Цивилизационная идентичность Беларуси

По своему географическому расположению Беларусь, находится в Европе, точ­нее — в самом ее центре. Основная часть населения исповедует христианство. На этом основании некоторые авторы идентифицируют Беларусь с европейской, или с христианской, цивилизацией [3]. Данное утверждение нуждается в определенных уточнениях.

Авторы классических трудов по истории цивилизаций ни о Европе, ни о христианстве как неком едином культурно-ис­торическом феномене не говорят. Все они сходятся в том, что в Европе как географическом регионе сложилось две цивилизационные общности: латинская германо-романская (Запад), идентифицируемая с Европой, и византийская сла­вяно-православная (Восток), которая после падения Кон­стантинополя окончательно идентифицируется с Россией. Правда, исследователи обычно отмечают, что оба эти евро­пейские культурно-исторические сообщества имеют единое основание: через христианство они унаследовали античную культуру — в одном случае латино-римскую, во втором — гре­ко-византийскую. Отмечается также этническое родство романо-германских и славянских народов, общие истоки их миграционных передвижений. Этим, собственно, и ограни­чивается перечисление того общего, что имеется у этих двух европейских цивилизационных сообществ. Затем исследователи, как правило, сосредотачивают свое внимание на различиях между ними. Разумеется, речь идет не о взаимоисключа­ющих чертах этих двух цивилизаций, а о преобладании тех или иных особенностей у каждой из них.

Прежде всего следует отметить, что основы цивилизационной идентичности Беларуси закладывались в период Киевской Руси. Здесь складывался особый культурно-исторический тип на соб­ственной славянской почве под преимущественным влиянием греко-византийской культуры. Как известно, расположенные на территории современной Беларуси восточнославянские земли-княжества также находились в русле византийского влияния. На­ши предки в это время принимают не просто христианство, а вос­принимают его греко-византийскую разновидность. Как следует из летописи, для них это был вопрос принципиальной важности; здесь принятию греко-византийской версии христианства — пра­вославия — предшествовал сложный поиск новой веры.

Православие

Православие - одно из трех основных направлений христианства (наря­ду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся как восточная его ветвь после разделения Римской империи (395) и оформившееся после разделения церквей (1054). Оно получило распространение главным обра­зом в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Будучи первоначально го­сударственной религией Византийской империи, испытало влияние ее исто­рического развития, что отразилось в вероучении, и в организации право­славных церквей. Основные принципы православия как вероисповедной системы изложены в 12 пунктах (членах) символа веры, принятого на пер­вых двух Вселенских соборах в Никее (325) и Константинополе (381). Важ­нейшими постулатами православного вероучения являются догматы: трие­динства Бога - творца и управителя Вселенной, загробного мира, посмерт­ного воздаяния, боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на ко­тором лежит печать первородного греха. Церкви отводится роль посредницы между Богом и людьми. Центральное место в культе православия занимают христианские таинства. Большое значение придается праздникам и постам. В православии отвергается ряд принятых в католицизме догматов - догматы об исхождении Святого духа не только от Бога - отца, но и от Бога - сына; о чистилище; о непорочном зачатии Анной девы Марии, о телесном вознесении Девы Марии. В отличие от католицизма в православии не существует единого духовного центра, единого главы церкви. В процессе развития православия сложилось 15 автокефальных (самостоятельных) церквей. На Руси христи­анство введено в 988 г. В Беларуси традиционно годом введения православия считается 992 г. - год основания Полоцкой православной епархии.

Источник: Беларуская энцыклапедыя. у 18 т. М тек, 2001. Т. 12. С. 527.

Несомненно, что стремление иметь в лице Византии дру­жественного Киеву соседа было важным мотивом в выборе именно православия, но не единственным. По мнению Л.Н. Гумилева, не меньшее значение имело также и то, что вос­точная церковь никогда не разделяла учение Августина Бла­женного о предопределении, согласно которому от воли людей ничего не зависит, поскольку есть счастливцы, предназначенные божественным предопределением к райскому блаженству, недоступному для других. Язычникам было понятно и приемлемо другое учение, согласно которому люди наделены Творцом свободной волей. Последовательно придерживаясь данной позиции, восточная церковь тем самым не снимала со своих прихожан ответственности за грехи, творимые ими, с ее точки зрения, по собственной воле. Данный нравственный принцип отвечал и интересам князя, поскольку он зависел от дружины больше, чем дружина от него [4]. Принятие православия восточными славянами было тем выбором, который предопределил характер их последующего социокультурного развития. С этого момента берет свое начало процесс формирования Беларуси как органической части славяно-православной, или славяно-русской, цивилизационной общности.

Не приводит к иному ответу на вопрос о цивилизационной идентичности Беларуси и анализ последующего исторического развития белорусского народа, в ходе которого он то и дело подвергался мощному внешнему воздействию.

После принятия христианства существовавшие на территории нынешней Беларуси земли-княжества, безусловно, в целой были в поле восточного, славяно-византийского влияния. И для понимания значения этого факта следует добавить, что в те столетия византийская культура значительно превосходила тогдашнюю культуру средневековой Западной Европы. Последо­вавшие за этим эпохи Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, хотя и отличались борьбой двух культур — восточной славяно-византийской и западной романо-германской — не принесли решающего преимущества последней. Чем активнее в это время осуществлялась политика перенесения на местную почву западной культуры, тем более сильное сопротивление она встречала как внутри страны, так и извне — с юга и востока. Относительно периода Российской империи можно сказать, что белорусское общество в целом развивалось в своем естественном цивилизационном русле.

Развитие белорусского общества в лоне православной цивилизации было продолжено и в период СССР. Данное государственное образование возникло на славяно-русской цивилизационной основе, и белорусы в массе своей никогда не ощущали себя в нем чужаками. Уже в момент образования СССР созна­ние белорусами своего культурно-исторического родства с рус­скими и украинцами явилось одним из решающих факторов их Вхождения в это союзное государство. В процессе развития СССР резко усилились экономические и культурные связи между составляющими его народами. В эволюции полиэтни­ческого СССР, хотя и слабо, но все же присутствовала тенден­ция его превращения в нацию — государство. Страна в целом продвигалась по пути формирования общегражданской совет­ской нации [5]. И хотя понятие «советская нация» в официаль­ной лексике отсутствовало, зато широко использовалось, по су­ти, синонимичное ему понятие «многонациональный [читай: полиэтничный. — В.М.] советский народ» или просто «совет­ский народ». Причем это положение практически никем никогда не оспаривалось, что было убедительно подтверждено референдумом 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении в пре­образованном виде советского государства. Свою цивилизационную идентичность белорусский народ вновь подтвердил го­лосованием на референдуме в 1995 г. по вопросу об экономи­ческой интеграции с Россией и о придании русскому языку ста­туса, равного с белорусским.

Таким образом, белорусский народ с самого начала своей истории формировался как органическая часть славяно-пра­вославной или, иначе, славяно-русской цивилизационной общности. Беларусь, безусловно, принадлежит к славяно-православной цивилизации.

Наши рекомендации