежного спроса; гипертрофированное развитие одного подразделения общественного производства оборонной и инвестиционной сферы; неразвитость инфраструктуры и недостаточная экономико-правовая подготовка населения; низкий уровень жизни.

Все это диктует тактику радикальных экономических реформ: восстановление товарно-денежной сбалансированности может быть достигнуто в основном путем продажи части госсобственности, а также изменения бюджетной и кредитной политики. Государство должно отказаться от поддержки неэффективных производств, одного из секторов экономики, создавая тем самым условия для глубоких структурных преобразований. Переход к свободным ценам и единому валютному курсу обеспечивается формированием товарных и финансовых резервов; всему населению гарантируется минимальный уровень потребления. Широкому разгосударствлению будет предшествовать налоговая реформа, ограничивающая имущественные расслоения и стимулирующая производственные инвестиции. На протяжении периода преобразований 500 дней отрабатывается реформа и методы регулирования экономики" (В.П. Островский. История СССР. М. 1991 с.65)

Вопросы для самоконтроля

1.Объясните, когда и почему наметился переход Запада и СССР от союзничества к «холодной войне».

2. Каковы причины ужесточения идеологического пресса после войны и как это проявилось в развитии литературы, искусства, науки?

3. Что Вы знаете о «ленинградском деле», борьбе с космополитизмом, о

«деле кремлевских врачей»?

4. Каковы были основные достижения и просчеты Н.С. Хрущева?

5. Каковы достижения социальной политики периода «оттепели»?

6.К каким позитивным переменам привела реализация реформы 1965 г. в промышленности СССР? Назовите положительные стороны аграрной реформы 1965 г. и в чем ее недостатки?

7. Что Вы знаете о диссидентском движении в СССР?

8. Расскажите о разрядке международной напряженности в мире в середине 1970-х гг.

9. Объясните, почему именно на рубеже 1970-1980-х гг. наметилось новое серьезное отставание СССР от стран Запада? Какие внешние факторы повлияли на это?

10. Назовите основные тенденции развития духовной сферы советского

общества в 1964-1984 гг.

11.Что было главной целью перестройки в СССР? Почему она не привела к ожидаемому результату?

12. Распад СССР в декабре 1991 г. одни считают самой большой трагедией конца XX в., другие - закономерным проявлением развития исторического процесса. Ваше мнение, был ли исчерпан потенциал развития СССР?

13. Каковы причины возникших в годы перестройки межнациональных

конфликтов и каковы их последствия?

14. Что Вы можете сказать о новых отношениях государства и церкви после 1985 г.?

Основная литература:

1. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. - М. : Проспект, 2008.

2. История России. С древнейших времен до начала XXI века: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Сахарова. - М. : АСТ ; : Астрель ; : Хранитель, 2008.

3. История России. Курс лекций в таблицах и схемах./ Под ред. Калинова В.В. М.: ФГУП «Изд-во нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М Губкина, 2007.

4. Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник для вузов. М.: Изд-во ПРОСПЕКТ, 2007-2011.

Дополнительная литература:

1. Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008.

2. Жуков Ю.А. СССР-США: дорога длиною в семьдесят лет, или Рассказ о том, как развивались советско-американские отношения / Ю. А. Жуков. - М. : Политиздат, 1988.

3. Егорова Н.И., Чубарьян А.О. Холодная война и политика разрядки: дискуссионные проблемы. Т.1,2. М.: Изд-во URSS, 2003.

4. Использование профиля вуза при изучении курса истории Отечества : учеб.-метод. пособие / под ред. В.В. Калинова; РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Каф. политической истории Отечества. - М., 2006.

5. Казанцев Ю.И. Международные отношения и внешняя политика России. ХХ век / Ю. И. Казанцев. - Новосибирск, Ростов-на-Дону : Сибирское соглашение, Феникс, 2002..

6. Протопопов А.С. История международных отношений и внешней политики России 1648-2000 : учебник для вузов / А. С. Протопопов, В. М. Козьменко. - М. : Аспект Пресс, 2001.

7. Россия. ХХ век. Документы и материалы. В 2-х кн.- М., 2004.

8. Рябцев Ю.С. История России глазами очевидцев. ХХ век.- М., 2005.

9. Советская военная мощь от Сталина до Горбачева / А. В. Минаев [и др.]. - М. : Военный парад, 1999.

10.Сталин и холодная война / РАН, Ин-т всеобщей истории. - М., 1998.

11.Судоплатов П.А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы / П. А. Судоплатов. - М. : Олма-Пресс, 2002.

Наши рекомендации