Договоры о разграничении полномочий РФ и регионов
Предмет ведения РФ — сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции Российской Федерации.
Предмет совместного ведения РФ и субъекта РФ — сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъектов РФ.
Предмет ведения субъекта РФ — сфера общественных отношений РФ к компетенции субъектов РФ.
Компетенция органов государственной власти — совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией РФ и принятыми в соответствии с Конституцией РФ конституциями (уставами) субъектов РФ.
Полномочия органа государственной власти — права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий.
Принципы разграничения предметов ведения и полномочий:
1. Принцип конституционности. Федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также Конституции, Уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ, предметы совместного пользования.
Не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные и правовые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности РФ и единснов и федеральных законов, принимаемых по предметам ведения РФ и предметов совместного ведения, действуют положения Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов.
3. Принцип равноправия субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий. Все субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ при разграничении предметов ведения и полномочий, в том числе при подготовке и заключении договоров, соглашений.
4. Принцип недопустимости ущемления прав и интересов субъектов РФ. При разграничении предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов РФ недопустимо ущемление прав и интересов других субъектов РФ.
5. Принцип согласования интересов РФ и интересов субъектов РФ. В процессе принятия федеральных законов, законов субъектов РФ, заключения договоров, соглашений согласование интересов РФ и интересов субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
6. Принцип добровольности заключения договоров, соглашений. Заключение договоров, соглашений осуществляется на добровольной основе.
7. Принцип обеспеченности ресурсами. При разграничении предметов ведения и полномочий решается вопрос об обеспечении соответствующих органов государственной власти финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления указанными органами своих полномочий.
8. Принцип гласности заключения договоров, соглашений. Подготовка и заключение договоров, соглашений осуществляется гласно в порядке, установленном Федеральным законом.
Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий...» установил, чтоязыком договора, соглашения является русский язык. В случае необходимости договор, соглашение могут быть составлены и написаны на русском языке и на государственном языке республики, органы государственной власти которой являются стороной договора, соглашения.
Контрольные вопросы для самопроверки и подготовки к семинару:
1. Что понимается под понятиями «федерализм», «Федерация»?
2. Каковы особенности развития федерализма в России?
3. Что является политико-правовой основой формирования и функционирования регионов – субъектов Российской Федерации?
4. Назовите основные принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
5. Какие вопросы относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ?
6. Когда была принята Конституция РФ?
7. Каков состав Федерации?
8. Сколько в РФ республик? Перечислите их.
9. Сколько в РФ краев? Перечислите их.
10. Сколько в РФ экономических районов, географических районов, федеральных округов?
Литература
1. Конституция Российской Федерации.
2. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: учеб. пособие / под ред. В. Г. Глушковой, А. А. Винокурова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
3. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.
4. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление). Учеб. Пособие. – М.: «Тесса», Ростов н/Д: Изд. Центр «МарТ», 2000.
5. Основы региональной экономики: Учеб. пособие / под ред. В. И. Бутова. – М., Ростов н/Д, 2000.
6. Региональная экономика: Учеб. пособие / под ред. М. В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, Рос. эконом. академия, 2002.
7. Регионоведение: Учебник для вузов / под ред. Т. Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.