Общественный строй России в первой половине XIX в
Все население продолжало делиться на дворян, духовенство, крестьянство и горожан. На вершине Олимпа стояло первое сословие-дворянство.
Однако права, дарованные одним самодержцем, могли быть отобраны другим. Как это и случилось во времена царствования Павла 1.
Все дворянские привилегии Александр 1 вернул дворянству, восстановив во всем объеме Жалованную грамоту. Более того, дворянам было разрешено обзаводиться в городах фабриками и заводами, заниматься торговлей, создавать предприятия в деревне. Особые привилегии получили крупные землевладельцы. Манифест от 6 декабря 1831 г. “О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным” позволил избираться на дворянские общественные должности лишь дворянам, у которых имелось не менее 100 душ крепостных крестьян или 3 тысячи десятин незаселенной земли. В основу наследования дворянских имений был положен майорат, крупные имения дворян нельзя было дробить и отчуждать на сторону.
Дворянское сословие продолжало оказывать огромное влияние на государственные дела. Офицеры=дворяне.
Почти все наиболее крупные вотчины были на оброке. Владельцы таких вотчин не жили в них, а пребывали в Петербурге при дворе. Крепостное право и крепостная вотчина со всеми ее порядками были основой дворянской мощи.
Старая политическая форма управления должна была обеспечить старый общественный строй. А у дворянства были все основания опасаться за незыблемость последнего.
Дворянское спокойствие было нарушено двумя указами царя, подготовленными Сперанским: относительно “придворных званий” и экзаменов на гражданские чины. Прежде придворные звания сразу же предполагали и чины. Согласно указу звания при дворе не давали право на чин, тем самым и отбиралось право занимать высшие гос. должности без делового подтверждения. Это значило, что высшие чины можно было получить при наличии образования. Такой подход приоткрывал возможность для продвижения по гос. службе разночинной интеллигенции. Оба приказа вызвали открытое возмущение аристократии.
Мечты об “истинном” управлении, о законности с начала XIX столетия занимали русское общество, прогрессивно настроенных представителей дворянского сословия. Власть дворян, деятельность всех высших государственных органов оспаривались с точки зрения граж. равенства и необходимости отмены крепостного права. По мере роста этих настроений предметом острой критики стала вся политическая система общества. Образовались тайные вольнодумные общества. Именно в этот период П. И.Пестель написал свою “Русскую правду”, а Н.М. Муравьев - проект конституции.
Правовое положение духовенства меняется. Оно получает дополнительные привилегии. Отменены телесные наказания священников, дьяконов и их детей. Духовенство освобождено от земельного сбора (1807 г.) и от постоя (1821 г.). Вместе с тем, сокращалось число лиц духовного звания, пользующихся привилегиями: не имеющие штатных мест должны были избрать себе “род жизни”; дети священнослужителей обязывались Указом 1828 г. избрать себе гражд. или воен. службу, а кто не сделал этого в течение года, записывался в одно из податных сословий. Постепенно осуществлялся перевод приходского духовенства на гос. содержание, а награжденные из его числа орденами получали наследственные дворянские права.
Основную массу населения составлялокрепостное крестьянство. Александр 1 со своими друзьями осуждал крепостное право с морально-этических позиций, но он не был сторонником решительных мер, а надеялся, что цель будет достигнута путем медленных и осторожных шагов. Так, в 1803 г. вышел указ “О вольных хлебопашцах”, предоставлявший помещикам право освобождать своих крестьян с землей за выкуп по договоренности сторон.
28 мая 1802 г. вышел указ о запрещении печатать объявления о продаже крепостных крестьян без земли. Русское земледельческое производство первой половины XIX в. все более ориентировалось на рынок, превращаясь в товарное производство и втягиваясь в денежно-хозяйственные отношения.
Монопольное право дворян на землю отменялось. Указ от 12 декабря 1801 г. предоставил купцам, мещанам и всем крестьянам, кроме помещичьих, право покупать землю. В 1830 г. крепостные крестьяне составляли 37% от общего числа крестьян.
Земля делалась объектом свободного гражданского оборота. Дворянскую землю стали приобретать и бывшие крепостные.
Среди дворянства появились просвещенные кружки, в которых сознавали необходимость освобождения крестьян. Однако широкая масса дворянства, разумеется, была против каких-либо реформ крепостного права.
Один за другим учреждались секретные комитеты по крестьянскому вопросу. И деятельность этих комитетов, протекавшая в самой непроницаемой тайне, кончалась ничем или почти ничем.
Не сладив с крестьянским вопросом в его целом, Александр 1, а затем и Николай 1 обратили свой взор на ту группу крестьян, которая принадлежала казне и носила название государственных. Категория государственных крестьян заметно увеличили крестьяне церковных земель, отобранных Екатериной II у монастырей в 1764 г., так называемые “экономические” крестьяне. Их юридическое положение было противоречиво. Свод законов признавал их “свободным сельским сословием”. Они обладали гражданскими правами. Дети государственных крестьян могли поступать в высшие учебные заведения. Высшей инстанцией, где сосредоточивалось управление государственными крестьянами, был Департамент государственных имуществ в Министерстве финансов. В 1816 г. начался процесс перевода государственных крестьян на положение военных поселенцев. Начальником военных поселений становится генерал А.А. Аракчеев, главный советник Александра 1.
Наиболее тяжелым оставалось положение помещичьих крестьян. Половина крестьянского дохода шла помещику в виде оброка. Массовый голод крестьян был обычным явлением. Понятно, что крепостное население, питавшееся Бог знает чем (мхом, лебедой, древесной корой), вымирало. Смертность помещичьих крестьян превосходила рождаемость.
Городское население делилось на почетных граждан, купцов, цеховых, мещан и рабочий люд.
Почетное гражданство было введено с целью выделения верхушки возникающей буржуазии из общей массы городского люда. Оно разделялось на потомственное и личное. Первое присваивалось по праву рождения, второе - по представлению министров или личной просьбе. Почетные граждане пользовались целым рядом привилегий: свободой передвижения, освобождением от телесных наказаний и от личных принудительных работ. Но самым существенным было их освобождение от всех налогов и податей.
Купцы приписывались к одной их двух гильдий (занятие оптовой торговлей - первая гильдия; розничной - вторая). Наряду с общими правами (свобода передвижения, право награждения чинами и орденами, свобода от телесных наказаний) купцы первой гильдии имели право приезда к императорскому двору, носить губернский мундир, получать звание коммерц- и мануфактур-советников. Во главе городского купеческого общества был выборный староста.
Всякий, кто занимался каким-либо ремеслом, обязан был записываться в цех. Ремесленники делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.
Концентрация производства на фабриках и заводах способствует разрушению цеховой организации. В 1825 г. более половины всехфабричных рабочих трудились по вольному найму. В 1840 г. был издан закон, по которому фабриканты приобрели право освобождать посессионных рабочих за плату из казны. Таким образом, был сделан первый шаг к вольнонаемному труду. Отпущенные помещиками на заработки крестьяне не были заинтересованы в результатах своего труда, ибо львиную долю заработка они вынуждены были отдавать помещику. Более того, помещик мог в любой момент отозвать своих крестьян с фабрики, нарушив и интересы фабрики.
Большинство городского населения принадлежало к мещанам. Они никакими особыми правами не пользовались. Состояние мещанства передавалось потомству и жене. Мещанское общество каждого города управлялось старостой и его помощниками, избираемыми на 3 года и утверждаемыми губернатором.
49
Основные проблемы формирования абсолютной монархии в России. Правовой
статус главы государства, органов власти и управления. Коллежская реформа.
Для возникновения абсолютизма необходимы: экономические (развитие торговли и промышленности, товарно-денежных отношений, зарождение буржуазных отношений,), социальные.-(обострение классовых противоречий и борьбы, разложение общины), политические (необходимость борьбы за экономическую и политическую независимость страны, выход к морю).Император – есть самовластный монарх, который не кому о своих делах не отчитывается, ему принадлежит высшая законодательная ,административная, является верховным главнокомандующим и главой церкви. Органы управления – Сенат- это законосовещательное учреждение имевшие правовозбуждать законодательные вопросы, и участвовать в составления и обсуждении законов. Являлся высшей апелляционной инстанцией и осуществлял надзор над коллегиями. Советы при императоре – в 1726г создан «Верховный тайный совет», потом создан «Кабинет министров», потом «конференция при высочайшем дворе», потом «Императорский Совет». Коллежская реформа. Замена приказов на 12 коллегий которые являлись высшим административно судебным местом