Источники конституционного (уставного) права красноярского края
23. Конституционно-правовые нормы: содержание, виды, особенности.
Нормы конституционного права РФ— правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. Они устанавливаются государством, общеобязательны, находятся под защитой государства и имеют следующие характерные признаки:
= регулируют наиболее важные общественные отношения ("высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы");
= являются основополагающими для всей правовой системы государства, если они содержатся в Конституции РФ ("Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации");
= редко содержат санкции, которые имеют свою специфику, например, прекращение полномочий должностного лица или органа;
= часто определяют поведение субъектов в общем виде и нуждаются в конкретизации посредством других нормативных актов ("гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом");
= иногда носят декларативный характер (так называемые нормы-принципы — "человек, его права и свободы являются высшей ценностью").
По характеру предписания (способу воздействия на субъекты правоотношений) содержащегося в нормеразличают:
a) Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий ("Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации");
b) Обязывающие нормы обязывают субъектов соотносить свое поведение с их требованиями ("перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия");
c) Запрещающие нормы запрещают совершать предусмотренные в них действия ("Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения");
d) Устанавливающие или определяющие ("Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации");
По степени определенности (обязательности) предписаний нормы делятся на императивные и диспозитивные.
Императивные нормы однозначно устанавливают вариант поведения субъекта в соответствующих условиях и не допускают свободы в применении установленного правила ("новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации").
Диспозитивные нормы предусматривают возможность выбора варианта поведения субъекта из числа указанных в норме с учетом конкретных условий и обстоятельств ("Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции").
По назначению в механизме правового регулирования принято различать:
Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, т.е. права и обязанности субъекта,
Процессуальные нормы определяют порядок (структуру), в котором они должны быть реализованы.
Таким образом, конституционное право - это ведущая базовая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на:
~ действующие на всей территории Российской Федерации,
~ в субъектах Федерации,
~ в границах муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление.
24. Конституционно-правовые отношения: содержание, виды, особенности субъектов и объектов.
Конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, урегулированное нормами КП, содержание которого определяется юридической связью между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей.
Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:
субъекты (число которых не может быть менее двух);
объект.
содержание;
Субъекты конституционно-правовых отношений весьма разнообразны.Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, кто в соответствии с правовыми нормами данной отрасли являются носителями определенных прав и обязанностей, т.е. являются субъектами конституционного права.
Субъектами конституционно-правовых отношений являются:
♦ физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);
♦ государственные образования (РФ, субъекты РФ, федеральные органы государства РФ и субъектов РФ);
♦ общественные объединения (партийные, профессиональные, любительские, религиозные и др.);
♦ общности людей (народ РФ, нации, народности, население области, края города, поселка и др.);
♦ органы власти (Парламент, Правительство РФ, законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, суды и др.);
♦ другие государственные органы (избирательные комиссии, Конституционное Собрание, Счетная палата, Совет Безопасности и др.);
♦ должностные лица (президенты, депутаты, министры, судьи, члены избирательных комиссий и др.);
♦ другие.
При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти - подчинения».
Объект конституционных отношений - предмет, по поводу которого возникают правоотношения.
Объектами конституционно-правовых отношений выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида. Это социально-политические ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством выборов, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и т. п.; социально-экономические блага - собственность, земля и другие природные ресурсы и др.; личные блага - жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.
Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правовогоотношения составляют его содержание.
Содержание конституционно-правовых отношений выражается в том, что один субъект обладает определенными правами, а второй - корреспондирующими обязанностями, или оба наделены взаимными правами и обязанностями, предусмотренными конституционными нормами.
Субъективное право - это предусмотренная нормой конституционного права мера возможного поведения участника правоотношения. Основная особенность, характеризующая субъективное право, - возможность использовать его по своему усмотрению участниками (субъектами) конкретного конституционно-правового отношения. Так, в ст. 31 Конституции РФ записано: "Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Следовательно, если при проведении должным образом разрешенной демонстрации конкретный гражданин захочет участвовать в ней, то он при желании имеет субъективное право принять участие в этой демонстрации.
Субъективная обязанность - это предусмотренная юридической нормой конституционного права мера должного поведения субъектов (участников) конституционно-правового отношения. В зависимости от характера поведения, закрепленного в диспозиции правовой нормы, субъективные обязанности бывают:
активными, предусматривающими необходимость определенных действий;
пассивными, предписывающими необходимость воздержания от определенных действий, запрещенных нормой права.
Возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений происходит на основе конституционно-правовых норм в связи с определенными обстоятельствами, которые имеют название юридические факты.
Юридические факты - это события или действия, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
События происходят независимо от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин (например, рождение гражданина, достижение совершеннолетия и т.п.).
Действия - это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания субъекта. Они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон.
Все действия подразделяются на правомерные и неправомерные.
В свою очередь правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки.
– Юридические акты представляют собой правомерные действия, совершаемые специально с целью возникновения, изменения или прекращения определенных правоотношений.
– Юридические поступки специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, но влекут за собой такие последствия.
В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения:
I) связанные с установлением конституционных основ гражданского общества;
2) конституционного строя РФ; 3
) регулированием правового статуса личности РФ.
Конституционно-правовые отношениятакже классифицируются:
по сроку действия - на постоянные (срок действия не является определенным) и временные;
по назначению в механизме правового регулирования - на материальные и процессуальные;
по целевому назначению — на правоустановительные и правоохранительные.
В зависимости от вида норм:
правоустановительные(содержащие права и обязанности);
правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).
Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения, входящие в предмет отрасли.
Основным способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями и возложение на другую сторону (стороны) отношений обязанности подчиняться велениям стороны, наделенной этими полномочиями. Такой метод называется методом властеотношений.
Другим способом правового регулирования отрасли конституционного права является установление конкретных правомочий и обязанностей участников общественных отношений, например, отношений, связанных с организацией и проведением выборов, деятельностью депутатов, реализацией компетенции государственными органами и др.
Особенностью метода конституционного права выступает закрепление в Конституции моральных принципов, категорий, общественных идеалов и т.п., которое придает регулированию политико-правовой характер.
Конституционное право использует также такие способы воздействия на участников общественных отношений, как:
» дозволение ("каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации");
» запрет ("никто не может быть принужден к выражению своих мнений");
» обязывание ("каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы");
» управомочивание ("Президент Российской Федерации представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях");
» установление ("наименования Российская Федерация и Россия равнозначны" или установление равенства сторон в отношениях);
» провозглашение или декларация ("Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека") и др.