Административное право как отрасль права
Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по курсу административного права для студентов МАБИУ _2012
1. Государственное управление: понятие и основные функции.
2. Исполнительная власть: понятие, признаки, принципы, особенности реализации в современных условиях.
3. Предмет, система и источники административного права.
4. Административно-правовые нормы: понятие, структура, классификация.
5. Административно-правовые отношения: понятие, содержание и классификация.
6. Субъекты административного права: понятие и виды.
7. Граждане РФ как субъекты административного права.
8. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
9. Органы исполнительной власти как субъекты административного права.
10. Понятие государственной службы и ее виды.
11. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой.
12. Понятие и классификация форм государственного управления.
13. Понятие и система методов государственного управления.
14. Система мер административного принуждения, применяемых органами государственного управления.
15. Понятие и признаки административной ответственности.
16. Юридические признаки административного правонарушения.
17. Состав административного правонарушения.
18. Виды административных наказаний и их общая характеристика.
19. Общие правила назначения административных наказаний.
20. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие и основные стадии.
21. Возбуждение дела об административном правонарушении.
22. Доказательства по делу об административном правонарушении.
23. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
24. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
25. Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
26. Рассмотрение дела об административном правонарушении.
27. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении.
28. Законность в сфере государственного управления.
1. Государственное управление: понятие и основные функции.
Государственное управление - это практическое, организующее и
регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность
людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся
на властную силу.
Государственное управление является разновидностью социального управления.
Различают три вида управления:
Ø Биологическое;
Ø Техническое;
Ø Социальное.
Социальное управление – это управление, которое возникает в обществе между людьми.
Оно делится на государственное и негосударственное.
Управление представляет собой воздействие субъекта на объект для достижения общего результата.
Государственное управление можно рассматривать в двух аспектах
a. Деятельность государства и всех его органов направленную на реализацию задач и функций государства, на конкретном этапе его развития;
b. Г.у. связано с реализацией исполнительной власти.
Исполнительная власть представляет собой самостоятельную ветвь единой гос. власти, выраженной системой органов уполномоченных в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, осуществлять повседневно текущее управление основными сферами жизнедеятельности: административной, политической, социальной, культурной, экономической.
Исполнительство – это функциональное предназначение исполнительной власти.
Распорядительство – способность издавать общеобязательные явления, связанные с необходимостью управлять деятельностью подчиненных органов.
Функции г.у.:
a) Организационная функция (создание системы и структуры г.у.);
b) Функция регулирования (наделение всех элементов структуры и системы определенными полномочиями);
c) Прогнозирование м планирование (целеполагание);
d) Координация и взаимодействие (коор-ие – планирование; взаим-ие – совместная реализация);
e) Учет (контроль надзора);
f) Функция ответственности;
g) Функция стандартизации, унификации управленческих процессов и процедур.
Принцепы г.у.:
a) Законность;
b) Уважение и соблюдение прав и свобод чел-ка и граж-на;
c) Гуманизм;
d) Федерализм;
e) Демократизм;
f) Гласность (открытость деятельности гос. органов);
g) Эффективность
2. Исполнительная власть: понятие, признаки, принципы, особенности реализации в современных условиях.
Органы исполнительной власти (о.и.в.) – это гос. организация, часть государственного механизма, которая для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности наделяется соответствующими полномочиями, реализуемые в определенных формах и с использованием методов соответствующими кадрами.
Виды о.и.в.:
a) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);
b) органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.
Признаки и.в.:
Ø является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
Ø является проводником государственной политики в жизнь;
Ø подзаконна по своему характеру и задачам;
Ø объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
Ø её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
Ø является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.
Функции и.в.:
Ø подзаконодательное регулирование;
Ø осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
Ø административное правоприменение;
Ø осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
Ø административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
Ø охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
Ø информационное обеспечение органов государственной власти
Принципы исполнительной власти – это общие положения, идеи, требования, которые характеризуют сущность управленческой деятельности.
Ø Принцип народовластия – народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть.
Ø Принцип верховенства закона, ст. 15 ч. 2 Конституции РФ.
Ø Принцип разделения и взаимодействия властей.
Ø Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов.
Ø принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц.
Ø Принцип приоритета и гарантированности прав личности, ст. 2 Конституции РФ.
Ø Принцип федеративного устройства.
Ø Принцип сочетания централизации и децентрализации.
Централизация – сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти.
Децентрализация - закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, который он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.
Ø Принцип плановости выражается в развитии разработки программ отраслей народного хозяйства, прогнозирование хода экономических реформ, установление государственного заказа на наиболее значительную продукцию и т.д.
Ø Принцип дифференциации функций и полномочий каждого из этих органов и должностных лиц.
3. Предмет, система и источники административного права.
Административное право как отрасль права
1. Понятие административного права, его предмет.
2. Метод административного права.
3. Источники административного права.
4. Система административного права.
5. Соотношение административного права со смежными отраслями права.
1. Административное право – это одно из важнейших отраслей права. При помощи административного права государство регулирует систему общественных отношений возникающих в процессе организации и функционирования исполнительной власти, т.е. в сфере государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномоченными органами и должностными лицами управленческих функций.
Административное право – это управленческое право (право управления).
Административное право – это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.
В предмет административного права входят следующие группы отношений:
1. управленческие отношения
Они встречаются в сфере организации и функционирования органов, осуществляющих хозяйственное, социально-культурное, административное и политическое строительство.
2. отношения, возникающие в связи с обеспечением правовой защиты прав и свобод граждан
Речь идет о так называемой административной юстиции. Она представляет собой систему судебных и иных органов, рассматривающих споры между гражданами и исполнительной власти.
3. административно-принудительные отношения
Возникают в сфере обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.
4. управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе функционирования субъектов представит., судебной власти и прокуратуры
5. отношения. которые возникают при осуществлении общественными организациями делегированными им государством специальных государственно-властных полномочий.
Для всех указанных отношения характерны является то, что они возникают в области государственного управления и местного самоуправления.
2. Метод – совокупность приемов и способов.
Выделяют следующие методы:
1. императивный (метод властных предписаний)
2. диспозитивный (взаимодействие сторон)
3. метод дозволения (разреш. вариант поведения)
4. метод запрета
Все указанные методы правового регулирования характерны для административного права.
Суть методов административного регулирования управленческих отношений может быть сведена к следующему:
1. императивный
Установление определенного порядка действий, предписание к действию соответствующих условий, надлежащим образом оформленные в административно-правовой норме.
(метод предписаний)
несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридических последствий, на достижение которых ориентирует норма.
Новый Кодекс об административных правонарушениях устанавливает, что административные взыскания могут быть наложены не позднее 2 месяцев. Превышение срока не позволяет применить к лицу меры административной ответственности.
2. диспозитивный (согласования)
Он проявляется в административном праве при заключении административных договоров и при перераспределении или делегировании полномочий одних органов управления другим.
3. метод дозволения - это предоставление выбора одного из вариантов должного поведения или так называемое управление по усмотрению – это жесткий вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности должностными лицами при решении определенных задач, но они не вправе уклониться от такого выбора.
Например: при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности к нему могут быть применены различные административные взыскания либо он может быть освобожден от ответственности.
4. метод дозволения выражается также в предоставлении возможности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать или не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия. Это мягкий вариант дозволения. Например, гражданин сам решает, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он рассматривает как противоправные.
5. метод запрета – запрещение определенных действий под угрозой применения соответствующих административно-правовых санкций.
Например, запрещено направление жалоб граждан тем должностным лицам, действия которые обжалуются. Нарушение этого запрета влечет привлечение должностного лица к дисциплинарной ответственности.
Во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно независимо от конкретной формы выражения властности.
3. Источники административного права – это органы законодательной и исполнительной власти, содержащие административно-правовые нормы, которые регулируют общественные отношения в сфере (управленческой деятельности) исполнительной власти.
К ним относятся:
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный конституционный закон и федеральный закон, Кодекс об административных правонарушениях, федеральный конституционный закон "О правительстве" от 31 декабря 1997 г.
3. Указы Президента
4. Постановления Правительства
5. Ведомственные акты – акты министерств и федеральных ведомств
6. Законодательные и иные акты государственных органов субъектов РФ
7. Административно-правовые договоры и соглашения. Например, между государственными органами РФ и субъектов РФ
8. Локальные акты, инструкции, положения
4. Система административного права – это совокупность административно-правовых институтов и подотраслей.
Административное право состоит из Общей и Особенной части. В Общую часть включены следующие институты:
1. государственное управление
2. исполнительная власть
3. формы государственного управления
4. методы государственного управления
5. институт правовых актов
6. институт государственной службы
7. институт административного принуждения
8. институт административной ответственности
9. институт административного процесса
В Особенную часть входят институты управления в области экономики, социально-культурной сфере, административно-политической сфере.
В административном праве выделяют следующие подотрасли:
1. Служебное право
2. Политическое право
3. Образовательное право и т.д.
5. Предмет административного права не охватывает все общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. Эти отношения регулируются иными отраслями права. Административное право взаимодействует со следующими отраслями права:
1) конституционным. Оно берет начало в нормах конституционного права, регулирующих принципы организации и деятельности исполнительной власти, права и свободы граждан.
2) гражданским. Нормами гражданского права регулируется правило движения имущества, передача, изъятие в сфере государственного управления, т.е. по владению, пользованию и распоряжению имуществом.
3) уголовным правом. В определенных случаях отдельные административные правонарушения могут перерастать в преступления и наоборот.
4) финансовым, которые регулируют управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, налогов.
5) трудовым. Деятельность государственных служащих является смежной областью регулирования трудовым и административным правом
6) уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в суде основывается на общих процессуальных началах.
4. Административно-правовые нормы: понятие, структура, классификация.