Французский абсолютизм. Реформы Ришелье. Центральное и местное управление
В XV и XVI столетиях в странах Западной Европы складываются абсолютные монархии. Наступает последний период истории феодализма. Предпосылки абсолютизма – зарождение и развитие буржуазных отношений. Промышленность вступила в эпоху технического перевооружения. Мелкое производство сменяется более крупным. На смену мастеру, создающему изделие от начала до конца, приходит мануфактурное производство – техническое разделение труда.
По мере роста богатств, сосредоточенных в руках все той же буржуазии, возрастало ее значение в феодальном обществе. Благодаря существовавшей во Франции покупке должностей многие представители ее проникают на важные посты в финансовое и судебное ведомства. Буржуазия, пополнявшая государственную казну, позволила монарху содержать (независимо от вассалов) наемную армию и наемное же чиновничество, возвыситься до положения самодержца (монарха), обладавшего абсолютной властью.
По сравнению с теми успехами, которые обнаружились в развитии промышленности и торговли, с/х, обремененное феодальными путами, оставалось на низком уровне. Голодных годов было больше, чем благополучных. Со времени сословной монархии основной среди многих крестьянских повинностей становится уплата денежного чинша. Отказавшись от собственной запашки, значительная часть дворянства сдавала землю крестьянам на условиях аренды.
С возвышением монархии дворянство утрачивает свое прежнее значение. Прекращают существование независимые феодальные сеньории. Управление, законодательство, суд сосредоточиваются в руках правительства и администрации короля.
Приходит конец автономии городов. Перестают созываться генеральные штаты. Прекращает действие сеньориальная юстиция. В начале XVI века в полную зависимость от короля попадает и церковь: все назначения на церковные должности исходят от короля.
Абсолютная монархия во Франции: постепенно усиливаясь, короли Франции добиваются для себя и своей администрации:
полного контроля над всеми провинциями;
неограниченной компетенции в издании законов и указов, обязательных для всего государства, включая законы о налогах и военной службе.
Государственная власть со всеми ее атрибутами сосредоточивается в руках короля. Единственным основанием ее является формула “поелику таково наше соизволение”. Не только законы страны, но и ее финансы находятся в полном распоряжении короля.
Управление страной сосредоточено во дворце – осуществляет королевский совет. Члены его назначаются и смещаются королем. Они ответственны только перед ним. Решения совета утверждаются королем.
Акт 1692 года, которым Людовик XIV объявил продажными все те городские должности, которые до того считались выборными. Городам было разрешено, впрочем, выкупать эти должности, что и было сделано.
Для заточения в тюрьму не требуется законной формы. Достаточно королевского приказа; ни малейшего значения не имел вопрос о виновности – достаточно того, что власти находили арест необходимым.
Главной опорой режима была, как и в прежние времена, армия. Но никогда еще регулярная армия не была столь многочисленной, не требовала стольких денег. Набиралась она по жребию из крестьян и горожан, а командовали ею дворяне.
Полное торжество неограниченной монархии во Франции было подготовлено реформами министра, управлявшего страной при незначительном Людовике XIII – кардинала Ришелье (первая половина XVII в.): упрочение положения и расширение компетенции назначенных из центра чиновников, стоявших во главе провинций – интендантов полиции, юстиции и финансов – были отданы сбор налогов и податей в пользу казны, командование местными вооруженными силами и набор в армию, руководство местной полицией. Интендантами намеренно и сознательно назначались лица незнатного происхождения. Они, как правило, были чужими для провинций, которыми управляли. Должности интендантов, в изъятии из общего правила, не продавались. Ришелье заботит мысль о привилегиях дворянства – на офицерские должности он советует назначать только дворян. Все, что он делает против дворян как отдельных лиц, он делает для них как для класса, господство которого желает сохранить.
23. Возникновение государственности в Англии, Англосаксонские королевства. Норманское завоевание Англии 1066 года. Реформы Генриха I и Генриха II
Общинные порядки в англосаксонском обществе держались дольше, процесс феодализации завершился не ранее XI века.
Значительная часть покоренных кельтов была превращена в полусвободных (лотов), обязана повинностями в пользу англосаксонской знати – эрлов. Опираясь на активную помощь короля, его дружины, чиновников, эрлы переходят в наступление на сельские общины, закрепощают крестьян, приобретают иммунитетные грамоты. Рушатся старинные формы общинного самоуправления (место старшин – королевские чиновники).
Англосаксонские правовые кодификации указанной эпохи дают возможность проследить все основные линии в процессе феодализации Британии. Древнейший англосаксонский кодекс – Судебник Этельберта (VI-VII вв.) делит людей на несколько групп: за убийство свободного человека предусмотрен штраф в 100 шиллингов; за убийство лета – 80, 60 или 40 шиллингов в зависимости от того, к какой категории он относится; за убийство безземельного наймита – 6 шиллингов.
С установлением феодальных порядков – в законнике английского короля Альфреда, составленном через 300 лет (конец 9 века) фигурируют три суммы штрафа за убийство – в зависимости от знатности. Откровенно поощряется “отыскание глафорда” -покровительство.
Законы Этельстана (около 940 год) содержат уже категорическое веление: пусть родственники найдут господина тому, кто его не имеет; “не имеющий господина” ставится вне закона, “и кто его преследует, может убить его как вора”. Над каждыми девятью крестьянами ставится десятник, обязанный следить за тем, “чтобы девять исполняли положенное”.
Процесс возникновения феодального государства в Англии – центральное управление в руках короля и его совета – витенагемота. Место прежних родоплеменных старшин занял королевский чиновник – раннефеодальное государство. Выражая интересы политически преобладающего меньшинства – феодализирующейся военной и чиновной знати – оно вынуждена было уживаться со старинными, идущими от родового общества формами самоуправления. Свободный крестьянин-общинник становится мало-помалу крепостным. Принадлежащая ему через сельскую общину земля переходит в собственность феодалов. Первобытнообщинный строй уступает место феодализму.
Феодальная Англия – в 1066 году Англия была завоевана герцогом северо-французской провинции Нормандии Вильгельмом Завоевателем. Сопротивлявшаяся завоеванию англо-саксонская знать была большей частью истреблена. Ее земли стали добычей Вильгельма и его баронов. Всякий, кто получил землю от Вильгельма, будь то “великий барон” или просто рыцарь, сделался вассалом короля, его непосредственным держателем. Вассалы короля обязаны были ему не только военной службой, но и денежными взносами. Указанные обстоятельства усиливали власть короля и его администрации в отношении баронов. К тому 1/7 всех земель Англии король оставил себе. Ни один из вассалов не мог сравняться с ним по богатству.
В 1086 году, в Англии была проведена перепись населения, земли, орудий труда. Все сведения записывались в реестр, получивший название “Книги страшного суда”. Сообразно с результатами переписи было организовано налоговое обложение. Значительная часть крестьян, остававшаяся свободной, было переведена в разряд крепостных. Они назывались вилланами. Лично свободных крестьян осталось не более 12 %.
Завоевание 1066 года предотвратило распадение Англии на самостоятельные уделы. Не бароны, но только шерифы, полицейские чиновники, поставленные королем во главе округов, распоряжались местными делами. Благодаря налогам финансовое ведомство, возглавлявшееся верховной счетной палатой, прочно удерживало за собой значение властной общегосударственной службы. Значение королевских судов, и без того немалое, было еще усилено реформами короля Генриха II (1154-1189 гг.).
Одна из них вводила новый порядок судопроизводства по спорам о земельной собственности. Каждый свободный человек Англии мог за известную плату перенести имущественный спор в один из высших судов королевства. Не применялись ордалии. Расследование производилось через свидетелей (присяжных), дававших свои показания под присягой, и это было, конечно, шагом вперед – Великая Ассиза (первоначальный текст не сохранился).
Реформа уголовного судопроизводства – Кларендонская Ассиза 1166 года – это была инструкция разъездным королевским судьям – вводила институт обвинительного жюри, относила к ведению королевских судов (а не поместных) основные категории преступлений. Посланные из столицы судьи, регулярно объезжавшие графства (административные округа) – разъездные судьи – явившись на место, вызывали к себе 12 местных помещиков (рыцарей) и наиболее зажиточных крестьян (по 4 от каждой деревни). Они должны были под присягой сообщить о преступлениях, совершенных в округе или деревне за время, прошедшее с момента предыдущей сессии суда, указать на виновных. На основании их показаний выносился приговор. В сомнительных случаях прибегали к ордалиям и клятвам.
Разъездные судьи принадлежали к учреждению, которое возникло при Генрихе П, – “суду королевской скамьи”. В противоположность ему был создан суд с постоянным местопребыванием в столице – так называемый суд общих тяжб.
24. Великая хартия вольностей 1215 г
В 1215 году бароны Англии в полном вооружении подступили к стенам королевской резиденции. С ними заодно выступали мелкое рыцарство и горожане. Коалиция была непрочной. Бароны хотели подчинить себе короля и добиться независимости в своих манорах (поместьях). Рыцари и горожане были не против королевской власти, но добивались отказа от произвольных поборов и расправ.
Под давлением обстоятельств Иоанн вынужден был подписать документ под названием “Великая хартия вольностей” (63 статьи):
- Король обязывается соблюдать феодальные обычаи в своих отношениях с вассалами; не вмешивается в юрисдикцию феодальных курий;
- Английская церковь свободна и владеет своими правами;
- Основное имущество свободного человека должно оставаться неприкосновенным;
- Никому не будем продавать права и справедливости;
- Налоги и сборы могут взиматься не иначе как по решению “общего совета королевства” (что означало по существу восстановление баронской курии);
- Всякий арест должен быть основан на показаниях, “заслуживающих доверия свидетелей”;
- Ни один свободный человек не может быть заключен в тюрьму, изгнан из страны, лишен имения, поставлен вне закона и т. д. “иначе, как по законному приговору”, вынесенному равными по положению судьями (“пэрами”), и “по законам страны”;
- Соблюдение хартии должен гарантировать совет из 25 баронов, наделенный правом “принуждать и теснить” короля “всеми способами, какими только может”.
Тотчас по окончании смуты Иоанн отказался от хартии. Римский папа его поддержал. Но хартия уцелела. В 1216 году Иоанн Безземельный умер. Его наследник, малолетний Генрих Ш, уступая баронам, подтверждает хартию. Такого рода подтверждения сделались своего рода традицией (44 раза между 1327 и 1422 годами).
Свое новое существование она начнет в период, предшествующий английской революции, в ХVII веке, когда знаменитый судья Кок извлечет ее из архива и истолкует в интересах ликвидации абсолютизма, расширения парламентских и судебных полномочий. Признанная официальной политической доктриной послереволюционного правительства, хартия становится символической частью неписаной английской конституции.
25. Формирование сословно-представительской монархии в Англии. Возникновение парламента и развитие его полномочий. Статуты и билли
В середине 13 столетия Англия переживает период острой борьбы между баронами, с одной стороны, горожанами и рыцарством – с другой. Первые стремились установить такой строй, который отдавал бы Англию в их руки, вторые выступали с оружием в руках, чтобы не допустить этого.
В 1265 году коалиция горожан и рыцарей, руководимая Симоном де Монфором, одержав победу над королем и баронами, объединившимися под влиянием обстоятельств, созывает первое в истории Англии сословное собрание, получившее название парламента. Помимо баронов, которых было мало, в этом собрании находилось по четыре рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города.
С 1295 года (когда был созван так называемый образцовый парламент) он превращается в постоянное законодательное собрание Англии.
Структура парламента определилась не сразу. Но и здесь наиболее знатные приглашались поименно, а все другие, то есть рыцари и горожане, избирались. Некоторое время все они заседали совместно. В XIV столетии парламент оставляет духовенство, чтобы затем воссоединиться с лордами в единой (верхней) палате, получившей название палаты лордов. Рыцари и горожане составили палату общин. Эти названия английские палаты сохраняют до настоящего времени.
Компетенция английского парламента. В 1297 году король Эдуард должен был, опасаясь нового возмущения, согласиться на то, чтобы никакие налоги не устанавливались без согласия парламента. С тех пор и до настоящего времени налоговый вопрос, а еще шире бюджет, считается самым важным из всех полномочий парламента (особенно его нижней палаты). XIV столетие – в компетенцию парламента вошло не только разрешение (вотирование) налогов, но и контроль за их использованием. Кроме того, было установлено, что всякий раз, когда король требует денег, парламент вправе – в качестве предварительного условия – рассматривать жалобы на действия правительства.
В то же время происходит формирование английского местного самоуправления: в графствах возникают местные собрания, в городах – различного рода советы. Руководство ими захватывают землевладельцы, верхи городской аристократии, священники. Важнейшим элементом местной власти становится с XIV века так называемая мировая юстиция. Мировые судьи, главным образом местные дворяне, осуществляют суд по уголовным делам, эффективный контроль за действиями местной полиции и ее главы – шерифа.
Начиная с XIV века все большее значение приобретают такие источники права, как закон, королевское распоряжение, решения высших судов. В Англии начиная с ХШ века издаются статуты и ордонансы по различным вопросам права. Статутами назывались акты парламента, получившие утверждение (санкцию) короля; ордонансами – акты самого короля.