Основные направления совершенствования организации труда аппарата государственных учреждений
Значительный эффект может дать правильное разделение труда между руководителем и подчиненным.
В органах государственного управления руководители ряда служб и подразделений перегружены функциональными обязанностями. Особенно это относится к руководителям низового управленческого труда. Данное положение обусловлено не только тем обстоятельством, что многие функциональные обязанности руководителей .закреплены за ними соответствующими нормативными актами. Немало функций руководители выполняют и по сложившейся традиции, и потому, что не доверяют своим подчиненным или же предпочитают осуществлять как можно больше операций, чтобы быть в курсе всех дел. Это плохо для всего коллектива, ибо ведет к перегрузке руководителя и снижению инициативности исполнителей, понижается надежность функционирования организации в случае «выхода из строя» главного субъекта управления.
По этим причинам руководителям всех уровней управления целесообразно прибегать к практике делегирования своих полномочий. Здесь необходимо сознавать следующие правила:
— нельзя делегировать те функции, выполнение которых закреплено за руководителем нормативными актами, принятыми законодателем или вышестоящими органами управления;
— вместе с обязанностями необходимо передавать и соответствующие права;
— освобождаясь от ряда функций, руководитель должен усилить контроль за их исполнением;
— делегировать полномочия можно не только подчиненным руководителям, но и рядовым исполнителям. Тем самым расширяется круг работников, участвующих в управлении, обогащается содержание их труда, появляется хорошая возможность для изучения их способности к выполнению разнохарактерных трудовых операций.
Совершенствование нормирования труда. Известно, что характер труда работников органов власти и управления специфичен. Поэтому большинство имеющихся норм, применяемых для учета физического труда (и подходы к их разработке), не могут использоваться в указанной системе. Труд государственных (муниципальных) служащих, специалистов по социальному управлению имеет творческий интеллектуальный характер, на результативность их работы влияет много внешних факторов. Если установить им нормы, основывающиеся на среднестатистических показателях, и потребовать их выполнения, то это сразу же негативно отразится на качестве управления.
Однако это не означает, что нет проблемы нормирования труда в органах управления. Необходимы научно обоснованные критерии оценки трудоемкости видов деятельности работников, новые подходы к нормированию, связанные с определением процедур управленческих процессов, составлением регламентов их осуществления, нормированных заданий и т. д.
Наиболее перспективными направлениями нормирования труда в органах управления являются мероприятия, связанные с определением: штатной численности работников, оптимального уровня управляемости, обеспечения техническими средствами и т. д. Одновременно необходима разработка:
— нормативных бюджетов времени для руководителей и специалистов различных служб;
— норм загрузки специалистов и технических исполнителей;
— регламентов трудовых процессов (режим рабочего дня);
— процедур выполнения трудовых операций;
— типовых положений об отделах, службах и типовых должностных инструкций;
— процедур обоснования и принятия управленческого решения руководителями разного уровня;
— унифицированных форм документов и рациональных документопотоков;
— профессиограмм и типовых рабочих мест.
Перечисленные направления и мероприятия по совершенствованию нормирования труда не исчерпывают всей их совокупности, но позволяют убедиться в сложности и многогранности этой работы.
Улучшение условий труда. Эффективность работы персонала государственной (муниципальной) службы во многом зависит от условий, в которых она осуществляется: интерьера, температурного режима, освещения рабочего помещения, уровня шума в нем, бытового обеспечения (наличие столовой, комнаты отдыха).
Вопросы оптимизации условий труда изучает наука эргономика.
Эргономика использует данные технических наук, психологии, физиологии, гигиены, анатомии, биофизики и ряда других отраслей знаний. Эта наука изучает функциональные возможности человека процессе трудовой деятельности. Она имеет целью обоснование таких условий, которые, делая труд высокопроизводительным, обеспечивают работнику необходимые удобства и сохраняют его силы, здоровье и трудоспособность.
Думается, в системе государственного управления эргономика приобретет должный приоритет. Сейчас важно создать благоприятные условия не только для труда, но и для отдыха работников, их физического и духовного здоровья. Строительство в государственной сфере спортивно-оздоровительных комплексов, медицинских профилакториев и центров социальной реабилитации, пунктов бытового обслуживания и возможности для государственных служащих пользоваться их услугами — все это, несомненно, повысит авторитет государственной службы, привлечет молодежь, сократит текучесть кадров, снизит заболеваемость работников и будет способствовать успешному решению задач в управлении.
Рационализация трудового процесса и использования рабочего времени — немаловажные составляющие организации труда персонала государственной (муниципальной) службы. Продолжительность осуществляемых в органах управления процессов, как правило, не регламентирована, что ведет к большим временным издержкам. Это касается работников всех категорий, но особенно — руководителей.
По указанной причине рекомендуется составлять личные (индивидуальные) планы на месяц, неделю, день. С помощью таких планов можно регламентировать трудовой процесс по времени и по содержанию. Поскольку трудовые процессы многих работников аппарата связаны между собой, то целесообразно индивидуальные планы-графики составлять на основе регламента деятельности государственного органа в целом.
Для этого, разумеется, в каждом органе государственного (муниципального) управления должен быть Регламент.
Регламент (от лат. regula — правило) — свод правил, устав, порядок работы учреждения. Модель такого документа может включать следующие основные разделы.
1. Общие положения.
2. Организация планирования работы государственного органа.
3. Организация работы по подготовке вопросов на рассмотрение государственного органа.
4. Организация и проведение заседаний коллегиальных органов, Центров принятия решений.
5. Организация работы по подготовке и принятию решений.
6. Организация деятельности государственного органа по руководству подведомственными органами управления и объектами управления.
7. Организация деятельности государственного органа по осуществлению контрольных полномочий.
8. Организация организационно-оперативной работы по решению текущих вопросов.
9. Организация деятельности постоянных комиссий, консультативных советов, экспертных центров и т. п.
10. Организация работы по подготовке вопросов на рассмотрение вышестоящих органов.
1.1. Организация работы по связям с общественностью.
12. Организация работы по рассмотрению предложений, заявлений и приему граждан.
1;3. Организация индивидуальной деятельности Руководителя государственного органа, его заместителей и Управляющего Делами, его заместителей.
14. Организация деятельности аппарата государственного органа.
15. Организация труда работников аппарата.
16. Организация работы кадровой службы.
17. [Организация работы служб по документационному и информационному обеспечению государственного органа.
18. Основные направления, принципы деятельности взаимодействия взаимосвязанных служб, управленческих звеньев, должностных
лиц.
Возможно, такая модель регламента не охватывает все стороны деятельности государственных органов. Но и в таком, а тем более усовершенствованном, виде его внедрение в практику работы значительно повысило бы научную организацию управленческой деятельности.
В современных, постоянно изменяющихся и усложняющихся условиях эффективнее работают сегодня и будут работать завтра те органы управления, где создана оптимальная организация труда и управленческой деятельности.