Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина
Деяние, предусмотренное данной статьей, прямо или опосредованно подрывает всю совокупность прав и свобод человека и гражданина и может быть сопряжено с иными предусмотренными гл. 19 УК посягательствами против конституционных прав и свобод. Тем не менее не должно вызывать сомнения отнесение рассматриваемого деяния прежде всего к посягательствам на личные права и свободы человека, присущие ему от рождения. Как определяется в ст. 1 и 2 Всеобщей декларации прав человека, все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах; при этом каждый человек должен обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Такое равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.
Объективная сторона анализируемого преступления определяется в ч. 1 ст. 136 как дискриминация, т.е. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.
Такая законодательная формулировка позволяет определить объективные свойства преступного деяния.
Во-первых, само нарушение равенства предполагает установление преимуществ или, наоборот, ущемление интересов граждан в зависимости от ряда обстоятельств, относящихся к личности человека. Очевидно, в конкретных ситуациях речь идет о различных сферах введения преимуществ или ограничений, и потому по уголовным делам надлежит выяснять, к какой сфере жизнедеятельности потерпевшего (потерпевших) относятся подрыв равенства (образовательная сфера, реализация права на труд, доступ к художественному или научному творчеству и т.п.).
Во-вторых, нарушение равенства проявляется в 12 поводах, которые относятся к личности или социальному статусу пострадавших граждан. Выход за рамки перечня таких обозначенных в законе поводов при квалификации содеянного виновными по ст. 136 недопустим. Поэтому в постановлении следователя и судебном приговоре следует четко зафиксировать, в зависимости от каких именно обстоятельств субъект нарушал равенство граждан.
В-третьих, по буквальному толкованию диспозиции ч. 1 ст. 136 предполагается ущемление интересов гражданина. Из Всеобщей декларации прав и свобод человека 1948 г. вытекает, что равными правами обладает каждый человек, а из названия гл. 19 УК следует, что речь идет о конституционных правах также и отдельного человека и гражданина. Поэтому ст. 136 применима, если будет подорвано равенство хотя бы одного человека.
Субъективная сторона анализируемого деяния характеризуется прямым умыслом, который охватывает собой осознание нарушения равенства граждан в области реализации соответствующих прав и свобод, а равно поводов, которые выступают в качестве мотивов преступного поведения.
Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъекты, подстрекающие к нарушению равенства граждан в зависимости от расовых, национальных и религиозных различий, подлежат ответственности по ст. 282 УК.
В ч. 2 ст. 136 предусматривается квалифицирующий признак - совершение рассматриваемого деяния лицом с использованием своего служебного положения. Это могут быть как должностные лица органов государственной власти или местного самоуправления либо находящихся в их ведении предприятий и организаций, так и служащие негосударственных (коммерческих) учреждений и предприятий, обладающие распорядительными или иными управленческими функциями, которые позволяют им ущемить равенство граждан. При этом злоупотребления должностных лиц, караемые строже, чем нарушение равенства граждан, требуют дополнительной квалификации по ст. 285 (286), а подобные же деяния служащих коммерческих структур охватываются ч. 2 ст. 136.
Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 136, относится к категории преступлений небольшой тяжести, а ч. 2 - средней тяжести.