Структура и порядок деятельности международной организации ГРЕКО по противодействию коррупции.
Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) была образована в 1997 г. семнадцатью европейскими государствами с целью мониторинга соблюдения государствами-членами Совета Европы стандартов Совета Европы по борьбе с коррупцией. В настоящее время в ГРЕ- КО входят 49 государств, причём не только ев- ропейских: так, например, США тоже являются членом ГРЕКО.
Отличительными чертами работы ГРЕ- КО являются процедуры экспертной оценки и механизм реализации решений, который обеспечивает выполнение рекомендаций, данных в оценочных докладах. Процедуры экспертной оценки ГРЕКО проводятся в следующей последовательности:
выбираются подлежащие оценке положения,
составляется вопросник и рассылается государствам-членам,
отбираются группы экспертов для проведения оценки,
наносятся визиты в соответствующие страны,
принимаются оценочные доклады (иногда после продолжительных обсуждений),
выпускаются рекомендации,
18 месяцев спустя проводится процедура про- верки реализации рекомендаций, и
публикуются отчётные доклады.
Работа ГРЕКО началась в 1999 г. и включает в себя следующие этапы оценки:
На первом этапе (2000-2002 гг.) провдилась оценка независимости, профессионализма национальных организаций, занимающихся предупреждением коррупции и борьбой с нею, и имеющихся в их распоряжении средств. Оценивались также степень и объём иммунитета государственных должностных лиц от ареста, уголовного преследования и т.д.
На втором этапе оценки (2003-2006 гг.) рассматривались выявление, арест и конфискация коррупционных доходов, предупреждение и выявление коррупции в государственном управлении и предупреждение использования юридических лиц (компаний, фирм и т.п.) в качестве прикрытия для коррупции.
На третьем этапе оценки, начавшемся в январе 2007 г., исследуются два различных круга вопросов: соблюдение Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и соблюдение некоторых положений Рекомендации Совета Европы об общих правилах борьбы с коррупцией при финансировании политических партий и избирательных кампаний (Rec(2003)4) и Руководящего принципа № 15 (GPC 15) при рассмотрении темы «прозрачность финансирования партий»
На четвёртом этапе оценки, начавшемся в январе 2012 г., рассматривается предупреждение коррупции в парламентах и судебном сообществе. Следует отметить, что ГРЕКО была очень близка к принятию решения о проведении мониторинга принимаемых государствами-членами мер по борьбе с коррупцией в частном секторе экономики, однако в конечном счёте было принято решение не рассматривать этот круг вопросов. Одной из главных причин принятия такогорешения было то, что Совет Европы просто ещё не в достаточной мере разработал те стандарты, которых следует придерживаться в сфере с коррупцией в частном секторе экономики. Точнее, из всех международно-правовых документов, принятых Советом Европы, лишь в двух затрагиваются вопросы коррупции в частном секторе экономики, а именно в следующих:
Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS 173), статьями 7 и 8 которой устанавливается обязательное требование для государств-участников Конвенции запретить активный и пассивный подкуп в частном секторе экономики, а статьёй 18 — обязательное требование установить ответственность юридических лиц за коррупционные уголовные преступления;
Двадцать руководящих принципов Совета Европы по борьбе против коррупции (Резо-люция (97)24), принципом № 5 которой за- креплено предупреждение использования юридических лиц в качестве прикрытия для коррупции.
В отсутствие более широких стандартов ГРЕ- КО сочла, что она пока не имеет возможно- сти заниматься мониторингом принимаемых государствами мер в сфере предупреждения и пресечения коррупции в частном секторе экономики. Однако не подлежит сомнению, что эта сфера скоро станет одним из важнейших направлений будущей работы Совета Европы и ГРЕКО.