Особенности азиатского феодализма
Выше (гл. 5) уже указывалось на существенные особенности развития феодализма в отдельных регионах и на отдельных материках. К. Маркс противопоставлял два типа феодальной земельной собственности — частно-владельческий (вотчинно-сень-ориальный) и государственный. Первый был характерен преимущественно для Европы, второй — для Азии. Разными были и темпы формирования и развития феодальных отношений. В Европе феодальный строй сложился позднее и разложился раньше, чем в Азии.
В более развитых странах Азии феодализм начал формироваться в первые столетия новой эры. Длительное время он сосуществовал с патриархальными и рабовладельческими отношениями. Своеобразной чертой истории стран материковой Азии являются постоянные контакты и столкновения оседлых и кочевых народов. Обмен между кочевниками-скотоводами и оседлыми народами оказывал положительное влияние на развитие азиатских обществ, однако кочевое хозяйство ограничивало в ряде районов возможность развития земледелия и таило в себе опасность опустошения значительных земледельческих районов. Частые вторжения кочевников приводили к значительным этническим изменениям: возникали новые этнические общности и исчезали старые. В то же время вливание значительных групп кочевников в оседлые общества нередко приводило к консервации отсталых патриархально-феодальных отношений, а в отдельных случаях вызывало застой и движение вспять.
Значительно большую роль, чем в Европе, в Азии играла территориальная община с ее способом пользования землей и ведения хозяйства. Длительное сохранение общины и использование ее государством в своих фискально-административных целях — явление повсеместно характерное для азиатских обществ. Однако классическую и наиболее устойчивую форму община получила в Индии, где она органически соединяла занятие земледелием и ремеслом.
Государство в странах Азии играло значительно большую роль, чем в Европе, в организации хозяйственной жизни и в социальных отношениях. Этому способствовали необходимость для многих стран Азии организации постоянных работ по сооружению и поддержанию системы орошения, а также ведение оборонительных войн против кочевников, часто вторгавшихся извне.
Государственная власть, являясь верховным собственником земли, раздавала членам господствующего класса земельные владения разной юридической квалификации, что определяло отношения господствующей верхушки с проживающим в их пределах населением. Размеры ренты-налога обычно устанавливались государством. Борьба феодалов с государственной властью за присвоение ренты-налога проходит через всю эпоху феодализма. Степень реализации государством его верховных прав на землю зависела от соотношения политических сил в стране и решающим образом влияла на положение государственной власти.
Для раннего средневековья в странах Азии характерны большая, чем на Западе, централизация государственной власти, наличие сложного бюрократического аппарата управления и деспотической монархии.
Города на средневековом Востоке находились, как правило, под государственной юрисдикцией. Самоуправлением они не обладали и обычно являлись резиденциями крупных феодалов, не занимавшихся организацией хозяйства, а живших за счет ренты-налога. Их ремесленное производство ориентировалось на удовлетворение запросов двора и феодальной знати.
Уже в период раннего средневековья в странах Азии была широко развита внешняя оптовая и транзитная торговля. Купцы и торговые компании обычно поддерживали связи с определенными группами феодалов и правителями стран. Подобный характер торговли хотя и способствовал росту товарно-денежных отношений и обогащению верхушки купечества, не затрагивал натурального характера хозяйства крестьян и не способствовал созданию широкого рынка для городского ремесла.
Переход к развитому феодализму в некоторых странах Азии начался раньше, чем в Европе (в Китае, например, он совершился уже в Х в.), и сопровождался ломкой раннесредневековых отношений (например, надельной системы в Китае). Но сложившиеся вновь феодальные институты не нарушили своеобразий азиатского феодализма. Они сохранялись до конца феодальной эпохи.
ЧАСТЬ II