Понятие и функции исполнительной власти
Исполнительная власть - один из основных видов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающий реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны или местного территориального сообщества людей.
Функции исполнительной власти:
1. Исполнительная, т.е. исполнение законов. Органы исполнительной власти имеют право издавать подзаконные акты. 2. Прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в т. ч. научной. 3. Планирование – определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов той или иной управляемой деятельности.4. Организация – создание органов управления, определение их функций и т.д. 5. Правовое регулирование деятельности и функционирования соответствующих структур. 6. Общее руководство и оперативно-распорядительная работа. 7. Координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц и организаций.8. Контроль, т.е. проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений законов. 9. Учет людских, материальных, денежных и иных средств для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности. 10. Информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа. 11. Методическое руководство. 12. Кадровое, МТО, финансирование и т.д. 56. Понятие органа исполнительной власти. Административно-правовой статус органа исполнительной властиКонституция РФ 1993 года закрепила принцип разделение властей на три различные ветви - законодательную, исполнительную и судебную, органы которых выполняют свои полномочия самостоятельно. Этот факт привёл к замене старого понятия «органы государственного управления» на новое понятие «исполнительные органы государства», «органы исполнительной власти». Но в литературе используется как старое, так и новое понятие. Одни считают, что ОИВи - «это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций исполнительной ветви государственной власти, и наделённое в этих целях полномочиями государственно-властного характера». Другие авторы считают, что ОИВ- «это звенья государственного аппарата, которые в соответствии со своими функциями осуществляют на основании и во исполнения законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность».признаки 1.Орган исполнительной власти является частью системы государственных органов; 2.Исполнительные органы обладают своим статусом, закреплённым в нормативном акте;3.Органы исполнительной власти обладают определённой организационной структурой;4.Органам исполнительной власти свойственна определённая самостоятельность;5.Органы исполнительной власти действуют от имени государства;6.ОИВ наделены компетенцией и властными полномочиями, необход. для выполнения возлож. на него задач;7.ОИВ являются подзаконными органами, ориентир. не деятельность на основе и во исполнения закона;8.В процессе исполнения законов ОИВ принимают свойственные только им правовые акты;9.Органы исполнительной власти действуют на основе принципов государственной службы;10.Органы исполнительной власти являются структурно-организованными;11.Образование, реорганизация и ликвидация ОИВ осуществляется в порядке, установл. зак РФ.Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией, конституциями республик в составе России, феодальными и иными законами, положениями об органах (например, Положение "Министерстве внутренних дел РФ).Элементы правового статуса:1) цели, задачи, ф-ции деят-ти2) компетенция3) организационную стр-ру4) некоторые выделяют ответсвенность.Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью, а именно правоспособностью и дееспособностью, кот. возникает одновременно с их образованием и прекращается в связи с их упразднением. Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяетсятакже его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления. 57. Классификация органов исполнительной властиI. В соответствии с федеративным государственным устройством РФ выделяются:1. федеральные органы исполнительной власти;2. органы исполнительной власти субъектов;II. В зависимости от объёма и характера компетенции различаются:1. органы общей компетенции;2. органы специальной компетенции;3. органы отраслевой компетенции;4. органы внутриотраслевой компетенции;5. органы межотраслевой компетенции;6. органы смешанной компетенции;III. По организационно-правовым формам ОИВ подразделяются на:1. правительства; 2. советы министров, имеющие статус правительства;3. министерства; 4. государственные комитеты; 5. комитеты;6. службы; 7. главные управления; 8. управления; 9. инспекции;10. агентства; 11. департаменты; 12. администрации;13. мэрии; 14. отделы; 15. другие органы исполнительной власти;IV. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на:1. единоначальные; 2. коллегиальные. 58. Президент РФ и система исполнительной властиПрезидент РФ, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, является главой государства и не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Это порождает известную неопределённость в вопросе «о правовом статусе, полномочиях Президента и его праве «вторгаться» в сферу формирования и компетенции других ветвей власти». В связи с этим большинство учёных юристов отмечает то, что он «возвышается над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.». Это связано с его «организационно-правовым статусом, прерогативами и полномочиями». Поскольку «в системе и структуре органов исполнительной власти Президент наделён весьма обширными и наиболее значимыми исполнительными управленческими полномочиями», это даёт основания полагать, что Президент РФ большее отношение имеет именно к исполнительной власти. К полномочиям Президента в сфере исполнительной власти относятся:1. назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;2. по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ;3. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;4. принимает решение об отставке Правительства РФ;5. непосредственно руководит рядом федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ РФ (МЧС, МИД и другие);6. представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;7. формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;8. формирует Администрацию Президента РФ;9. вносит законопроекты в Государственную Думу;10. подписывает и обнародует федеральные законы;11. издает указы и распоряжения;12. вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ;13. вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и международным обязательствам РФ или нарушение этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;14. обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;15. может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органными государственной власти субъектов РФ, а также между различными органами исполнительной власти субъектов РФ.Таким образом, можно определить, что Президент РФ:1. Олицетворяет собой механизм системы сдержек и противовесов между разными ветвями власти;2. Обеспечивает взаимосвязь всех ветвей власти;3. Не поменяет своей деятельностью органы законодательной, исполнительной и судебной властей. 59. Правительство РФ в системе органов исполнительной властиПравительство РФ является высшим органом исполнительной власти РФ, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ, согласно ст. 110 Конституции РФ осуществляет исполнительную власть РФ.Свою деятельность Правительство РФ «осуществляет на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных Указов Президента РФ».Правительство РФ - это коллегиальный орган, состоящий из «Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров».ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года, по сути являющийся документом, составляющим вместе с Конституцией РФ правовую базу деятельности Правительства РФ, детально регламентирует порядок формирования Правительства, его полномочия, организацию деятельности и взаимоотношение его с Президентом, палатами Федерального Собрания, органами судебной власти, а также с органами государственной власти субъектов.Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы и освобождается от неё на основаниях, предусмотренных законом.Заместители Председателя (их 9, из них 2 первых)Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.Глава III ФКЗ «О Правительстве РФ» детально регламентирует полномочия Правительства РФ в различных сферах. Закон, в первую очередь, выделяет общие полномочия, в соответствии с которыми Правительство РФ:1. организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;2. осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;3. обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность её органов;4. формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;5. реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.В сфере экономики Правительство РФ:1. осуществляет регулирование экономических процессов;2. обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;3. прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;4. вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по её реализации;5. осуществляет управление федеральной собственностью;6. разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;7. осуществляет общее руководство таможенным делом;8. принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;9. формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства РФ.В сфере науки, культуры, образования Правительство РФ:1. разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;2. обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;3. обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;4. обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов РФ.Также Правительство РФ обладает полномочиями в социальной сфере; в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; природопользования и охраны окружающей среды; обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; внешней политики и международных отношений; по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ. Для выполнения своих полномочий Правительство РФ наделено правом издавать постановления (акты, имеющие нормативный характер) и распоряжения (акты по оперативным и другим текущим вопросам), имеющие юридическую силу.А для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, образуется Аппарат Правительства РФ (секретариат, аппарат урпавления, департаменты).60. Система ФОИВ Впервые вопрос о системе и структуре ФОИВ был рассмотрен в постановлении Конституционного суда. Система – организационно-правовые формы, в которых создаются ФОИВ. Определяется указом президента от 09.03.2004N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Структура – перечень конкретных ФО. (В наст время определяется указом 12 мая 2008 «ВОПРОСЫ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»)В систему ФОИВ входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.Федеральное министерство:
а) является ФОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр);
б) на основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности
в) в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ;
г) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции:
утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;
вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;
вносит в Правительство РФ проекты НПА, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ к компетенции Правительства РФ;
во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;
имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом;
осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.
федеральная служба (служба):
а) является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;
б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ;
в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
федеральное агентство:
а) является ФОИВ, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;
б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ;
в) ведет реестры, регистры и кадастры;
г) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ
Структура
I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации
Министерство юстиции Российской Федерации
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации
Федеральная служба безопасности Российской Федерации
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
И тд
II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба
Федеральная служба страхового надзора
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Федеральное казначейство (федеральная служба)
И тд