Юридический вестник. 1913. Кн. 2. С. 192-193
ББК 67.99(2)8 Т 12
Составитель и ответственный редактор доктор юридических наук, профессор Н.И. Загородников
Рецензенты:
Кандидат юридических наук Л О. Иванов, доктор юридических наук, профессор Ф.М. Решетников
Таганцев Н.С.
Т 12 Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. В 2 т. Т. 1. - М.: Наука, 1994. - 380 с. ISBN 5-02-012940-2
Лекции известного русского ученого (1843-1923) получили в свое время широкое признание и с полным правом могут рассматриваться как выдающееся достижение русской юридической науки. В первом томе лекций излагается предмет науки уголовного права, ее история, учение об уголовном законе, преступлении и его составе, подвергнуты глубокому теоретическому анализу основные школы науки уголовного права России, Германии, Франции и других стран.
Для юристов - научных работников, преподавателей вузов, аспирантов, студентов.
Научное изданиеТаганцев Николай Степанович
РУССКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Лекции
Часть общая
1 том
Утверждено к печати ученым советом Института государства и права РАН
Зав. редакцией "Наука,- философия, социология, психология, право" Е.А. Жукова
Редактор издательства Л.В. Ильина
Художник Ф.Я. Богданов. Художественный редактор Н.Н. Михайлова Технический редактор О.Б. Черняк Корректор Н.П. Круглова
Набор выполнен в издательстве на компьютерной технике
ИБ № 46557 ЛР№ 020297 от 27.11.91
Подписано к печати 14.09.94. Формат 60 х 90 1/16. Гарнитура Тайме. Печать офсетная Усл.печ.л. 26,0 + 0,1 вкл. Усл.кр.-отт. 26,1. Уч.изд.л. 30,4. Тираж 6030 экз. Тип. зак.тог Издательство "Наука", 117864 ГСП-7, Москва В-485, Профсоюзная ул., 90 Московская типография № 2 РАН, 121099, Москва Г-99, Шубинский пер., 6
ISBN 5-02-012940-2 © Н.И. Загородников, составление,
Вступительный очерк, 1994 © Российская академия наук, 1994
НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ
ТАГАНЦЕВ
Вступительный очерк
В марте 1913 г. в торжественной обстановке отмечался 50-летний юбилей научной деятельности Николая Степановича Таганцева, профессора императорского училища правоведения и С.-Петербургского университета, сенатора и члена Государственного совета. "Юридический вестник" — журнал Московского юридического общества посвятил этому событию статью. Автор проф. М.Н. Гернет отметил существенное обстоятельство: "Нам кажется, что в празднестве была одна особенность: вспоминая, что юбиляр делал, чему он служил, за что он боролся, каждая из приветствовавших его депутаций являлась вместе с тем перед маститым ученым и общественным деятелем живым напоминанием, что прошедшие полвека не привели к торжеству его идеалов... А между тем эти идеалы не были оторваны от жизни; они тем более не были несбыточной мечтой..."1
Автор статьи имел в виду научные и общественные взгляды юбиляра. В многочисленных выступлениях и публикациях, в страстных речах, произнесенных на заседаниях разнообразных и авторитетных комитетов и комиссий, звучали призывы Н.С. Таганцева к отказу от смертной казни, но Государственный совет отверг одобренный Думой законопроект об отмене смертной казни. В течение более чем 20 лет Таганцев проделал титанический труд при "начертании" проекта нового Уголовного уложения, высочайше утвержденного, но так и не введенного в действие; он предлагал меры для улучшения юридического образования и повышения нравственного облика судей и культуры правосудия, а в судах процветали взяточничество и махровый бюрократизм; юбиляр призывал к гуманности и милосердию, особенно при решении участи малолетних преступников, а практика пенитенциарного дела в России оставляла желать много лучшего.
Гуманизм, либеральные взгляды, подлинное человеколюбие Н.С. Таганцева разделялись далеко не всеми в царской России. Только благодаря таланту ученого и педагога он смог воплотить свои идеалы в университетских лекциях и других научных трудах и таким образом сделать их достоянием многих поколений юристов - не только дореволюционной России, но и наших современников.
Таганцев Н.С. родился в Пензе 3 марта (19 февраля) 1843 г. Семья Таганцевых своими корнями связана с Москвой. "Мой дед по отцу выехал из Москвы, где жительствовал в многоизвестной местности на Таганке, -вспоминал Н.С. Таганцев. - Думаю, что наименование сего урочища есть
Юридический вестник. 1913. Кн. 2. С. 192-193.
III
Основа нашей фамилии: Таганцевы с Таганки". Его отец, мещанского звания, хотя и не получил систематического образования, проявлял большой интерес к периодической публицистике, новостям экономики и науки и очень хотел, чтобы его дети стали образованными людьми. У него были дочь и два сына. По законам того времени сыновей ждала "страшная двадцатипятилетняя рекрутчина". Старший сын родился болезненным ребенком, отставал в развитии и был "калекой". Чтобы избавить от рекрутчины младшего сына, мобилизовав все свои возможности, отец "приписался" в купцы третьей гильдии и отвез его учиться в Петербургский университет.
Среди учителей в Пензе в то время были известные в Поволжье педагоги - отец В.И. Ленина И.Н. Ульянов - учитель математики и физики в дворянском институте и В.И. Захаров - учитель литературы Пензенской гимназии и дворянского института. Н.С. Таганцев учился в Пензенской гимназии у В.И. Захарова, а также посещал его кружок, где бывал и И.Н. Ульянов. Здесь Н.С. Таганцев с ним и познакомился, посещал дом Ульянова и был знаком с его семьей. В.И. Захаров был близок к народникам, ему Н.С. Таганцев впоследствии посвятил издание своего первого многотомного курса русского уголовного права. Завершил гимназический курс Таганцев с отличными успехами и был награжден серебряной медалью, однако в свидетельстве, выданном ему по окончании гимназии, указывалось, "что ему, как происходящему из купеческого звания, не предоставляется там никаких прав для вступления на гражданскую службу"2.
Юридическое образование Н.С. Таганцев получил в С.-Петербургском университете. По окончании обучения на юридическом факультете в 1862 г. он был рекомендован для оставления на кафедре уголовного права. В следующем году Министерством народного просвещения для продолжения занятий и подготовки к научной деятельности Таганцев был направлен за границу.
Quot;Когда я приехал в Германию для продолжения научных занятий под руководством немецких ученых, - вспоминал Н.С. Таганцев, - распределение корифеев этого направления представлялось в таком виде. В Тюбингене незадолго перед тем скончался талантливый представитель абстрактного метода Кэстлин, и его место занял его ученик и друг Геслер; в Берлине увлекал стройностью и логичностью построений молодой гегельянец- Бернер, а рядом с ним излагал в том же направлении основы уголовного права маститый представитель той же школы Гефтер; в Кенигсберге читал уголовное право гегельянец Абегг, в Бонне был Гелып-нер, в Иене - Марецоль, в Лейпциге - Фехтер.
Только в жизнерадостном Гейдельберге, где природа соперничает в красоте с творчеством человека, привлекал массу слушателей глашатай иного направления, маститый уж в то время Миттермайер, пользовавшийся громадной известностью за пределами Германии, но едва признаваемый своими немецкими коллегами... Под руководством Миттер-