Цивилизационная идентичность белорусского народа
- В Европе как в географическом регионе сложилось две цивилизационные общности:
1.Латинская-Германо-романская (Западная), которая идентифицируется с Европой
2.Византийская Славяно-православная (Восток), которая идентифицируется с Россией
Оба эти культурно исторические сообщества имеют единое основание: через христианство они унаследовали античную культуру.
Можно отметит этническое родство романо-германских и славянских народов.
Их миграционные потоки.
Основной цивилизационной идентичности Белоруссии закладывались в период Киевской Руси, которая формировалась особый культурно исторический тип на собственной славянской почве под преимущественным влияние греко-византийской …
Расположенные на территории современной Белоруссии земли княжества находились в русле византийского влияния.
По мнению Гумилёва не менее важно значение имело то, что восточная церковь не разделяла учение Августина Блаженного о предопределении, согласно которому от воли человека не чего не зависит.
Язычникам было более понятно другое учение, согласно с которым люди наделены Творцом свободной волей.
Восточная церковь не снимала ответственности за деяния по собственной их воле.
Таким принятие православия восточными славянами было тем выбором, который предопределил характер их последующего социо-культурного развития.
Первым из учёных цивилизационную идентичность Белоруссии после войны – Белорусский, Украинский историк Лев Акиншевич (1898-1980)
Акиншевич признаёт, что в период КР, существовавших на территории Белоруссии, после принятия христианства в целом были в поле влияния востоно-словянского-византийсого.
В период с 9 – 11 век, византийская культура значительно превосходила западноевропейскую.
Последовавшая за этим эпоха ВКЛ, которая отличалась борьбой двух культур с восточной и западной, не принесла преимущество не одной.
[Можно ещё добавить…]
В ВКЛ происходило такое явление как мирное существование различных религиозных конфессий.
Относительно периодов РП и Российской империи, по мнению Акиншевича белорусское общество не поддалось не западному, не восточному влиянию, хотя воздействие русской культуры было более успешной.
По его мнению вопрос о цивилизационной идентичности вопрос открыт.
Беларусь оказалась на границе соприкосновения между двумя цивилизациями, между двумя направления европейской культуры, между западной и восточной.
Этим фактором определяется самобытная социокультурная идентичность белорусского народа.
26) Государственная идеология как социально политический феномен. Идеология – атрибутивный признак
Термин «государство» имеет несколько значений: первое – совпадает с понятием «страна»; второе – сложный институт (определенная организация общественной деятельности и социальных отношений) политической системы общества.
С позиций второго подхода, государство – это совокупность институтов, регулирующих политические отношения в обществе, облеченных легитимной властью и призванных обеспечивать реализацию интересов граждан.
Особенности государства как политического института:
- наличие специальной группы людей, которая от имени народа осуществляет верховную власть в стране, делегируемую ей большинством, и организует управление общими делами;
- право от имени общества вырабатывать и проводить внутреннюю и внешнюю политику, участвовать в международных делах;
- монопольное право на принуждение в интересах господствующего меньшинства или всего общества;
- монополия на издание законов, имеющих всеобщий характер в его границах, и взимание налогов для общественных наук.
Одним из атрибутивных признаков государства является идеология.
По своему статусу, политическому влиянию и сфере распространения выделяют общественные и государственные (общенациональные) идеологии. Общественные идеологии формируются и действуют в сфере гражданского общества, служат идейной основой гражданских партий, общественно-политических движений и объединений. Государственные (общенациональные) идеологии отличаются государственным масштабом действия, выражают общенациональные интересы и ценности, включая совокупность идей о становлении и происхождении народа, формировании его самосознания, особенностях и роли политической системы, развитии национальной экономики. Ни одно государство не может осуществлять свою деятельность без соответствующей идеологии. Это не противоречит ст.4. Конституции Республики Беларусь: «Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан», а указывает на то, что в демократическом обществе существует многообразие мнений и идеологий, и что государственная идеология должна быть максимально рациональной и реально отражать интересы нации, выступая ее «духовной программой».