Вопрос. Внешняя политика России в 1990-е -2010-е гг

110. ЧЕЧЕНСКИЙ КРИЗИС

Осенью 1991 г. из состава Чечено-Ингушской Автономной Республики выделилась Чеченская Республика, во главе которой с сентября 1991 г. встал генерал Джохар Дудаев. Избранный на пост президента, в октябре он подписал указ, провозгласивший Чеченскую Республику Ичкерия независимым государством. В ответ на это Президент РФ Б.Н. Ельцин издал указ о введении на территории Чечни чрезвычайного положения, который, однако, не был утвержден Верховным Советом РСФСР. На протяжении последующих двух лет Чеченская Республика фактически не управлялась центральной властью, а ее руководство демонстративно уклонялось от урегулирования отношений с Кремлем. Ситуация усугублялась тем, что в руки созданных Д. Дудаевым вооруженных формирований попало большое количество военной техники и боеприпасов Советской армии.

Летом 1994 г. достигло апогея вооруженное противостояние в самой Чечне. В ходе боевых действий на стороне оппозиционных Дудаеву сил выступили и так называемые «добровольцы» из состава Вооруженных сил России. Окончательно силовой способ решения чеченской проблемы был принят Центром в декабре 1994 г., когда в республику ввели группировку федеральных войск. Однако проводившиеся в 1994–1996 гг. боевые действия не принесли решающего успеха российским Вооруженным силам. Опираясь на финансовую помощь как российских, так и зарубежных источников, чеченские вооруженные формирования под руководством Д. Дудаева, 3. Яндарбиева, А. Масхадова и полевых командиров проводили как боевые действия в Чечне, так и террористические акции в кавказском регионе (захват заложников в Буденновске и Кизляре). В этих условиях в августе 1996 г. были подписаны Хасавюртские мирные соглашения, предусматривающие вывод федеральных войск из Чечни и проведение там свободных выборов президента, а также отложившие вопрос о суверенитете республики до 2002 г. В конце 1996 г. были озвучены цифры потерь в период чеченского кризиса – до 100 тыс. человек убитыми и ранеными.

В январе 1997 г. новым президентом Чеченской Республики был избран А. Масхадов, продолживший линию на отделение Чечни от России и образование на ее территории исламского государства. При этом большинство населения республики продолжало испытывать серьезные социальные трудности – безработица достигала 90 %, была почти полностью разрушена промышленность, обнищало сельское хозяйство.

Осенью 1999 г. был организован ряд новых террористических актов, направленных на дестабилизацию обстановки в России (взрыв жилых домов в Москве и Волгодонске). В ответ на действия боевиков федеральная власть объявила о начале контртеррористической операции и постепенно взяла под контроль практически всю территорию Чеченской Республики. В июне 2000 г. главой временной администрации Чечни был назначен муфтий А. Кадыров. Им и его сторонниками сделано немало для установления мира, однако непрекращающиеся террористические акты говорят о том, что потребуется немало времени для восстановления законности и правопорядка в республике.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПОСЛЕ 1991 г

После распада Советского Союза РФ выступила его правопреемником и заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН.

На протяжении 1992–1993 гг. перед Россией стояла проблема раздела всего оставшегося на постсоветском пространстве имущества, в первую очередь военного. Было подписано соглашение о передаче Украиной своего ядерного потенциала России, которое завершило процесс ликвидации оружия массового поражения в Белоруссии, Казахстане и на Украине. Большие сложности сопутствовали и заключению российско-украинских соглашений о разделе Черноморского флота.

После 1991 г. политические и социально-экономические связи между бывшими республиками СССР приобрели межгосударственный характер, в первую очередь в рамках СНГ. Несмотря на большое количество подписанных в этой сфере документов, на сегодняшний день СНГ не оказывает решающей роли на ситуацию в этих странах. Дело в том, что большинство принимаемых межправительственных решений носит рекомендательный характер и зачастую не проводится в жизнь. В этих условиях важную роль играют двусторонние связи России с отдельными государствами Содружества – в частности, Белоруссией, Киргизией, Казахстаном. В марте 1996 г. между этими государствами был подписан договор об углублении интеграции в экономических и гуманитарных областях, а в апреле 1996 г. объявлено об образовании единого союзного государства России и Белоруссии.

США и их союзники уже не рассматриваются в качестве потенциальных противников – декларация об окончании «холодной войны» в 1992 г. закрепила это положение. С другой стороны, платой за поддержку Западом рыночных реформ стало снижение роли России в урегулировании международных конфликтов, ее уход из многих традиционных зон внешнеполитических интересов государства. Главной причиной такого положения вещей явилась тяжелая социальная ситуация в обществе и зависимость государства от стран-кредиторов.

Укрепляются отношения со странами Азии (Китаем, Южной Кореей, Индией), возобновляется сотрудничество с Вьетнамом, Северной Кореей, Монголией. Кроме того, установлены и поддерживаются дипломатические отношения с новыми партнерами – ЮАР, странами Персидского залива.

Кроме того, важным направлением внешней политики России на современном этапе является ее сотрудничество с различными международными организациями. Россия продолжает играть важную роль в ООН (участие в миротворческих операциях на Балканах, в Восточном Тиморе, Демократической Республике Конго и др.) Кроме того, период с 1992 г. ознаменовался активным участием России в деятельности ряда других экономических, политических и военных сообществ. В 1992 г. РФ стала членом Международного валютного фонда и Всемирного банка, что оказало определенную финансовую помощь государству на переходном этапе. С этого же года Россия участвует в совещаниях «Большой семерки» наиболее развитых стран мира.

***

После распада СССР, Россия оказалась в проигрышном положении с геостратегической и социально-экономической точки зрения. В 90-е годы конечно же стояла задача выкарабкаться из экономической ямы - для этого осуществлялись займы (У Парижского клуба и т.д.), строилась аналогичная Западу рыночная модель и т.д. Всё это привело к крупному внешнему гос.долгу, который гос-во погасило в 2000-е. Стоит упомянуть о стремлении остановить распад Российского государства - войны в Чечне - отображение данной ситуации, когда были сильны сепаратистские настроения. Что касаемо непосредственно ВНЕШНЕЙ политики - то в 90-е Россия не могла играть особенно активную роль на международной арене, т.к. была экономически да и геополитически ослаблена. Так или иначе риторика официального руководства отстаивало стремление создать многополярный мир (хоть он и был тогда жестко однополярным-США). Война в Югославии с участием НАТО - также подрыв сферы влияния России, на данные мероприятия Запада Россия мало чем могла ответить в виду своей тогдашней слабости. В экономической сфере господствовала ситуация, когда минерально-сырьевая база и капиталы находились в руках олигархов - которые в виду этого оказывали сильное влияние а внутреннюю и в некоторой степени внешнюю политику гос-ва. С приходом Путина данный бедлам прекратился - были выдвинуты условия крупным владельцам капитала - либо они дистанцируются от политики и сохраняют экономическое положение, либо их ждет нелегкая жизнь и расплата за незаконные операции в 90-х, самоуверенные лица, наподобие Гусинского, Березовского, Ходорковского считали своё положение твердым и потому по их влиянию был нанесен удар - что в последующем привело к централизации власти и установлению контроля над внутренней и внешней политикой в руках властной групировки во главе с Путиным. Данные процессы были негативно восприняты на Западе, они назвали это ("антидемократией" и авторитаризмом - так как данные процессы задевали интересы бизнесменов из США и стран Запада - теперь у них стало меньше шансов на постепенный захват российских ресурсов экономическими методами. При Путине внешняя политика государства стала более твердой, укреплялась вертикаль власти внутри - а к концу десятилетия стали появляться некие успехи в деле возврата сфер влияния - Украина, тесные отношения с Казахстаном, Белоруссией и др. Внешняя политика была направлена на укрепление экономического положения внутри страны (высокая цена на нефть, торговля оружием и военными технологиями) и на усиление влияния близ своей территории, а также в других регионах. Более тесное экономическое и политическое сотрудничество с Китаем, Индией - как противовес США и НАТО, но всё же КИТАЙ, как и США являются конкурентами на международной арене - потому задача России прежде всего - воздержание от прямых конфликтов и лавирование между интересами держав, взимание максимальных политических и экономических выгод путем компромиссов и мягкого давления. Основные аргументы в пользу новой России 90-х - 2000-х годов - это 1) сохраненный ядерный потенциал - крупнейший в Мире наряду с США 2) высокий уровень военных технологий и торговля оружием с рядом стран 3) энергетические ресурсы (газ, нефть), что позволяет держать в зависимости Европу и извлекать из этого выгоду.

Наши рекомендации