Внешняя политика России в 1990-е годы.

Распад СССР оказал огромное влияние на систему международных отношений. Окончание «холодной войны» положило конец многолетнему противостоянию двух систем. Россия заняла место, принадлежащее СССР в Совете Безопасности ООН. Процесс адаптации российской внешней политики к новым реальностям в мире оказался длительным и болезненным. После поражения СССР в «холодной войне» международные позиции России были резко ослаблены. России было трудно претендовать на роль сверхдержавы. В сравнении с СССР она обладает более скромным экономическим потенциалом, а по сравнению с серединой 1980-х гг. расходы на оборону уменьшились в десять раз. На международное положение влияли и другие факторы: острая социально-экономическая ситуация, слабость государства и армии, потеря привычных за последние полвека союзников. В начале 1990-х гг. российская дипломатия взяла курс на интеграцию России в западное сообщество и мировые экономические структуры.

1. Отношения с США и НАТО. Ключевое место во внешней политике России занимали отношения с США. В июне 1992 г. в США состоялась первая российско-американская встреча на высшем уровне в постсоветский период. Президенты Дж. Буш-старший и Б. Ельцин объявили о переходе к новой – партнерской – модели двусторонних взаимоотношений. Затем стратегическое партнерство было подтверждено Клинтоном и Ельциным. Концепция стратегического партнерства России и США предполагала лояльность России в отношении западных ценностей в обмен на помощь Запада в осуществлении либеральных реформ.

Продолжилось сотрудничество с США в области разоружения. В начале января 1993 г. президенты РФ и США подписали Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), предусматривающий взаимное сокращение ядерного потенциала двух стран к 2003 г. до уровня 3,5 тысяч ядерных боеголовок. Важным шагом на пути к безъядерному миру стал подписанный в Нью-Йорке в сентябре 1996 г. договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний.

Была создана межправительственная российско-американская Комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству. В конце 1990-х гг. США вышли на второе место после Германии в качестве основного торгового партнера России.

Однако полноценные партнерские отношения между Россией и США не сложились. Оставшись единственной сверхдержавой, США стали претендовать на роль единоличного лидера, реализуя концепцию однополюсного мира. Несмотря на покровительство «молодым реформаторам», США не были намерены считаться с интересами России при решении международных проблем. Кроме того, Запад выражал недовольство ходом российских реформ, размахом коррупции, «русской мафией», войной в Чечне.

Проблема заключается и в том, что национальные интересы США отличаются от национальных интересов России. В 1990-1991 гг. руководители государств НАТО заверяли М.Горбачева, что после объединения Германии и роспуска Варшавского договора НАТО не будет распространять свое влияние на Восток. 31 августа 1994 г. последний российский солдат покинул немецкую землю.Однако лидеры Запада не сдержали своих обещаний. США и их союзники взяли курс на расширение своей организации за счет бывших советских союзников по Варшавскому Договору (Польши, Чехии, Венгрии), несмотря на жесткие возражения России. Большая часть элиты и общества увидела в этом угрозу национальной безопасности страны. Оппозиция обвиняла Кремль в «холуйском проамериканизме» российской внешней политики.

В начале 1996 г. министром иностранных дел стал Е.М. Примаков – академик РАН, ученый-востоковед, бывший до этого руководителем Службы внешней разведки. Он заявил, что российская дипломатия должна стоять на «защите национальных государственных интересов», а не на «романтизме нового мышления». Внешняя политика России постепенно меняет характер – она становится более державной. В результате упорных переговоров 27 мая 1997 г. в Париже был подписан основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО. Согласно акту, обе стороны более не рассматривают друг друга как противников. Руководство НАТО официально обещало не размещать на постоянной основе вооруженные силы на территории своих новых членов. Договор Россия – НАТО документально подтвердил окончание «холодной войны» между Востоком и Западом.

Отношения России с НАТО вновь обострились в связи с Балканским кризисом. После распада Югославии, в Косовском крае возник конфликт между правительством С. Милошевича и албанскими сепаратистами, требовавшими независимости края. Гибли тысячи людей. После кампании западной прессы в защиту албанских беженцев НАТО предъявило ультиматум югославскому президенту, но Милошевич отказался идти на уступки. Россия была против любых проявлений геноцида, с какой бы стороны они ни осуществлялись. Но Москва подчеркивала, что территориальная целостность Югославии незыблема и вопрос о статусе Косова должен быть решен за столом переговоров. 24 марта 1999 г. североатлантический блок без санкции ООН начал военную операцию против Югославии. Председатель правительства РФ Е. Примаков в это время летел с официальным визитом в Вашингтон. Узнав о решении руководства США бомбить Белград, он приказал развернуть самолет над Атлантикой.

Натовские бомбардировки Белграда, с помощью которых Вашингтон стремился реализовать свою новую доктрину «гуманитарной интервенции», перечеркнули многие достижения на пути сближения России и НАТО. Этот акт агрессии против исторического союзника России был совершен вопреки ее активным возражениям, что вызвало рост антиамериканских настроений в российском обществе. Дальнейшие события показали правильность позиции, занятой Россией в связи с Балканским кризисом. Албанская армия, по сути террористическая организация, стала преследовать сербское население, вытеснив его из Косова.

Высокомерная политика США, расширение НАТО, война в Косове, катастрофические последствия экономической политики по рецептам МВФ привели к концу 1990-х гг. к глубокому кризису в российско-американских отношениях. Хотя Россия и США перестали воспринимать друг друга в качестве врагов, они не стали ни друзьями, ни союзниками. Однако важно подчеркнуть: существующие до сих пор разногласия между Москвой и Вашингтоном не угрожают всеобщему миру.

Другим важным направлением внешней политики РФ стало расширение связей с Европейским союзом (ЕС), который в 1990-е гг. выступал как важнейший торгово-экономический партнер России. В феврале 1996 г. Россия была принята в Совет Европы – организацию, имеющую целью добиваться расширения демократии и защиты прав человека, развития сотрудничества в разных областях человеческой деятельности. В соответствии с общепринятыми европейскими законодательными стандартами в России был введен мораторий на смертную казнь, любой гражданин имеет право обратиться с жалобой в высшую судебную инстанцию – Европейский суд по правам человека, расположенный в Страсбурге.

В июне 1997 г. в Денвере (США) Россия была принята в состав «большой семерки» (Англия, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония), которая превратилась в «большую восьмерку». В сентябре того же года Россия вошла в «Парижский клуб» кредиторов – международную организацию, обслуживающую государственные долги. Став членом этого элитного клуба, Россия получила в руки инструмент воздействия на 25 стран-должников, признающих Парижский клуб.

2. Политика России на Востоке. По мере охлаждения отношений с США во второй половине 1990-х гг. активизировалась российская восточная политика. Отношения с большинством стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) вышли на новые рубежи. С 1991 по 1999 г. состоялось шесть российско-китайских встреч на высшем уровне, которые проходили поочередно в Москве и Пекине. В апреле 1997 г., во время государственного визита председателя КНР в Москву, была подписана российско-китайская Декларация о «равноправном и доверительном партнерстве, направленном на стратегическое взаимодействие в XXI веке». Лидеры двух стран заявили о приверженности идее многополярного мира. России и Китаю удалось урегулировать большинство пограничных вопросов. К 1997 г. российско-китайская граница была согласована на 97% линии ее протяжения. Китай – один из основных покупателей российской промышленной продукции, в том числе военной техники и технологий.

В ноябре 1993 г. в ходе визита Ельцина в Токио был сделан важный шаг к нормализации отношений нашей страны с Японией. Российский президент принес извинения японскому народу за жестокости, с которыми столкнулись в СССР японские военнопленные, удерживавшиеся в советских лагерях до 1950-х годов. Тогда же была подписана Токийская декларация, в которой стороны выразили готовность решить проблему «северных территорий» (островов южной части Курильской гряды) на основе законности и справедливости, без деления на победителей и побежденных. В 1996 г. Россия стала полноправным партнером по диалогу с АСЕАН - ассоциацией стран Юго-Восточной Азии по совместному решению общих социально-экономических и политических вопросов. Возобновились отношения с Ираном и Ираком.

Отношения со странами СНГ.

С 1992 г., после распада СССР, во внешней политике Российской Федерации появилось новое направление: отношения с так называемым «ближним зарубежьем», с бывшими союзными республиками. В его рамках выделялись отношения со странами Содружества Независимых Государств (Белоруссия, Украина, Молдова, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) и со странами Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония).

Внутри СНГ в 1992-1993 гг. удалось остановить ожесточенные вооруженные конфликты в Молдове (между правительством Молдовы и непризнанной Приднестровской республикой), в Грузии (между правительством Грузии и непризнанной республикой Южной Осетии). Между враждующими сторонами разместились российские миротворцы. Шла гражданская война в Таджикистане.

Одновременно шла повседневная работа по сохранению взаимовыгодных экономических связей, налаживанию двусторонних связей, созданию общего правового поля (проблемы гражданства, получения пенсий, решение имущественных вопросов и т.п.). Со странами Прибалтики, кроме экономических вопросов, важное место занимала проблема защиты интересов т.н. «русскоязычного населения», предоставления ему гражданских прав.

В первой половине 1990-х гг. стало очевидным, что процесс формирования и укрепления СНГ оказался более сложным делом, чем это представлялось вначале. Темпы размежевания и национального самоопределения на постсоветском пространстве явно опережали интеграцию и сближение. Новоиспеченные государства хотели модернизировать свои страны по западноевропейскому образцу. Однако бывшие советские республики (кроме стран Балтии) за весь период суверенного существования приблизились к странам «третьего мира». Попытки же осуществить реальную интеграцию, как правило, дальше заявлений лидеров не шли. К 1999 г. Россия подписала в рамках СНГ более 800 документов, но многие из них оказывались неработающими.

Внутри СНГ шел процесс формирования разнонаправленных коалиций, притом без участия России. В качества мощного фактора центробежного свойства на пространстве СНГ действует притягательная сила Европейского Союза как состоявшегося и развивающегося интеграционного блока. Многие политические элиты стран СНГ стремятся присоединиться к Евросоюзу.

В мае 1992 г. в Ташкенте шесть стран СНГ (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан) подписали договор о коллективной безопасности. В том же году начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья. Некоторые страны (Таджикистан, Грузия, Молдова), где разгорелись военные конфликты, согласились оставить на своей территории российские военные базы в качестве миротворческих сил.

В 1996 г. Е. Примаков объявил приоритетом внешней политики России ближнее зарубежье – страны СНГ. Вскоре Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В мае 1997 г. был взят курс на создание союзного государства с Белоруссией.Однако реального сближения двух республик не произошло из-за несовпадения экономических моделей двух стран и разногласий по вопросу о форме объединения.

Характер и судьбу СНГ во многом определяли российско-украинские отношения. После многолетних переговоров, 31 мая 1997 г. Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Он стал результатом компромисса: Россия признала Украину в границах 1954 г. с полуостровом Крым в составе республики, Черноморский флот был поделен, российский флот базируется в Севастополе на правах аренды.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1938-2002: Учебное пособие. – М., 2003.

Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: популярный очерк. IX – середина XVIII в. – М., 1992.

Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II. – М., 1994.

История России. С древнейших времен до конца XVII. / Под ред. А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. – М., 1998.

История России. С начала XVIII до конца XIX века. /Под ред. А.Н.Сахарова. – М., 1998.

История России. XX век. /Под ред. В.П.Дмитренко. – М., 1998.

Новейшая история Отечества. XX век: В 2 т. / Под ред. А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина. – М., 1998.

Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940: Учебное пособие. – М., 1999.

Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991: Учеб. пособие. – М., 1999.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 3-27

Глава 1. Российское государство в IX-XVII вв. 27-64

§1. Восточные славяне в первом тысячелетии. Образование

и расцвет древнерусского государства. 27-33

§2. Удельная Русь. 34-37

§3. Русские земли в середине XIII в. Борьба с внешней

опасностью. 37-42

§4. Московская Русь в XIV-XVI вв. 42-47

§5. Московское царство в XVI в. Время Ивана Грозного. 47-54

§6. Русское государство в XVII в. 54-64

Глава II. Российская империя в XVIII в. 64-86

§1. Российское государство в первой четверти XVIII в.

Реформы Петра I. 64-70

§2. Российская империя после Петра I (1725-1762). 71-73

§3. Правление Екатерины II (1762-1796). 73-82

§4. Павел I (1796-1801). 82-86

Глава III. Российская империя в первой половине XIX в. 87-111

§1. Социально-экономическое развитие России в первой

половине XIX в. 87-89

§2. Внутренняя политика Александра I (1801-1825). 89-97

§3. Внутренняя политика Николая I (1825-1855). 97-102

§4. Общественная жизнь конца 20-х – начала 50-х годов XIX в. 102-104

§5. Внешняя политика России (1801-1895 гг.). 104-111

Глава IV. Российская империя во второй половине XIX в.

(1855-1895 гг.). 111-133

§1. Реформы Александра II. 112-121

§2. Внутренняя политика Александра III. 121-125

§3. Внешняя политика России во второй половине XIX в. 125-127

§4. Общественная жизнь во второй половине XIX в. 127-133

Глава. V. Российская империя на рубеже веков. (1895-1917 гг.). 133-161

§1. Социально-экономическая и политическая характеристика

общества. 133-143

§2. Первая российская революция (1905-1907 гг.). 143-151

§3. Россия между двумя революциями (1907-февраль 1917). 151-161

Глава VI. Советское государство в 1917-1939 гг. 162-226

§1. Вторая революция в России (1917-1921). 162-191

§2. Советское государство в 1920-е гг. 191-207

§3. Сталинская модернизация страны (1929-1939 гг.). 207-226

Глава VII. СССР в годы Второй мировой войны 1939-1945 гг. 226-249

§1. Начальный период Второй мировой войны (1939-1941 гг.). 227-232

§2. Боевые действия в ходе Великой Отечественной войны. 232-237

§3. Советский тыл в годы войны. 237-240

§4. Движение сопротивления и проблема коллаборационизма. 240-243

§5. Антифашистская коалиция в годы войны. 243-245

§6. Завершающий период Великой Отечественной и

Второй мировой войны. 245-249

Глава VIII. СССР в 1946-1953. 249-263

§1. Социально-экономическое развитие. 250-253

§2. Политическая жизнь страны. 253-258

§3. Послевоенное устройство мира в 1946-1953 гг. 258-263

Глава IX. СССР в 1953-1985 гг. 263-294

§1. Хрущевская «оттепель» 1953-1964 гг. 263-279

§2. Нарастание противоречий в развитии советского

общества (1965-1985). 279-294

Глава Х. Третья революция в России. Распад СССР

(1985-1993). 295-316

§1. Начало «перестройки». Апрель 1985-1988 гг. 295-302

§2. Начало третьей революции в России (1989-1991 гг.). 302-313

§3. Завершение революции. Поиск альтернатив (1992-1993 гг.). 313-316

Глава XI. Современная Россия. 1994-2009 гг. 316-339

§1. Социально-экономическое развитие России в 1992-1999 гг. 317-325

§2. Политическое развитие России в 1994-1999 гг. 325-331

§3. Внешняя политика России в 1990-е годы. 331-333

§4. Россия в начале XXI в. 334-339

Общие работы. 339-340

Отечественная история IX – XX вв.

Учебное пособие.

Редактор

Лицензия ЛР N 020308 от 14.02.97

Подписано в печать 2009. Формат 60х84 1/16 Б. Кн. – журн.

РТП РИО СЗТУ. Пл. 19.1. Б.л. 2,75. РТП РТО СЗТУ

Тираж 500. Заказ

Северо-Западный государственный заочный технический университет

РИО СЗТУ. Член Издательско-полиграфической ассоциации вузов

Санкт-Петербурга

191186, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, 5

Наши рекомендации