Договоры, регулирующие сотрудничество по защите прав отдельных категорий индивидов
И, в-четвертых, договоры, касающиеся защиты прав отдельных категорий индивидов – конвенции, касающиеся защиты прав женщин, детей, а в сфере коллективных прав – конвенции, защищающие национальные меньшинства.
Действующие международно-правовые нормы, касающиеся прав женщин, охватывают в системном виде защиту их прав в политической и экономической сферах, сфере образования, семейных отношениях. Международная защита прав женщин представлена такими документами, принятыми Генеральной Ассамблеей ООН, как: Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 года; Конвенция о политических правах женщин 1952 года; Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 года; Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 года; Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 года; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года; Декларация об искоренении насилия в отношении женщин 1993 года; Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1999 года.
Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков, отмечая противоречие некоторых обычаев, устаревших законов и практики, относящихся к браку и семье принципам, изложенным в Уставе Организации Объединенных Наций и во Всеобщей декларации прав человека, утверждает, что все государства, должны принять все надлежащие меры к их отмене путем обеспечения, в частности, полной свободы выбора супруга, полного упразднения браков детей и заключаемых до достижения девушками половой зрелости предварительных договоров о выдаче их замуж, установления, когда это необходимо, надлежащих наказаний и введения реестра актов гражданского состояния или иного реестра, в котором регистрировались бы все браки.
Дополняют перечень конвенции Международной организации труда: Конвенция об охране материнства 1952 года; Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями 1981 года. Последняя распространяется на трудящихся мужчин и женщин, имеющих семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей, а также на имеющих обязанности в отношении ближайших родственников-членов их семей, когда такие обязанности ограничивают их возможности подготовки, доступа, участия или продвижения в экономической деятельности.
Основы международной правовой защиты детей, заложены в Декларации прав ребенка 1959 года. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые в ней предусмотрены, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии с принципами, сформулированными в Декларации.
Эти основы развиты в Конвенции о правах ребенка 1990 года — международном правовом документе, определяющем права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Ряд существующих конвенций, затрагивает интересы ребенка в отдельных сферах общественных отношений.
Международно-правовые нормы, регулирующие правовое положение национальных меньшинств, опираются на базовые нормы и принципы, закрепленные в Уставе ООН, в Пактах о правах человека 1966 года. На первый план в деле защиты национальных меньшинств выдвигаются принципы равенства и недискриминации. Документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Хельсинского Заключительного акта 1975 года, материалы Итогового документа Венской встречи 1989 года, Парижской хартии для новой Европы 1990 года, Копенгагенского Совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года определяют общие условия решения вопросов, относящихся к национальным меньшинствам и наиболее важные права лиц, принадлежащих к данным меньшинствам.
В современный период принципиальное значение в развитии положений, касающихся национальных меньшинств, имеют Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году. Декларация требует от государств охранять на их соответствующих территориях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств, поощрять создание условий для развития этой самобытности, принимать надлежащие законодательные и другие меры для достижения этих целей.
В 1994 году государства-участники СНГ приняли Конвенцию об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.
Международно-правовые акты в области сотрудничества государств по регулированию положения национальных меньшинств касаются и их специфической категории – коренных малочисленных народов. «Лица, принадлежащие к коренным народам, и коренные народы свободны и равны со всеми другими народами и отдельными лицами из их числа и имеют право быть свободными от какой бы то ни было дискриминации при осуществлении своих прав, в особенности дискриминации на основе их коренного происхождения или самобытности» - утверждает Декларация ООН о правах коренных народов, принятая 13 сентября 2007 года.
Основы обеспечения коллективных прав народов заложены в тех международно-правовых документах, в которых закреплены индивидуальные права и свободы граждан – Уставе ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Африканской Хартии прав человека и народов 1981 года и других. И взаимосвязь эта не чисто формальная. Ведь по своему существу именно коллективные права народов укрепляют права и свободы отдельной личности. А свободная личность, обладающая всей полнотой прав, придает коллективным правам народов качественную определенность.
Неотъемлемыми коллективными правами народов являются право на существование, право на самоопределение, право на развитие, право на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, право на равноправие с другими народами.
Право на существование подчеркивает недопустимость создания условий, способных привести к исчезновению того или иного народа. Это коллективное право аналогично индивидуальному естественному праву человека на жизнь. Из него вытекает недопустимость геноцида в отношении любого народа. А само право на существование означает поддержку государством генофонда народа, т.е. создание благоприятных условий для обеспечения достойной жизни народу, защиту его прав и интересов.
Не углубляясь в характеристику всех отмеченных коллективных прав народов, несколько слов следует сказать о содержании права народов на самоопределение. В практике международных отношений, развитии социальных общностей зачастую все остальные коллективные права связываются в первую очередь с самоопределением. При этом предполагается априори, что только после самоопределения и на основе его возможно достижение других коллективных прав. Подобное утверждение носит спорный научно-теоретический характер, но в социальной практике оно иногда превращается в идейный лозунг центробежных сепаратистских сил в многонациональном государстве.
В данном случае под самоопределением понимается право всех народов свободно устанавливать свой политический статус, свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие. Понятие самоопределения, его конкретное содержание зафиксировано и развито в рассматриваемых выше международных актах. Но следует сказать, что осуществление права народов на самоуправление тесно связывается с достижением всеобщего уважения и соблюдения прав и свобод человека для всех.
Данная взаимосвязь, провозглашенная Уставом ООН, четко прослеживается в материалах Всемирной конференции по правам человека, проходившей в Вене 1993 года. В Венской декларации и программе действий, принятой на данной конференции подчеркивается, что все народы имеют право на самоуправление и в силу отмеченного права они свободно определяют свой политический статус и беспрепятственно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие. При этом, учитывая особое положение народов, находящихся под колониальным или другими формами чужеземного господства или иностранной оккупации, признается право народов предпринимать любые законные действия в этом направлении в соответствии с Уставом ООН. Одновременно в данном документе отмечено, что право народов на самоопределение не означает разрешения или же поощрения любых действий, нарушающих или подрывающих, полностью или частично, территориальную целостность или политическое единство суверенных и независимых государств, соблюдающих принцип равноправия и самоопределения народов и в силу этого имеющих правительства, представляющие интересы всего народа на их территории без каких-либо различий.
Принцип самоопределения имеет универсальную ценность. Но с позиции международного права он может оправдать требование безоговорочной независимости только в колониальном контексте или в случае незаконной оккупации. Легитимность одностороннего провозглашения независимости может опираться на основательные этические аргументы, но которые могут не признаваться международным правом. В нормативной теории о сецессии (отделении) различают два вида аргументов. [20] Согласно одного из них право на самоопределение является неоспоримым для любой нации. Но даже сторонники этой точки зрения не считают независимость единственно приемлемым выражением этого права. Одна из альтернатив – федеративный статус в многонациональной федерации, основанный на разделении власти между различными нациями в едином государстве. Согласно другой точки зрения, значение имеет опыт нации в конкретных исторических условиях, а не универсальная ценность права национального самоопределения. Несомненно, если нация подвергается угнетению, она будет искать альтернативу. Как в первом, так и в другом случае, прежде чем вступит в силу право на отделение, должны быть опробованы все его разумные альтернативы.
Таким образом, можно отметить, что усилиями ООН концептуально разработаны международно-правовые механизмы регулирования и обеспечения коллективных прав народов. Примером дальнейшей работы по углублению, детализации и координации усилий мирового сообщества в этом направлении может служить принятие в декабре 1986 года резолюции Генеральной Ассамблеей ООН «Установление международных стандартов в области прав человека» (№ 41/120). В данном акте отмечалось, что новые документы должны согласовываться с существующим сводом международно-правовых норм, носить фундаментальный характер, пользоваться широкой международной поддержкой и предусматривать, где это уместно, реалистические и эффективные механизмы осуществления.
За годы, прошедшие создания системы ООН, в ее рамках было разработано и принято большое количество международных договоров и других актов, представляющих собой в настоящее время прочную нормативную базу регулирования вопросов прав человека на межгосударственном уровне. Однако для нормотворческой деятельности ООН в этой области характерным является также наличие ряда недостатков, затрудняющих процесс регламентации правового положения индивидов и тормозящих решение других важных проблем.
В настоящее время в ООН все большее распространение получает идея об установлении моратория на процесс нормообразования в области прав человека, так как многие нормативные акты не только не способствуют в должной мере повышению эффективности международного сотрудничества в целях обеспечения поощрения и защиты прав и основных свобод личности, но и потенциально выхолащивают, или затуманивают содержание некоторых действующих актов.
Решение множества сложных задач, стоящих перед мировым сообществом таит в себе как угрозу, так и возможность процветания во всем мире. Как отмечал Генеральный секретарь ООН Кофи А. Аннан, «Распространение принципов демократии несет с собой невиданное ранее расширение свобод. Эпоха глобализации также трансформирует этот мир, распространяя знания, информацию и создавая экономические возможности для развития буквально во всех уголках мира. Однако столь глубокие перемены приносят с собой и новые угрозы социальному единению, культурному многообразию, окружающей среде…»[21].