Тема № 19. Казахстан в 1964-1991 годы

Цель и задачи:

- Раскрыть тенденции социально- экономического развития Казахстана в 1964-1991- е годы, показать причины нарастания застойных и кризисных явлений в экономике и в других сферах жизнедеятельности казахстанского общества.

План:

19.1.Реалии экономического развития: стагнация, нарастание кризисных явлений

19.2.Основные тенденции социально-культурного развития.

19.3.Политика перестройки, ее воплощение в Казахстане (1985-1991 гг.). Декабрьские события 1986.

Ключевые понятия: Стагнация, централизация, плановость, коммунистическая идеология, перестройка, Декабрьские события 1986 года.

Литература:

1.История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.1,

Алматы,2011

2.Кабульдинов З.Е. История Астаны. Уч. пос. Астана, 2007.

3. Новейшая история Казахстана (1939-2005 г.г.): хрестоматия. Алматы, 2006.

4. Алексеенко А.Н., Алексеенко Н.В. Этносы Казахстана. Астана, 2001.

1. 1964 год можно назвать началом долгого пути к закату тоталитаризма. Попытки реформирования управления промышленностью и хозяйством еще не прекратились. Однако все они упирались в жесткую систему централизованного ценообразования и плановость развития. К тому же часто перевод предприятий на хозрасчет показывал, что самостоятельность приводит одних практически к разорению, других – к рывку в развитии. При установке на всеобщее равенство, уравниловку в оплате труда эксперименты были обречены на провал.В промышленности Казахстана продолжала доминировать сырьевая направленность.

Для облегчения управления промышленностью, с целью несколько удешевить продукцию, в Казахстане были созданы территориально-производственные комплексы: Мангышлакский, Каратау-Джамбульский, Павлодар-Экибастузский. Но все это не снижало повышенной металлоемкости продукции, ограниченного ассортимента.

Принципы жесткой централизации управления, огромные потребности военно-промышленного комплекса СССР сделали неизбежным передачу многих стратегически важных предприятий Казахстана в союзное подчинение.

Если коснуться аграрного сектора экономики, то основная тенденция – снижение объемов валовой продукции с 15% в 1971-1975 годах до 0,1% в 1985 году. Уравниловка в оплате, экстенсивные способы производства, отсутствие заинтересованности в конечном результате своего труда у сельских тружеников привели к крайне низкой производительности труда.

По сути, речь шла о неспособности СССР самостоятельно прокормить собственное население. В итоге Советский Союз становится одним из крупнейших импортеров продуктов питания и фуража.

Уже в начале 80-х годов было ясно, что система, созданная в 20-30-е годы исчерпала свои экономические возможности.

2. Социальное и культурное развитие было тесно связано с экономическими реалиями, последствиями потребительского отношения союзного руководства к нуждам населения и среды его обитания.

На Семипалатинском ядерном полигоне с 1964 года было произведено 354 подземных взрыва, на полигоне Азгир в Западном Казахстане – 17 взрывов.

Неблагоприятные экономические тенденции привели к инфляции, хотя открыто в Советском Союзе никто не признавал ее наличия. Инфляция выступала в скрытой форме, в виде неудовлетворенного спроса на товары первой необходимости и продукты, а значит в дефиците, спекуляции, доставании. При этом соблюдалась ранжированность в потреблении. Партийно-советская элита имела доступ в закрытые магазины, столы заказов, ателье, где по доступным ценам получала самые высококачественные товары и услуги. В то же время основная масса населения либо не имела необходимого, либо вынуждена была переплачивать за элементарные товары.В общественной жизни кризис вылился в господство партийной идеологии, невозможность свободно высказывать собственное мнение, если оно не совпадало с общепринятым, не вписывалось в рамки социалистической идеологии.

В 1980 году в Карагандинском государственном университете была раскрыта студенческая организация, объединившая в своих рядах отличников учебы, самых одаренных представителей исторического и юридического факультетов.

Таким образом, можно констатировать, что в рассматриваемый период позиции тоталитарного режима были еще сильны, но за десятки лет сам режим несколько смягчился, итогом репрессий становилось не тюремное заключение или принудительные работы, а лишение возможности заниматься любимым делом, активно участвовать в общественной, политической жизни.

Развитию культуры в целом в рассматриваемый период характерны противоречивые тенденции. С одной стороны, это переход в 1977 году на всеобщее десятилетнее, то есть среднее образование, что способствовало повышению общеобразовательного уровня населения. С другой стороны нельзя отрицать постепенную русификацию учреждений образования, особенно в Центральном, Северном, Северо-восточном Казахстане.

Наука Казахстана также не стояла на месте. Развивались научные школы, велись активные исследования, особенно в областях гуманитарных, точных наук.

Нельзя не сказать о том, что примат коммунистической идеологии, насаждение идеи объединения всех народов СССР в единый народ, говорящий на одном языке, изгнание из общественного оборота оппозиционных идей не могли не привести общество к осознанию необходимости перемен в политическом, общественном, экономическом устройстве.

3. В середине 80-х годов приход к власти нового генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева, его новаторские идеи были позитивно восприняты обществом. «Перестройка» Горбачева касалась экономики и социальных проблем, но нетронутой осталась коммунистическая идеология.

Но главным в перестройке было все-таки декларирование свободы слова, демократизации всех сторон общественной жизни. Началась работа общественных объединений, поставивших своей целью вернуть истории имена незаслуженно репрессированных, забытых деятелей государства, науки, культуры, восстановить белые пятна истории.

Однако все эти заявления носили декларативный характер и касались в основном центра советской империи, что было доказано трагическими событиями декабря 1986 года.

По итогам декабрьских событий было задержано более 8,5 тысяч человек, 1722 получили телесные повреждения, 99 были привлечены к уголовной ответственности, 83 получили сроки от 1,5 до 15 лет заключения, 309 – отчислены из вузов, 758 – из комсомольской организации, были сняты с работы 12 ректоров вузов.

Летом 1987 года вышло постановление ЦК КПСС «О работе Казахской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся».

Но значение декабрьских событий в том, что они сделали необратимыми демократические изменения в обществе. Несмотря на мощное давление центра, казахстанское общество встало на путь изменений.

В 1987 году появились экологические движения «Общественный комитет по проблемам Балхаша и Арала», в Алматы, Джамбуле, Талды-Коргане, Усть-Каменогорске и других.

К 1990 году были созданы все предпосылки к созданию суверенного независимого государства.

Тесты к теме № 19

1. Руководитель совхоза «Илийский» Алматинской области, внедрявший новые формы управления сельским хозяйством?

а) И.Худенко

б) Р. Семенов

в) К. Христенко

2. Сырьевая направленность промышленности Казахстана означала?

а) развитие обрабатывающих отраслей

б) развитие добывающих отраслей

в) развитие мелкой промышленности

3. Попытки внедрения хозрасчета были предприняты в ходе реформы?

а) 1965 г.

б)1966г.

в) 1967г.

4. Совхозы и колхозы были переведены на хозрасчет в ?

а) 1965г.

б) 1967г.

в) 1966г.

5. Когда молодежь Целинограда выступила против создания немецкой автономии на территории Казахстана?

а) август 1977г.

б) июль 1976г.

в) июнь 1979г.

6. Когда начался курс на перестройку?

а) 1987г.

б) 1985г.

в) 1986г.

7. Какой характер носили события 17-18 декабря 1986 года в Алматы?

а) экономический

б) политический

в) социальный

8) Как называлась система государственных мероприятий, проводимых в СССР в 1985-1991 годах?

а) интеграция

б) демократизация

в) перестройка

9. Автор книги «АЗиЯ»?

а) Олжас Сулейменов

б) Мухтар Ауезов

в) Сакен Сейфуллин

10. Экологическое движение «Невада – Семипалатинск» было создано по инициативе?

а) М.Шаханова

б) О.Сулейменова

в) Д.А. Кунаева

Наши рекомендации