Проблема советско-японских отношений. Переговоры 1956 года, их основные положения
С 13 по 19 октября 1956 г. в Москве состоялись переговоры между Делегациями СССР и Японии.
В ходе переговоров, проходивших в обстановке взаимопонимания и сотрудничества, состоялся широкий и откровенный обмен мнениями по вопросам взаимоотношений между СССР и Японией. СССР и Япония полностью согласились, что восстановление дипломатических отношений между ними будет служить развитию взаимопонимания и сотрудничества между обоими государствами в интересах мира и безопасности на Дальнем Востоке.
В соответствии с Декларацией состояние войны, существовавшее между СССР и Японией с 9 августа 1945 г., было прекращено со дня вступления Декларации в силу; между двумя государствами восстанавливались мир и добрососедские отношения, СССР и Япония условились о восстановлении дипломатических и консульских отношений, согласились продолжить переговоры о заключении мирного договора.
Декларацией предусматривалось, что в короткие сроки между СССР и Японией начнутся переговоры о заключении договоров или соглашений по вопросам торговли и торгового мореплавания; одновременно с Декларацией вступят в силу конвенция о рыболовстве и соглашение о спасании людей, терпящих бедствие на море, от 14 мая 1956 г.
Также страны подтвердили, что в своих отношениях будут руководствоваться принципами Устава ООН, обязались не вмешиваться прямо или косвенно во внутренние дела друг друга. СССР изъявил готовность поддержать просьбу Японии о принятии её в члены ООН, согласился освободить всех японских граждан, осужденных в СССР, и репатриировать их в Японию.
Декларация зафиксировала отказ сторон от взаимных претензий, возникших в результате войны, а также отказ СССР от репарационных претензий к Японии.
Одновременно с Декларацией был подписан протокол о развитии торговли и взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования.
Важным моментом Декларации была судьба острова Шикотан и островов Хабомаи: они должны были быть переданы Японии после подписания мирного договора.
41. Советско-китайские отношения в 1950-е годы. Причины возникновения разногласий и обострения отношений.
Советско-китайские отношения в начале 50-х гг., отличавшиеся высочайшей степенью интеграции и доверия, умноженной на единство политических взглядов и идеологических установок, породили панику на Западе. Именно тогда там и родился миф о "советско-китайском монолите". Навязчивым кошмаром американской пропаганды стала разрастающаяся "красно-желтая угроза свободному миру". Западных обывателей пугала перспектива быть покоренными русскими и китайскими "ордами".
Однако в действительности все было не так однозначно. И в США имелось достаточно много специалистов-китаеведов, которые еще в 40-50-е гг. указывали на объективные и субъективные факторы, препятствовавшие советско-китайскому сближению.
Москва выступала за мирное сосуществование, стремилась к устранению угрозы ядерной войны. Пекин выдвигал идею революционной войны. Хорошо известны идеи Мао о том, что "если половина человечества окажется уничтоженной, то еще останется половина, зато империализм будет полностью уничтожен".
14 февраля 1950 г. был подписан советско-китайский Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи сроком на .40 лет. Оба государства договорились совместно принимать все необходимые меры, чтобы не допустить повторения агрессии и нарушения мира со стороны Японии пли любого другого государства, которое прямо или косвенно объединилось бы с Японией для совершения агрессивных актов. В случае нападения Японии или ее союзников на одну из сторон другая немедленно оказы-1Н1ст ей помощь всеми имеющимися средствами, в том числе и военными. КНР и СССР взяли на себя обязательство совместно участвовать во всех международных действиях, направленных на укрепление мира и безопасности народов. Договор предусматривал также расширение экономических и культурных связей между '.ССР и Китаем.
42. Советско-китайские отношения в 1960–1980-е годы. Попытки нормализации и причины неудач.
Осенью 1958 г., когда возникла опасность серьезно-п) столкновения КНР и США в Тайваньском проливе, правительство СССР указало в послании американскому президенту, что Китай не одинок, у него есть верные друзья, готовые оказать ему помощь в случае агрессии против него. Правительство КНР высоко оценило тогда пот подлинно интернационалистский шаг Советского правительства по защите безопасности Китая.
Экономическая помощь СССР явилась важным фактором в развитии народного хозяйства Китая.
Советско-китайская дружба явилась важным факто ром сохранения мира на Дальнем Востоке и во всем ми ре, укрепления безопасности СССР и КНР. Но на рубеже 50—60-х годов произошел резкий поворот во внешней политике КНР. Маоистское руководство Китая решило, что наступило время осуществить великодержавные, гегемонистские устремления, которые оно давно вынашивало.
Мао и его группа стали вести и партии и среди населения работу, имевшую целью искоренить чувство дружбы к СССР и подготовить условия для разрыва союза с ним и другими социалистическими странами, отстаивающими вместе с СССР единство мировой системы социализма на незыблемых основах социалистического интернационализма. Они выдвинули свой особый курс внешней и внутренней политики, который на деле означает измену марксизму-ленинизму и пролетарскому интернационализму.
Мировая социалистическая система с ее сложившимися отношениями братского сотрудничества, равноправия и взаимной помощи явилась главным препятствием на пути реализации гегемонистских устремлений группы Мпо Цзэ-дуна.
В разгар «культурной революции» руководители КНР открыто выступили с территориальными притязаниями к СССР, используя их для разжигания националистических и шовинистических настроений среди китайского народа.
В 1966—1969 гг. при прямом поощрений китайских властей разъяренные толпы хунвэйбидов систематически устраивали осады зданий посольств СССР и других социалистических стран в Пекине, организовывали нападения на советских дипломатов и членов их семей, чинили препятствия советским судам и самолетам, доставлявшим военные грузы Вьетнаму. История между народных отношений не знала подобного произвола над учреждениями и гражданами иностранных государств. КПСС и Советское правительство, верные идеям марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма, делали максимально возможное для сохранения советско-китайской дружбы.
По инициативе Советского правительства 11 сентября 1969 г. в Пекине состоялась встреча Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина с премьером Госсовета КНР Чжоу Энь-лаем. В ходе встречи была института договоренность о принятии мер в целях нормализации межгосударственных отношений.
Заняв враждебную в отношении СССР позицию по коленным проблемам международной жизни, маоистские руководители КПК и КНР в течение 60-х годов проводили курс на всестороннее расширение связей и сотрудничества с ведущими капиталистическими странами.