Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля
В учебном процессе может применяться несколько форм контроля - текущий, промежуточный и рубежный.
Текущий контроль осуществляется преподавателем по результатам освоения конкретной темы дисциплины.
Промежуточный контроль заключается в проверке и оценке знаний студентов не всей совокупности материала дисциплины, а лишь по результатам конкретным блоков проблем. Промежуточный контроль необходим для корректировки хода освоения студентами теоретического и практического материала, для выстраивания внутренне согласованной полной системы знаний по дисциплины. Проведение промежуточного контроля содействует регулярной и последовательной работе студента над предметом, стимулируя его самостоятельность в освоении и запоминании материала дисциплины, что требует от него повседневного усилия для устранения пробелов.
Весь учебный материал разделен на относительно самостоятельные блоки, включающие в себя, как правило, несколько близких по содержанию тем курса. Каждый блок должен обладать некоторой целостностью, логической завершенностью учебной информации.
Рубежный контроль предполагает сдачу студентами зачета в устной форме или в письменной форме (тест).
Выбирая тот или иной ответ на вопрос теста, студент должен прежде всего внимательно прочитать условия вопроса теста, вдумываясь в его смысл. Затем следует выбрать, по мнению студента, правильный ответ. Если по мнению студента несколько ответом являются правильными, то он должен выбрать тот, который максимально охватываем ответ на поставленный вопрос.
Тест состоит из вопросов и предлагаемых кратких формулировок возможных ответов на вопросы, что не позволяет охарактеризовать всю полноту того или иного правового явления. В ходе тестирования студент не имеет возможности давать свои комментарии к ответам. Однако основная суть выносимых на тестирование вопросов отражается в предлагаемых вариантах ответов.
В зависимости от формы контроля (текущий, промежуточный, рубежный) преподаватель определяет точное количество вопросов теста и устанавливает время для решения теста, при этом текущий контроль может занимать от 10 до 15 минут, промежуточный от 30 до 40 минут, рубежный до 1,5 часов.
Вопросы и задания для индивидуальной и самостоятельной работы. Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к сдаче зачета
Зачет - это конечная форма изучения дисциплины, представляющая собой механизм выявления и оценки результатов учебного процесса. Цель зачета - завершить курс обучения конкретной дисциплины, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень полученных знаний. Тем самым зачет содействует решению главной задачи высшего образования - подготовке квалифицированных специалистов. Основные функции зачета - обучающая, оценивающая и воспитательная.
Обучающее значение зачета состоит в том, что студент в период зачетного периода вновь обращается к пройденному материалу, перечитывает конспекты лекций, учебник, нормативно-правовые акты и другие материалы. Он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые. Во-первых, при подготовке к зачету знания по дисциплине обобщаются и систематизируются, превращаясь в упорядоченную совокупность данных, что позволяет понять логику дисциплины в целом. Во-вторых, новые знания студент получает в процессе подготовке к зачету по вопросам, не освещенным на лекциях и практических занятиях (семинарах): новые нормативные правовые акты, постановления и определения конституционных судов, монографии, статьи, а также по тем темам, рекомендованным к самостоятельному изучению студентами.
Оценивающая функция зачета заключается в том, что он подводит итог знаний студента, полученных в процессе изучения дисциплины. В том числе, зачет является формой оценки результатов учебно-педагогической деятельность преподавателя дисциплины (самооценка).
Зачет принимается преподавателем объективно и доброжелательно, что играет определенную воспитательную роль - стимулирует трудолюбие, принципиальность, ответственность, развивает чувство справедливости и уважения.
При подготовке к зачету, прежде всего, следует запомнить основные понятия и категории дисциплины, что важно в общей системе знаний будущего юриста, формирует правовую культуру, профессиональное правосознание. Судебная этика как учебная дисциплина специализации имеет свою систему понятий, запоминание которой позволяет студенту расширять свои правовые знания и изъясняться юридическим языком.
На зачете преподаватель проверяет не только уровень запоминания и воспроизведения студентом учебного материала, но и понимание им тех или иных правовых категорий и реальных правовых проблем, способность, мыслить, аргументировать, отстаивать свою позицию, объяснять юридическим языком правовую проблему. Студент должен сочетать запоминание и понимание, воспроизведение информации и мыслительный процесс.
При подготовке к зачету студенту следует тезисно конспектировать ответ на каждый вопрос, выносимый на зачет, т.к. письменное закрепление информации включает дополнительные ресурсы памяти.
Подготовку к зачету не следует откладывать на последние дни и часы перед зачетом. Такая экстремальная подготовка к сдаче зачета не образует прочных знаний по дисциплине, не связывает ее понятия и категории с другими правовыми явлениями, не позволяет видеть все возможные разрешения практических правовых ситуаций. Приобретенная таким способом информация ненадежна и бессистемна и, как правило, не остается в багаже знаний студента.
Усвоение материала дисциплины на лекциях, семинарах, в результате самостоятельной подготовки и изучения отдельных тем, вопросов дисциплины позволит студенту подойти к зачету подготовленным и потребует лишь повторения ранее пройденного материала. Знания, накапливаемые постепенно и в различных ракурсах, с использованием противоположных мнений и взглядов на ту или иную правовую проблему, являются глубокими и качественными.
Для систематизации знаний по дисциплине первоначальное внимание студенту следует обратить на рабочую программу курса, которая включает в себя темы и основные проблемы дисциплины, в раках которых и формируются вопросы для зачета. Поэтому студент, заранее ознакомившись с программой курса, может лучше сориентироваться в последовательности освоения курса.
При подготовке к зачету особое внимание следует уделять конспектам лекций и материалам, полученным на практических занятиях (семинарах), а уже затем учебникам, учебным пособиям и иным материалам. Лекции детально, кратко, иллюстрировано, оперативно и четко дают основной понятийный аппарат, признаки и правовые характеристики правовых явлений. Для опубликования печатной продукции требуется значительный промежуток времени, поэтому некоторый учебный материал быстро «устаревает», особенно в нормативно-правовой части. Кроме того, печатная информация, как правило, ограничена в свободном доступе.
Студенту следует помнить, что идеальных учебников не бывает, т.к. они пишутся отдельными учеными или коллективами авторов, представляющих ту или иную школу в науке или направление исследования конкретного вопроса, поэтому в каждом из них есть сильные и слабые стороны. Для подготовке к зачету студенту следует использовать два и более учебника и (или) учебного пособия, а также юридические словари, справочники и хрестоматии.
Отвечая на конкретный вопрос на зачете, необходимо исходить из принципа многообразия мнений, суждений, позиций, что позволяет студенту по дискуссионным вопросам придерживаться любого из высказанных мнений по проблематике, но любая правовая позиция студента должны быть им достаточно аргументирована и обоснована.
На зачете преподаватель может задать студенту уточняющие и дополнительные вопросы. Уточняющие вопросы задаются в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента. Дополнительные вопросы задаются не в рамках зачетного билета, а по всему курсу и, как правило, связаны с плохим ответом студента.
На зачете преподаватель оценивает как знания материалов дисциплины, так и форму их изложения студентом.
Критериями оценки ответа студента на устном зачете для преподавателя выступают:
1. Правильность ответов на вопросы билета (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов, нормативно-правового материла и т.д.);
2. Полнота и лаконичность ответа;
3. Степень использования и понимания научных и нормативных источников;
4. Умение связывать теорию с практикой;
5. Логика и аргументированность изложения материала;
6. Грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;
7. Культура речи.
Критериями оценки ответа студента на письменном зачете (тестирование) являются правильные ответы на вопросы письменного теста.
5.2. Перечень вопросов к зачету по дисциплине «Судебная этика»
1. Что такое этика и мораль?
2. Когда возникла этика и в каких формах существовала в древнем мире.
3. Какие этапы развития этики можно выделить?
4. Как соотносятся нормы обычаев с моральными нормами?
5. В чем состоит специфика норм морали?
6. В каких отношениях существуют правовые и нравственные нормы?
7. Почему следует говорить об особом виде профессиональной этики – юридической?
8. Какова роль профессиональной этики в деятельности адвоката?
9. Какие этические принципы регламентирует Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».
10. В чем суть основных моральных проблем в деятельности адвоката?
11. Почему принцип независимости считается одним из основных в профессии адвоката?
12. Каковы требования принципа конфиденциальности?
13. В чем заключается принцип добросовестности и честности профессиональной этики адвоката?
14. В чем состоит предназначение милиции.
15. С какими моральными затратами связана профессия сотрудника милиции.
16. С какими моральными проблемами приходится сталкиваться сотрудникам милиции?
17. Какими этическими принципами должны руководствоваться сотрудники милиции в соответствии с законодательством? Каково их содержание?
18. Какие этические требования предъявляет к сотрудникам милиции Кодекс чести.
19. Каково содержания принципа законности в деятельности нотариуса.
20. В чем состоит принцип конфиденциальности нотариуса.
21. Что входит в принцип беспристрастности нотариуса.
22. В чем выражается честность и порядочность нотариуса и нотариата.
23. Почему законодательство и кодекс профессиональной этики требует от нотариуса соблюдения в своей деятельности принципа независимости.
24. Какие этические требования предъявляет Кодекс чести таможенника к сотрудникам таможенных органов.
25. Что представляет собой этический принцип законности в деятельности таможенных органов и их сотрудников.
26.Презумпция невиновности и обязанность доказывания в нравственном аспекте.
27. Нравственное значение оценки доказательства по внутреннему убеждению.
28. Общие нравственные требования к деятельности следователя.
29. Этика производства следственных действий.
30. Нравственные требования к деятельности судебной власти.
31. Роль судьи, председательствующего по делу, в обеспечении нравственного характера разбирательства дела.
32. Нравственное содержание приговора и других решений суда.
33. Этика обвинительной речи прокурора.
34. Этика речи защитника.
35. Понятие и содержание культуры процессуальной деятельности.
36. Культура производства по уголовному делу.
37. Культура процессуальных документов.
38. Судебный этикет.
39. Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора.
40. Кодекс чести судьи Российской Федерации и правила поведения юристов в профессиональной деятельности.
41. Какие этические кодексы регулируют деятельность фирмы.
42. С какими этическими проблемами может столкнуться юрист в организации. Какими особенностями характеризуется этические проблемы.
43. Каково содержание трех этических доктрин отношения работников к труду и управления персоналом.
44. Какие правила хорошего тона необходимо соблюдать юристу в своей деятельности.
Словарь терминов
АНТИМОНИЯ - противоречие между суждениями, каждое из которых логически доказуемо.
АВТОНОМНАЯ ЭТИКА - тип этической теории, которая обосновывает мораль исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл, противостоит гетерономной этике, объясняющей нравственность из внешнего к ней начала. Примерами гетерономной этики могут служить гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, согласно которым нравственность имеет производный характер и выводится соответственно из понятий наслаждения, счастья, пользы.
АВТОРИТАРИЗМ - одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием ее требований является указание на авторитарное лицо, от которого эти требования исходят. Наиболее характерен А. для религиозных учений нравственности, в которых высшим критерием и основанием морали объявляется воля Бога.
АСКЕТИЗМ - моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижений каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения. В немистифицированном виде аскетические, т.е. физические и психогигиенические, нормы направлены на удержание человека от постыдных слабостей (гурманства, ленности, сладострастия), укрепление воли, сохранение духовной трезвости и обретение ясности сознания. Однако их формальное исполнение, не подчиненное обязанностям человека по отношению к другим людям, не имеет нравственного смысла.
ВОЛЮНТАРИЗМ - субъективный принцип нравственной деятельности; характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произволом. В. выражает точку зрения крайнего индивидуализма и нигилизма и в конечном итоге ведет к аморализму. Следуя этому принципу, человек должен совершать свой моральный выбор независимо от каких-либо общественных норм и установлений, произвольно определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным усмотрением. В. - крайнее выражение этического релятивизма, в основе которого лежит извращенное понимание нравственной свободы человека, самодеятельности и творчества в морали.
ГЕДОНИЗМ - широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели - к получению наслаждения и избеганию страдания. Эта цель рассматривается как основное движущее начало в человеке, заложенное в него природой и в конечном счете определяющее все его действия. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. противоположен аскетизму.
ГУМАНИЗМ - принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ - методологический принцип истолкований природы нравственности, характерный для ряда западных теорий морали. Хотя элементы И. можно найти в самых различных этических теориях прошлого, наиболее полное развитие он получает в середине XIX в. (Шопенгауэр) и особенно в XX в., когда его идеи были положены в основу таких направлений этики, как экзистенциализм и неопротестантизм. Главное в этическом иррационализме - это отрицание каких бы то ни было общих законов нравственности, преувеличение значения особенного, неповторимого в каждой моральной проблеме. Следствием этого является вывод что разум и наука, способные устанавливать лишь общее в многообразном, совершенно не применимы к области морали и поэтому сфера морали непознаваема.
КОНФОРМИЗМ - социальная ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений (или полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления на него, т.е. навязываются ему явно (принуждением) либо неявно (внушением, через традицию или другим путем).
НАТУРАЛИЗМ - методологический принцип обоснования нравственности, применяемый во многих старых и некоторых современных этических теориях. Сущность его состоит в стремлении, во-первых, объяснить нравственность не из общественных условий человеческого бытия, а из вечной и неизменной природы человека, во-вторых, строить этические теории, опираясь на данные и методы естественных наук. Позитивным моментом натурализма является то, что он был направлен против представлений о сверхъестественном источнике нравственности, а в определенных условиях - против общественных отношений, препятствовавших выражению «естественной» природы человека.
НИГИЛИЗМ - принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов (в этом отношении он близок к моральному релятивизму и в своем крайнем выражении переходит в цинизм и аморализм), непризнание любых общественных авторитетов.
ПРАГМАТИЗМ - направление в философии морали, распространенное в США с начала XX в. вплоть до 60-х гг. Основу этического учения П. заложил У. Джемс, сформулировавший два исходных принципа: 1) добро есть то, что отвечает какой-либо потребности; 2) каждая моральная ситуация неповторима и поэтому всякий раз требует совершенно нового решения.
РАЦИОНАЛИЗМ - методологический принцип, лежащий в основе многих теорий морали. Как и в философии, Р. в этике выражается в попытках создать всеобъемлющую дедуктивную систему нравственности, построенную в порядке общности входящих в нее понятий и представлений, найти универсальный моральный принцип, из которого можно было бы логически вывести все конкретные требования нравственности применительно к различным ситуациям.
СКЕПТИЦИЗМ - 1) моральный - воззрение на человека и общество, так или иначе принижающее их моральные возможности, отрицающее их нравственную дееспособность; 2) этический - воззрение на природу моральных представлений, отрицающее их объективную значимость и познавательный характер.
ФАРИСЕЙСТВО - отрицательное моральное качество, характеризующее личность с точки зрения способа выполнения ею нравственных требований; одно из конкретных выражений формализма в морали - разновидность лицемерия и ханжества. Состоит в неукоснительном, но чисто внешнем, формальном или показном исполнении нравственных правил, поскольку они получили официальную санкцию или закрепились в традиции.
ФАТАЛИЗМ - применительно к морали, Ф. имеет различный смысл. Чаще всего он связан с проповедью смирения, непротивления судьбе, обрекает людей на пассивность и покорность, на отказ от борьбы за переустройство общества. Фаталистическим является, например, религиозное учение о происхождении зла на земле, о возможности его преодоления лишь посредством искупления во Христе и конечного спасения. Иногда, напротив, Ф. выражается в том, что отдельным людям, верящим в предопределение, приписывается роль посланцев судьбы, проводников божественной роли, которые поэтому готовы приложить все силы ради исполнения предначертанного.
ФЕТИШИЗМ - в морали это совокупность ложных представлений и стереотипов, выражающихся в придании общественным явлениям такого нравственного значения, которое соответствует их социально-исторической роли. Ф. связан с догматизмом в морали и абсолютизмом в этике. В этической теории элементы фетишизма обнаруживаются в приписывании моральным ценностям естественного происхождения (натурализм), или в их выведении из некоего абсолютного начала, или в придании моральным понятиям самоочевидного характера.
ФОРМАЛИЗМ - 1. Моральная характеристика способа выполнения нравственных требований, выражающихся: а) в чисто внешнем следовании нормам, вызванном либо равнодушием по отношению к объекту или субъекту нормы, либо желанием скрыть подлинные (напр., своекорыстные) мотивы; б) в таком выполнении долга, когда человек не задумывается над социальным значением и действительным смыслом своих поступков или не способен их мотивировать. 2. Этический Ф. - методологический принцип, лежащий в основе многих западных этических теорий, в которых формальные моменты исследования так или иначе превалируют над анализом содержания моральных проблем. Из теорий прошлого наиболее характерно в этом отношении кантианство.
ЭВДЕМОНИЗМ - часто применявшийся в истории этики способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Эвдемонизм во многом подобен гедонизму, часто ему сопутствовал и выступал иногда как его разновидность (в учении Эпикура, в этических теориях эпохи Возрождения). Но в отличие от гедонизма основополагающей категорией этики и исходным принципом нравственности Э. считает понятие счастья, достижение которого объявляет высшим критерием всякой добродетели и основой моральных поступков. Как и гедонизм, Э. при его последовательном проведении в качестве методологического принципа этической теории представляет собой разновидность рационализма и обычно связан с индивидуалистическим толкованием нравственности.
ЭГОИЗМ - жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма.