Основные причины происхождения государства. Пути и формы происхождения государств
Главная причина возникновения государства – это разложение родового строя. Государство и право явились результатом развития самого общества, государственная власть и ее органы выросли из власти и органов родового строя, право — из его обычаев. Разложению родового строя и возникновению государства способствовало разделение труда,расслоение социального общества на классы, а также переход от присваивающей экономики к производящей(неолитическая революция)
Формирование государства –это длительный процесс,который у различных народов мира шел разными путями. На Востоке была такая форма, ка «азиатский способ производства»(Египет,Вавилон,Китай,индия).Здесь устойчивыми оказались эк-е структуры родового строя-земельные общины, коллективная собственность и другие. Первые государства были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины и управляли ими. В Афинах и Риме государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. Древнегерманское государство связанно с завоеванием обширных территорий,для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Государства возникли как феодальные(закреление крестьянства и крупной частной собственности). Сущ-т различные теории происхождение госурства:теологическая теория(божественная) она объясняет государство-как продукт божественной воли,в силу чего гос.влась вечна и зависит от религиозных орг-й и деятелей;патриархальная(традиционная) основана на власти государя – продолжение власти отца;договорная-гос-во возникает как результат договора,согласия между людьми о его создании; органическая(биологическая),здесь государство выступает продуктом социальной эволюции;психологическая –появление государства вызвано потребностью некоторых людей во власти над другими.
8. 8. Происхождение права. Обычное право.
Возникновение права и государства идет одновременно, в связи с этим причины возникновения права такие же, что и у государства. Это обусловлено тем, что право и государство тесно связаны между собой, не существуют одно без другого. То есть если органы государства возникают из органов родовой организации, то право возникает из социальных норм догосударственной организации. Право преобразовывается из обычаев, табу. Примером может послужить обычай избрания на общественные должности, который постепенно преобразуется в обычай выборов на эти должности из определенных аристократических, привилегированных семей, затем превращается в обычай замещения должностей по наследству, создается наследственная монархия. В родовом строе существовал обычай кровной мести как определенный способ защиты жизни соплеменников от посягательства чужаков. Вначале этот обычай ничем не ограничивался. Затем стал устанавливаться принцип талиона, т. е. принцип соразмерности мести причиненному ущербу. Постепенно он заменялся принципом композиции (выкупа кровной мести). С возникновением классового общества, государства размер выкупа ставится в зависимость от общественного положения потерпевшего, убитого. Этот обычай закрепляется государством, преобразовывается. Выкуп идет в пользу государства (князя, короля) и становится дифференцированным. Так, по «Русской правде» за убийство княжьего слуги взыскивалось 80 гривен, свободного — 40, раба — 5 гривен. Важную роль в трансформации обычаев играли суды, которые приспосабливали их путем толкования к новым условиям. Постепенно обычаи превращались в правовые обычаи как обычаи, санкционированные государством, складывалось обычное право. Санкционирование сначала было фактическим. Должностные лица государства, и прежде всего судьи, признавали те или иные обычаи действующими и выносили на их основе решения. Постепенно обычаи начинают систематизироваться, обретать письменную форму. В ходе составления списков обычаев они подвергались дальнейшей обработке, приспособлению, систематизации. Таким образом, первое возникающее вместе с государством право было обычным правом (Закон XII таблиц Римского права, «Русская правда», «Салическая правда франков»). С развитием государства, его централизацией и дальнейшим изменением общественной жизни обычаи перестали быть достаточными для регулирования общественных отношений в силу своей неправильности, недостаточной оперативности. Государство начинает само создавать нормы права путем принятия различного рода нормативных актов.