Структура высших органов гос власти
Система государственного управления как учебная дисциплина
Возникнув на определенном этапе развития общества, государство, видимо, навсегда становится его главным регулятивным инструментом. Оно находится в постоянных взаимосвязях с обществом в целом, различными сферами, коллективами, личностями. Эти взаимосвязи имеют прямой и обратный характер (пример: реакция населения и государства на итоги выборов 4 декабря 2011 года).
Объект и предмет СГУ
Объектом учебного курса СГУ является управленческая деятельность государства по упорядоченности общественной жизни.
Предметом- изучение системы органов, видов, методов и моделей государственного управления, анализ их достоинств и недостатков (в сравнении с зарубежным опытом), тенденций и перспектив развития.
К основным задачам учебной дисциплины можно отнести:
• Раскрытие роли государства в развитии общества;
• Анализ организационно-функциональной и территориальной структуры государственного управления;
• Раскрытие механизмов разделения и взаимодействия ветвей власти;
• Государственное регулирование экономики, социальной сферы;
• Разработка предложений по совершенствованию системы госуправления современной России и АО.
Особенности государственного управления:
Управляющее воздействие государства, как и любое другое управление, сводится к трем составляющим: 1.Планирование; 2.Организация; 3.Контроль за исполнением, однако СГУ занимает особое место, так как:
Оно опирается на властную силу. Это не просто пожелания, а способность на силовое давление;
Вторым специфическим свойством государственного управления является его распространенность на все общество, и даже за его пределы, если вести речь о внешней политике.
Третьей особенностью государственного управления является системность. В нем задействованы множество государственных органов, структур с множеством должностных лиц, распространяющих свое влияние на десятки миллионов людей.
Виды государственного управления:
Переходя к характеристике видов и методов государственного управления, нужно иметь в виду следующее. ВИДЫ государственного управления подразделяются в зависимости от того, кем и чем управляют.
В государственном управлении, прежде всего, выделяют два вида – политическое управление и административное.
Первое осуществляют руководители государства, регионов, муниципалитетов, депутаты. К административно-государственному управлению относится деятельность государственных служащих всех ветвей и уровней государственного управления.
Кроме того, к видам госуправления относят управление экономикой, социальной сферой, армией и т.д.
МЕТОДЫ управления складываются в зависимости от того, как управляют. Скажем, Метод демократического управления предполагает делегирование полномочий, предоставление самостоятельности, развитие самоконтроля управляемого. Допускаются дискуссии, референдумы по тем или иным вопросам. Такое управление может быть представлено в виде триады: информация - аккумуляция – мобилизация ( в Скандинавских странах).
Метод авторитарного управленияисходит из недооценки управляемых, ответственность и контроль сосредоточены в основном на верхнем уровне, лидер имеет огромную личную власть. управление сводится к приказам и неукоснительному исполнению.
Модели государственного управления:
• Виды и методыуправления вместе образуют модельуправления.
Классификация моделей государственного управления:
• Англо-саксонская (США, Канада, Англия);
• Западноевропейская – континентальная;
• Скандинавская (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия,);
• Патерналистская (патер лат.- отец) (Япония, Тайвань, Китай, Вьетнам);
• Российская модель СГУ.
Англо-саксонской модели характерны:
• приоритет гражданского общества над государством;
• либеральная экономика, в основе которой лежит свободная конкуренция, устойчивая денежная система, ограниченные государственные инвестиции, и минимум социальных программ;
• либеральная демократия, которой присуща ставка на сильную личность.
• Прагматизм (реализм, эгоизм,) во внешней политике
• Государство в роли “ночного сторожа”
• Особенно наглядно признаки такой системы управления проявлялись в годы рейганомики в США и тетчеризма в Великобритании, идеологической основой которого было: свободное предпринимательство, личная инициатива, крайний индивидуализм.
• Наука СГУ в США изучает: институты власти, эффективность их функционирования, контроль со стороны избирателей, проблемы внешней политики.
Западноевропейская континентальная:
• предполагает значительно большее государственное регулирование рыночной экономики, общественной жизни, большая доля госсектора.
• Здесь государство выступает в роли управляющего - менеджера, “невидимой рукой”, регулирующего экономические отношения, приоритетом является не столько рынок, сколько государство и, прежде всего, такие его атрибуты как:
• стабильное право;
• строгий надзор за хозяйствующими субъектами вплоть до санкций прекращения деятельности;
• высокая рыночная этика;
• элитарная демократия (ставка не на личность, а на элиты, партии).
• Наука СГУ здесь основное внимание уделяет характеристикам политических режимов, участию элит, партий в системе госуправления, региональным и интеграционным проблемам в Европе.
Скандинавская модель:
• Предполагает паритетность государственного и частного капиталов, ярко выраженная социальная направленность экономики и плюралистическая (малых групп) демократия, т.е. ставка не на личность, не на большие, а на малые социальные группы, так как они лучше отражают интересы общества.
• Государство выступает в качестве социального гаранта и даже порою контролера (алкоголь, порнография, качество импорта. Не понимаю, почему мы боимся следовать примеру скандинавов
• СГУздесь рассматривает государство, прежде всего, как организатора сервиса, оценивается по эффективности социальной инфраструктуры по уровню комфорта, много внимания уделяется тому, как государство учитывает интересы малых социальных групп.
Патерналистская модель:
• Предполагает усиленное государственное регулирование, умелое сочетание элементов традиций и прогресса как в экономической, так и в социально-политической жизни.
• Эта модель СГУ вполне укладывается в конфуцианские ценности: СОПОДЧИНЕННОСТИ, дисциплины, а также взаимной ответственности управляемых и управляющих.
• Плебисцитарная демократия.
• Государство выступает в качестве опекуна, проявляющего отеческую заботу о человеке.
• СГУ основное внимание сосредотачивает на проблемы регулирования рынка, соотношения форм собственности, формирования национальной идентичности, единой идеологии.
Российская модель:
• В советском варианте (1917-1990 гг.) была суперпатерналистская,государство выступало в качестве безраздельного хозяина общества. Разрушивее, в 1990-е годы мы кинулись в другую крайность – рыночной стихии.
• В нулевые годы XXI века – сформировалась авторитарно-олигархическая модель СГУ.
• Сейчас начался процесс осознания и поиска оптимальной модели государственного управления Россией.
Основные направления совершенствования СГУ:
Независимо от модели государственного управления, усилия управленцев должны быть направлены, прежде всего на:
• 1. На повышение эффективности работы аппарата и предоставление населению более качественных услуг;
• 2.На более четкое разделение полномочий и ответственности;
• 3.На налаживание многосторонних связей между государством и гражданским обществом.
Информация для размышлений:
• Известный американский политолог Р.Даль сформулировал принципы идеальной политической системы, назвав ее ПОЛИАРХИЕЙ:
• Близкое к универсальному избирательному праву;
• Справедливо организованные выборы;
• Право участвовать в общественных делах;
• Надежная защита выражать свое мнение, включая критику правительства;
• Существование альтернативных, конкурирующих между СМИ, выведенных из под правительственного контроля;
• Высокая степень свободы создания разнообразных организаций, включая оппозиционные партии;
• Относительно высокая степень зависимости правительства от избирателей и результатов выборов.
• На досуге Вы можете поразмышлять над тем насколько эти признаки реализованы в политической системе Российской Федерации.
В развитых странах все сильнее проявляются тенденции: гуманизации, гуманитаризации и феминизации государственного управления.
2. Роль государства в развитии общества и человека.
Государство – есть инструмент упорядоченности общественной жизни, сохранения общества от распада и выживания общества. Государство – главный политический институт общества, инструмент согласования общих, коллективных и частных интересов. Сверхзадача государства заключается в том, чтобы формировать общество лучше отдельного человека, ограничивать негатив, что есть в человеке и развивать все лучшее.
Главным движетелем государства (раздражителем) есть противоречия между госуд-м и гражданским обществом. Гражданское общество старается ограничить власть гос-ва от абсолютной до демократической.
Важными этапами развития государства явились:
А) правовое гос-во – после революций;
Б) социальные государства – формировались во второй половине ХХв.Люди приобрели юридическое равенство, соц. Государство подвело под юридическое равенство социальную базу. Социальное государство – движение в сторону социальной справедливости.
Социально-правовое государство значительно понижает уровень противоречий общества. Становится мощным локомотивом движения общества.
Роль государства в развитии общества можно рассматривать в качестве системы соответствующих учреждений, создаваемых властью для управления обществом, организации его жизнедеятельности.
Для этого государство располагает рядом исключительных прав:
- издание законов, имеющих общий обязательный характер;
- взимание налогов и формирование бюджета;
- использование аппарата насилия (принуждения);
- определённую территорию;
- представлять страну во внешней политике.
Всего в мире около 201 государства, из них 23 – федеративного устройства, около 30 монархий, остальные унитарные. Государства делятся на:
- Федерации – по национальному признаку (СССР, Югославия, Чехословакия и т.д.);
- Конфедерация – образование самостоятельных государств (СНГ);
- По политическому режиму – демократичные, тоталитарные, авторитарные.
Нельзя от тоталитаризма сразу перейти к демократии, поэтому в России – авторитарный режим.
Структура высших органов гос власти.
Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.
Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации.
Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.
Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.
Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.
В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики.
Хотя формально Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.
Согласно одной точке зрения, президент рассматривается только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий «над всеми ветвями» власти, является четвертой ветвью власти - "президентской". Но это противоречит статье 10 Конституции Российской Федерации, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов.
Действительно, у Президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие Президента РФ вне обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, противоречит закрепленному принципу разделения властей.
Более корректной представляется третья точка зрения, согласно которой Президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства.
Обязанности президента - назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами - являются функциями исполнительной власти.
В Конституции Рф нет понятия глава исполнительной власти. Правительство "осуществляет исполнительную власть в РФ". "Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства."
По закону "О Правительстве" правительство - высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.
Государственные органы исполнительной власти, функции которых определены в конституции
Кроме президента, в конституции указаны и другие органы исполнительной власти, функции которых не перечислены среди функций правительства:
Администрация Президента РФ — обеспечивает деятельность Президента РФ;
Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах — представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;
Органы прокуратуры РФ - генеральный прокурор назначается Советом Федерации — осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением действующих законов;
Центральный банк РФ - председатель Центрального банка назначается Государственной Думой — основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля;
Центральная избирательная комиссия РФ — проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;
Счётная палата РФ — половина состава и председатель назначается Государственной Думой, половина - Советом Федерации, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
другие федеральные органы.
Разделение властей в субъектах Российской Федерации
Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.
Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.