Государственная политика содействия занятости населения в России

Занятость населения представляет собой совокупность отношений по по­воду участия населения в трудовой деятельности. Она отражает меру его включения в труд, степень общественных потребнос­тей в работниках, а также личных потребностей и интересов в оплачиваемых экономически целесообразных местах.

Безработица- это социально экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.

Согласно ч.1 ст.3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Формы безра­ботицы:

Фрикционная безработица связана с определенными затратами времени на поиск нового места работы. На рынке труда всегда имеется некоторый уровень безработицы, связанный с перемещением людей из одной местности в другую, с одного предприятия на дру­гое. Для того чтобы работники нашли для себя устраивающие их рабочие места, а наниматели - рабочую силу определенной квали­фикации, требуется время. Данное время поиска работы образует основу фрикционной безработицы.

Структурная безработица связана с технологическими измене­ниями и сдвигами в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу. Структурная безработица обусловлена воз­никновением профессионально-квалификационного несоответствия между структурой свободных рабочих мест и структурой работни­ков.

Сезонная безработица обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей: сельское хозяйство, строительство, промыслы, в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на труд. Сезонные колебания спроса на труд, как правило, определяются особенностями ритма производ­ственного процесса.

Циклическая безработица представляет собой отклонение фак­тического уровня безработицы от естественного. Ее основой явля­ются циклические колебания объемов выпуска продукции и заня­тости, связанные с экономическим спадом и недостатком спроса.

Региональная безработица является результатом несоответствия между спросом и предложением рабочей силы в данном регионе.

Безработица может быть открытой и скрытой, долгосрочной и краткосрочной. К долгосрочной безработице относятся циклическая и структурная, а к краткосрочной - сезонная и фрикционная.

Согласно ст.5 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», задачами государственной политики занятости населения Российской Федерации являются:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Важнейшими направлениями государственной политики в сфере занятости населения являются: управление перераспределением рабочей силы; создание новых и поддержка перспективных рабочих мест; управление программами содействия занятости; подготовка и переподготовка кадров; управление первичным распределением рабочей силы; управление социальной защитой безработных.

Все мероприятия в области политики занятости группи­руются по двум направлениям: пассивная политика занято­сти и активная политика занятости.

Пассивная политика занятости в основном сводится к ме­рам временного сдерживания безработицы и включает следующие мероприятия: субсидирование занятости (субсидии в сферу регулиро­вания занятости в частном секторе, поддержка безработных, открывающих собственное дело, субвенции на создание до­полнительных рабочих мест в районах, где сложилась чрез­вычайная ситуация на рынке труда, льготное кредитование); оформление досрочного выхода на пенсию при условии на­личия обязательного уровня трудового стажа, дающего право на получение пенсии в полном размере, но не ранее, чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию; социальная защита (выплата пособий по безработице, размер которых дифференцирован по категориям граждан, времени нахождения в статусе безработного и установленного минимума заработной платы).

Активная политика занятости включает в основном следующие мероприятия: содействие в трудоустройстве; профессиональное обучение и консультирование; гибкие формы занятости; квотирование рабочих мест; организацию общественных работ; содействие временной занятости.

Политика занятости имеет многоуровневый характер: общегосударственная политика занятости, политика занятости в субъектах федерации, региональная политика занятости, политика занятости на отдельных территориях и населенных пунктах, осуществляемая местными органами власти.

В России Ми­нистерство здравоохранения и социального развития с помощью Федеральной службы по труду и занятости, находящейся в его структуре, проводит государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты населения, координирует по этим вопросам деятельность других органов испол­нительной власти Федерации и ее субъектов.

24. Промышленная политика в регионе: сущность, цели и методы осуществления

Промышленная политика - осуществляемая органами государственной власти субъекта Российской Федерации система правовых, социально-экономических, организационных, информационных, научно-технических и иных мер, направленных на повышение эффективности функционирования промышленности, расположенной на территории субъекта Российской Федерации, и учитывающих интересы субъекта Российской Федерации и субъектов промышленной деятельности, а также промышленную политику федеральных органов государственной власти.

Основными целями промышленной политики субъекта Российской Федерации являются:

а) сохранение и развитие научно-технического и промышленного потенциала субъекта Российской Федерации;

б) оптимизация состава и структуры промышленности;

в) стимулирование создания и развития производства высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции;

г) стимулирование внедрения инноваций, наукоемких, импортозамещающих, ресурсосберегающих технологий, технологий обеспечивающих охрану и защиту окружающей среды;

д) защита интересов субъектов промышленной деятельности и расширение их связей на международном, федеральном и региональном рынках товаров, развитие потребительского рынка товаров народного потребления и производственно - технического назначения;

е) создание благоприятного инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации;

ж) обеспечение занятости и роста благосостояния населения субъекта Российской Федерации;

з) увеличение доходов бюджетов всех уровней.

Основными мероприятиями по реализации промышленной политики в субъекте Российской Федерации являются:

а) разработка Концепции промышленной политики в субъекте Российской Федерации;

б) разработка и реализация программ развития промышленности;

в) информационно-аналитическое, профессионально-образовательное и природоохранное обеспечение промышленной политики;

г) прямые и косвенные меры государственной поддержки субъектов промышленной деятельности.

Наши рекомендации