Прекращение действия международного договора
Действие международного договора прекращается только в соответствии с нормами международного права.
Прекращение договора или выход из него участника могут иметь место:
а) в соответствии с положениями договора;
б) в любое время с согласия всех участников по кон
сультации с прочими договаривающимися государствами
(ст. 54 Венской конвенции о праве международных догово
ров 1969 г.).
Наиболее распространенными основаниями прекращения действия договора являются истечение срока его исполнения. Многие договоры предусматривают возможность денонсации.
Денонсация означает правомерное одностороннее прекращение договора на условиях, в нем предусмотренных. Договор, не содержащий таких условий, денонсирован бытьне может, за исключением случаев, когда установлено, что участники намеревались допустить возможность денонсации, или когда характер договора подразумевает право денонсации. В последнем случае уведомление о намерении денонсировать договор направляется не менее чем за 12 месяцев. Аннулирование — это одностороннее правомерное прекращение действия договора на условиях, в нем не предусмотренных. Основанием могут являться:
• нарушение договора другими участниками;
• невозможность исполнения;
• коренное изменение обстоятельств;
• создание новой императивной нормы.
Основанием для аннулирования может быть не всякое,
а лишь существенное нарушение договора. Невозможность исполнения понимается лишь как исчезновение объекта, необходимого для выполнения договора.
Прекращение договора освобождает участников от обязанности выполнять его постановления, но не влияет на их права и обязанности, возникшие в результате выполнения договора.
Приостановление действия договора есть временное прекращение его действия.
Оно возможно в соответствии с постановлениями договора, с согласия всех участников по консультации с прочими договаривающимися государствами, на основе общих норм международного права. В последнем случае основанием могут служить существенное нарушение договора и временная невозможность его выполнения. Кроме того, два или несколько участников многостороннего договора могут заключить соглашение о приостановлении его действия только между собой. Такое приостановление допустимо, если оно не окажет влияния на пользование вытекающими из договора правами другими участниками, не противоречит целям и принципам договора. Приостановление действия договора'временно освобождает участников от обязанности выполнять его постановления, но не влияет на их права и обязанности, возникшие в результате выполнения договора. Участники должны воздерживаться от действий, которые бы сделали возобновление договора невозможным
32.Понятие международного спора.
Понятие «международный спор» обычно используется для обозначения разногласий между государствами, в том числе тех, что могут поставить под угрозу международный мир и безопасность.
Международные споры классифицируются по различным основаниям: по объекту или предмету спора, по степени опасности для международного мира и безопасности, по географии распространения (локальные, региональные или глобальные), по числу субъектов (двусторонние или многосторонние).
Устав ООН предусматривает определенные процедуры урегулирования следующих разновидностей международных споров:
• спор, продолжение которого могло бы угрожать поддер
жанию международного мира и безопасности (ст. 33 Устава);
• «любой спор», т. е. спор, который может и не представ
лять прямой угрозы поддержанию международного мира
и безопасности (ст. 38 Устава);
• «местные споры» — (пп. 2 и 3 ст. 52 Устава);
• споры юридического характера (п. 3 ст. 36 Устава).
33.Международно-правовые средства разрешения споров
Мирные способы урегулирования международных споров —
это международно-правовые способы и средства урегулирования разногласий между субъектами международного права в соответствии с основными принципами международного права, без применения принуждения в какой-либо форме, в целях поддержания и упрочения мира, развития мирных отношений.
Современное международное право включает в себя как обычные, так и договорные нормы, которые определяют средства, способы и процедуру мирного урегулирования международных споров. Средства и способы мирного урегулирования международных споров существовали до утверждения принципа мирного урегулирования споров между государствами. К таким способам прежде всего относятся «добрые услуги», посредничество, переговоры, арбитраж, но эти средства не имели эффективного воздействия на спорящие стороны, т. к. обращение к ним зависело от доброй воли государств — участников спора, а не составляло их обязанность с точки зрения международного права.
Все эти способы не имели должного значения и потому, что существовало признание правомерности войны как способа разрешения международных споров. Конвенции 1899 и 1907 гг. хотя и установили процедуру мирного урегулирования споров, но обращение к ней государств имело факультативный характер. Гаагские конвенции не запрещали войну как средство решения международных споров. И только после Второй мировой войны принцип мирного урегулирования международных споров нашел отражение в Уставе ООН и приобрел официальный статус.
К мирным средствам урегулирования международных споров п. 1 ст. 33 Устава ООН относит:
• переговоры;
• обследования;
• посредничество;
• примирение, арбитраж;
• судебное разбирательство;
• обращение к региональным органам или соглашениям.
Устав также оставляет за сторонами — участницами спора право выбрать любой другой мирный способ разрешения спора. Мирные средства урегулирования международных споров, перечисленные в ст. 33 Устава, не являются исчерпывающими.
Особое значение в деле мирного урегулирования международных споров имеют переговоры, т. е. двустороннее обсуждение спорных проблем (многосторонние встречи именуются конференциями и совещаниями). Их первоочередность признана во многих международно-правовых актах (Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг., Декларации о принципах международного права ООН 1970 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.). Они могут вестись как на официальном уровне, вплоть до глав государств, так и неофициально.
Переговоры являются главным и самым гибким средством решения международных споров. Переговоры применяются на международных конференциях при участии третьей стороны («добрые услуги», посредничество). Использование консультационных органов (согласительных и следственных комиссий), судебное разбирательство -Международный и третейский суд — также невозможно без непосредственных переговоров. Одной из разновидностей переговоров являются взаимные консультации.Если проведение консультаций предусмотрено международными договорами, то в этом случае они обязательны для стран — участниц договора.
«Добрые услуги»оказывает третье, не участвующее в споре, государство. Задача «добрых услуг» состоит в том, чтобы склонить спорящие стороны к непосредственным переговорам или другим мирным способам урегулирования спора. Государство, которое оказывает такие услуги, не должно предлагать условий решения спора. «Добрые услуги» могут оказываться несколькими государствами, а также международными организациями. Государства — участники спора вправе отклонить предложения третьих государств об оказании «добрых услуг».
Посредничествокак способ мирного урегулирования спора характеризуется тем, что посредник принимает активное участие в разрешении спора, предлагая пути решения конфликта, участвуя в переговорах. В отличие от «добрых услуг» назначение посредника происходит с согласия обеих сторон спора. Советы посредника не являются обязательными для стран — участниц спора.
Выделяют также:
испрашиваемое посредничество: осуществляется по просьбе спорящих сторон;
предлагаемое посредничество: проводится по просьбе третьей стороны.
Посредничество, как и оказание «добрых услуг», может быть коллективным, а также осуществляться международными организациями. В истории международных отношений бывали случаи, когда «добрые услуги» перерастали в посредничество (участие Советского Союза сначала как оказывающего «добрые услуги», а потом как посредника при разрешении спора между Индией и Пакистаном в 1965-1966 гг.).
Существенную роль в мирном урегулировании споров играют следственные и согласительные комиссии.Статья 33 Устава ООН определяет задачу следственных комиссий -установить факты, относящиеся к предмету спора, выявитьфактические данные. Задача согласительных комиссий гораздо шире — подготовка проекта мирного соглашения, примирение сторон. Комиссии создаются из граждан государств — участников спора на паритетных началах, хотя в них могут входить и граждане государств, которые не участвуют в споре.
Следствие производится в состязательном порядке. Стороны представляют все документы, списки свидетелей и экспертов, которые могут способствовать установлению истины. Стороны обязаны всесторонне помогать следственной комиссии. Совещания комиссии проходят при закрытых дверях и остаются секретными. Работа следственной комиссии завершается составлением доклада, который зачитывается на открытом заседании. За сторонами остается свобода использования по своему усмотрению сделанных комиссией выводов.
Согласительные комиссиирассматривают дела по заявлению либо обоих спорящих государств, либо одного из них. В заявлении указываются предмет спора, а также просьба к комиссии предпринять все необходимые меры для разрешения спора. Спорящие государства рекомендуют по два члена комиссии, причем один из них должен быть гражданином этого государства, а второй — представителем третьего государства. Эти четыре члена комиссии на совместном заседании выбирают пятого члена из числа граждан третьего государства, который в дальнейшем будет главой этой комиссии.
Следующим средством мирного разрешения международных споров является обращение в Меледународный Суд (ООН, Экономический суд СНГ, Европейский суд по нравам человека, Суд ЕС и др.).
В частности, Уставом Содружества Независимых Государств был создан Экономический суд СНГ (1993 г.), который призван был разрешать экономические, а также другие споры, которые будут отнесены к его ведению государствами-членами. Суд вправе толковать соглашения и акты Содружества по экономическим вопросам. Высшим коллегиальным органом является Пленум. Он рассматривает жалобы на решения Экономического суда, а также вносит на рассмотрение государств-участников предложения об устранении коллизий в законодательстве. Решения Пленума являются окончательными Международный арбитраж— особая процедура рассмотрения международных споров, которая предусматривает согласие обеих сторон и определение ими процедуры рассмотрения спора, назначение арбитра. Решения являются обязательными. Например, Постоянная палата третейского суда может рассматривать любые споры между государствами.
34.Процедура разрешения споров в ООН.
Согласно Уставу ООН все государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. В этих целях Устав ООН закрепляет основные средства и необходимые рамки для мирного разрешения международных споров, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности.
С момента создания Организация Объединенных Наций играет ведущую роль в международно-правовой системе мирного раз- . решения международных споров и поддержании международного мира и безопасности. Мирное разрешение споров в ООН осуществляется в основном четырьмя главными органами: Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности, Международным судом и Секретариатом.
Устав ООН возлагает на Генеральную Ассамблеюважную роль в области мирного разрешения споров, и она в целом эффективно осуществляет свои функции в этой области. Генеральная Ассамблея может обсуждать любую ситуацию независимо от ее происхождения, которая, по мнению Ассамблеи, может нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями, и рекомендовать меры для ее мирного улаживания (ст. 12 Устава). Государства — члены ООН, когда они сочтут это уместным, могут довести до сведения Генеральной Ассамблеи информацию о любом споре или ситуации, которая может привести к международным трениям или вызвать спор. Генеральная Ассамблея может быть форумом для консультаций с целью содействия скорейшему разрешению спора или учредить соответствующие вспомогательные органы.
Центральная роль в системе органов, занимающихся пробле-мами мирного разрешения споров, принадлежит Совету Безопасности.Согласно ст. 33 (2) Совет Безопасности, когда он считает это необходимым, требует от сторон разрешения их спора при помощи средств, перечисленных в Уставе ООН (переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям и т. д.). Он уполномочен расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Более того, Совет Безопасности уполномочивается в любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, или в ситуации подобного же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования. При этом он принимает во внимание любую процедуру для разрешения спора, которая уже выбрана сторонами. Давая рекомендации по выбору процедуры или метода урегулирования спора, Совет Безопасности принимает также во внимание, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд в соответствии с положениями Статута Суда.
Если стороны в споре не разрешат его при помощи указанных в п. 1 ст. 33 Устава ООН средств, они передают его в Совет Безопасности. В случае если Совет Безопасности найдет, что продолжение данного спора в действительности могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, он либо рекомендует сторонам прибегнуть к надлежащей процедуре или методам урегулирования такого спора, либо рекомендует такие условия разрешения спора, какие он найдет подходящими.
Генеральная Ассамблея ООН на своей XXXVII сессии 15 ноября 1982 г. одобрила Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров. В ней признается необходимым повышение эффективности ООН в мирном разрешении международных споров и поддержании международного мира и безопасности согласно принципам справедливости и международного права.
Согласно этой Декларации государствам — членам ООН следует укреплять центральную роль Совета Безопасности, с тем чтобы юн мог в полной мере и эффективно .выполнять свои обязанности в соответствии с Уставом ООН в области разрешения споров или любой ситуации, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности. С этой целью государствам следует:
а) полностью сознавать свою обязанность передавать в Совет Безопасности такой спор, сторонами в котором они являются, если они не решили его при помощи средств, указанных в ст. 33 Устава; б) более широко использовать возможность доведения до све
дения Совета Безопасности о любом споре или любой ситуации,
которая может привести к международным трениям или вызвать
спор;
в) поощрять Совет Безопасности более широко использовать
возможности, предусматриваемые Уставом, с целью рассмотрения
споров или ситуаций, продолжение которых могло бы угрожать
поддержанию международного мира и безопасности;
г) рассматривать вопрос о более широком использовании воз
можностей Совета Безопасности для расследования фактов в со
ответствии с Уставом;
д) поощрять Совет Безопасности в качестве средства содейст
вия мирному разрешению споров шире использовать вспомога
тельные органы, учрежденные им в осуществление его функций
по Уставу ООН;
е) учитывать, что Совет Безопасности уполномочивается на
любой стадии спора, имеющего характер, указанный в ст. 33 Уста
ва, или в ситуации подобного же характера рекомендовать надле
жащую процедуру или методы урегулирования;
ж) поощрять Совет Безопасности действовать без промедления
в соответствии со своими функциями и полномочиями, особенно
в случаях, когда международные споры перерастают в вооруженные
конфликты.
Международныйсуд является главным судебным органом ООН (подробнее см. § 2 настоящей главы). Манильская декларация рекомендует государствам:
а) рассмотреть возможность включения в договоры, когда это
уместно, положений, предусматривающих передачу в Междуна
родный суд споров, которые могут возникнуть при толковании
или применении таких договоров;
б) изучить возможность, в порядке свободного осуществления
своего суверенитета, признания юрисдикции Международного
суда обязательной в соответствии со ст. 36 его Статута;
в) рассмотреть возможность определения дел, для решения
которых может быть использован Международный суд.
Важная роль в урегулировании споров и конфликтных ситуаций принадлежит Генеральному секретарю ООН.Согласно ст. 99 Устава ООН он имеет право доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Генеральный секретарь по поручению Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи осуществляет посреднические полномочия или оказывает добрые услуги государствам — участникам спора. Как правило, он подписывает соглашения с государствами по урегулированию конфликта. Например, в марте 1998 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подписал соглашение между ООН и Правительством Ирака о допуске международных наблюдателей ООН для инспектирования военных объектов с целью выявления в них оружия массового поражения. Эта акция помогла ликвидировать возможный вооруженный конфликт между Ираком и США. Однако в марте 2003 г. США совершили вооруженное нападение на Ирак.
В Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1988 г., уделяется значительное внимание роли Генерального секретаря в разрешении споров и конфликтных ситуаций. В частности, в этом документе отмечается, что Генеральному секретарю, если к нему обратились государство или государства, непосредственно затронутые спором или ситуацией, следует в ответ незамедлительно призвать эти государства искать пути решения или урегулирования мирными средствами по своему выбору в соответствии с Уставом ООН и предложить свои добрые услуги или другие имеющиеся в его распоряжении средства, которые он считает подходящими.
Ему следует рассматривать возможность обращения к государствам, непосредственно затронутым спором или ситуацией, с тем чтобы не допустить их перерастания в угрозу для поддержания международного мира и безопасности. Генеральному секретарю следует, когда это целесообразно, рассматривать возможность полного использования возможностей по установлению фактов, включая направление представителя или миссий по установлению фактов с согласия принимающего государства в районы, в которых существует спор или ситуация. Генеральному секретарю следует поощрять, когда это целесообразно, усилия, предпринимаемые на региональном уровне для предотвращения или устранения спора или ситуации в соответствующем регионе.
35.Разрешение споров в рамках ОБСЕ.
Приверженность государств — участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) урегулированию споров между ними мирными средствами является одним из краеугольных камней деятельности ОБСЕ. Эта приверженность подтверждается в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Итоговом документе Венской встречи 1989 г., в Парижской хартии для новой Европы 1990 г.
В соответствии с Хельсинкским Заключительным актом все десять принципов Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, будут применяться одинаково и неукоснительно при интерпретации каждого из них с учетом других.
В Итоговом документе Венской встречи государства-участники подтвердили свою приверженность принципу мирного урегулирования споров, будучи убеждены в том, что он является существенным дополнением к обязанности государств воздерживаться от угрозы силой или ее применения, причем оба эти фактора являются существенными для поддержания и укрепления мира и безопасности.
В Парижской хартии для новой Европы государства-участники торжественно провозгласили свою полную приверженность десяти принципам, закрепленным в Хельсинкском Заключительном акте с целью поддержания и укрепления демократии, мира и единства в Европе.
Для осуществления принципа, согласно которому все споры должны решаться исключительно мирными средствами, требуются соответствующие процедуры урегулирования споров. Такие процедуры в рамках ОБСЕ разработаны и закреплены, в частности, в следующих документах: Принципы урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров (Валлетта, 8 февраля 1991 г.); Результаты Совещания СБСЕ по мирному урегулированию споров (Женева, 12—23 октября 1992 г.). В случае возникновения спора участники ОБСЕ обращают особое внимание на то, чтобы не допускать такого развития любого спора между ними, которое будет представлять угрозу международному миру и безопасности. Они предпринимают соответствующие шаги для надлежащего доведения своих споров до урегулирования. В этих целях государства-участники: а) рассматривают споры на раннем этапе; б) воздерживаются в течение спора от любых действий, которые могут ухудшить положение и сделать более трудным мирное урегулирование спора или воспрепятствовать ему; в) стремятся, используя все соответствующие средства, достичь договоренностей, позволяющих сохранить между ними добрые отношения, в том числе принимать временные меры, которые не наносят ущерба их юридическим позициям в споре. В целях согласования соответствующей процедуры урегулирования спора заинтересованные государства — участники ОБСЕ, в частности, консультируются друг с другом на как можно более раннем этапе. В случае невозможности урегулирования спора между собой государства — члены ОБСЕ прилагают усилия к тому, чтобы согласовать процедуру урегулирования, соответствующую характеру и особенностям конкретного спора. Если спор подлежит передаче на согласованную сторонами процедуру урегулирования спора, то государства разрешают данный спор посредством этой процедурыГосударства — члены ОБСЕ впервые в практике разрешения споров на региональном уровне приняли на себя более твердые обязательства, чем они установлены общими нормами международного права. В частности, они прилагают усилия к включению в свои будущие договоры положений, предусматривающих урегулирование споров, которые возникают в связи с толкованием или применением этих договоров, и к рассмотрению возможности выполнения третьей стороной соответствующей роли обязательного или необязательного характера. Государства взяли обязательство воздерживаться, насколько это возможно, от оговорок к процедурам урегулирования спора. Государства рассматривают возможность принятия обязательной юрисдикции Международного суда посредством либо договора, либо одностороннего заявления в соответствии с п. 2 ст. 36 Статута Суда и сведения к минимуму, где это возможно, любых оговорок в связи с таким заявлением. Члены ОБСЕ рассматривают возможность на основе специального соглашения передачи в Международный суд или в Арбитраж, используя в случае необходимости Постоянную палату третейского суда, таких споров, которые подпадают под разрешение посредством подобных процедур. Наконец, государства рассматривают возможность признания юрисдикции международных органов по мирному урегулированию споров или контрольных механизмов, созданных в соответствии с многосторонними договорами, касающимися среди прочего защиты прав человека, или снятия существующих оговорок (если они имеются) в отношении подобных механизмов.
Участники Совещания стран СБСЕ в октябре 1992 г. одобрили изменения к Валлеттским положениям о процедуре СБСЕ по мирному урегулированию споров и Конвенцию по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ.
Согласно этим документам механизм ОБСЕ по урегулированию споров состоит из одного или более членов, выбираемых при общем согласии сторон в споре из списка квалифицированных кандидатов, который ведется назначающим институтом. В список включаются до четырех фамилий лиц, назначаемых каждым государством-участником, изъявившим желание стать участником механизма. Ни один из членов механизма не может быть гражданином какого-либо вовлеченного в спор государства или постоянно проживать на его территории. По соглашению между сторонами в число членов могут включаться лица, чьи фамилии не значатся в списке.
Если стороны в споре не достигли соглашения о составе механизма в течение двух месяцев со времени первоначального обращения одной из сторон с просьбой о создании механизма, старшее должностное лицо назначающего института в консультации со сторонами в споре выбирает из списка семь человек.
Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ от 23 октября 1992 г. регламентирует создание Суда, Примирительной комиссии и Арбитражного трибунала.
Суд ОБСЕ по примирению и арбитражусоздается для урегулирования путем примирения и в соответствующих случаях арбитража споров, переданных ему на рассмотрение государствами — членами ОБСЕ. Решения Суда принимаются большинством голосов членов, участвующих в голосовании. Местом пребывания Суда является Женева. Расходы Суда покрываются государствами — участниками Конвенции 1992 г. Стороны в споре и любая вступившая в дело сторона несут свои собственные судебные издержки.
Любое государство — участник Конвенции 1992 г. может передать на рассмотрение Примирительной комиссиилюбой спор с другим государством-участником, который не был урегулирован в разумный период времени путем переговоров. Любое государство — участник Конвенции 1992 г. может подать Секретарю ОБСЕ заявление с просьбой о создании Примирительной комиссии для спора между ним и другим государством-участником или несколькими государствами-участниками. Просьба о создании Примирительной комиссии может быть также представлена по соглашению между двумя или несколькими государствами-участниками либо между одним или несколькими государствами — участниками Конвенции и одним или несколькими другими государствами — участниками ОБСЕ. Такое соглашение доводится до сведения секретаря ОБСЕ.
Каждая сторона в споре назначает из списка мировых посредников одного посредника в состав Примирительной комиссии. Президиум Суда назначает еще трех мировых посредников.
Примирительное разбирательство осуществляется конфиденциально, и все стороны в споре имеют право быть заслушанными. Если в ходе разбирательства стороны в споре придут с помощью Примирительной комиссии к взаимоприемлемому урегулированию, то они включают условия этого урегулирования в резюме выводов. С подписанием этого документа разбирательство завершается. В случае, когда Примирительная комиссия считает, что изучены все аспекты спора и все возможности поиска решения, она составляет заключительный доклад. В нем излагаются предложения Комиссии по мирному урегулированию споров (см. о ней далее).
Просьба о создании Арбитражного трибуналаможет быть представлена в любой момент по соглашению между двумя или несколькими государствами — участниками Конвенции 1992 г. или между одним или несколькими государствами — участникамиэтой Конвенции и одним или несколькими другими государствами — участниками ОБСЕ.
Арбитражный трибунал обладает по отношению к сторонам в споре полномочиями по установлению фактов и проведению расследований, необходимыми ему для выполнения своих задач. Слушание в Трибунале проходят т сатега, если Трибунал не принимает иное решение по просьбе сторон в споре.
Функции Арбитражного трибунала состоят в том, чтобы решать переданные ему споры в соответствии с международным правом. Данное положение не ограничивает права Трибунала разрешать дело ех ае§ио е1 Ьопо при согласии на это сторон в споре.
Решение Арбитражного трибунала является окончательным и обжалованию не подлежит. Вместе с тем стороны в споре или одна из сторон могут обратиться в Трибунал с просьбой дать толкование своего решения в том, что касается его смысла или сферы применения. При получении замечаний сторон в споре Трибунал в кратчайшие сроки дает свое толкование по вынесенному им решению.
Спор между двумя государствами — участниками ОБСЕ может быть передан на рассмотрение Комиссии по примирению,если об этом договорятся стороны в споре. Они назначают одного мирового посредника из списка, который ведется для целей Валлетт-ской процедуры мирного урегулирования споров (Валлеттский список). Комиссия стремится прояснить спорные вопросы между сторонами и попытаться достичь разрешения спора на взаимоприемлемых условиях. Если Комиссия сочтет, что это может облегчить достижение дружественного урегулирования спора, она может предложить возможные условия урегулирования и установить срок, в который стороны должны проинформировать Комиссию о том, согласны ли они с такими рекомендациями. Если обе стороны не уведомят о таком согласии в срок, секретарь Комиссии направляет доклад Комиссии Комитету старших должностных лиц ОБСЕ.
Совет министров или Комитет старших должностных лиц могут предписать двум любым государствам-участникам прибегнуть к процедуре примирения (так называемое директивное примирение) и передать спор на рассмотрение Примирительной комиссии
36.Понятие международно-правовой ответственности.
Международно-правовая ответственность — это совокупность правовых отношений, возникающих в современном международном праве в связи с правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъектом международного права, или в связи с ущербом, причиненным одним государством другим в результате правомерной деятельности.
В одних случаях эти правоотношения могут касаться непосредственно только государства-правонарушителя и пострадавшего государства, в других — могут затрагивать права и интересы всего международного сообщества. В науке международного права под международно-правовой ответственностью понимают отрицательные юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международного обязательства. Комиссия международного права ООН определила содержание международной ответственности как «те последствия, которые то или иное международно-противоправное деяние может иметь согласно нормам международного права в различных случаях, например, последствия деяния в плане возмещения ущерба и ответных санкций».