Особенности спроса в туризме
Тема: МАРКЕТИНГ ТУРИЗМА
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. В последние 40 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений - 14%.
По прогнозам экспертов, бурное развитие международного туризма будет продолжаться и далее. По разным подсчётам, к 2015 г. эта отрасль станет ведущей экспортной отраслью в мире.
На мировом рынке сравнительно недавно появился новый вид размещения — тайм-шер. Это не продажа стандартной недвижимости и не размещение в гостинице, а среднее между ними — собственность, ограниченная по пользованию во времени. За единицу времени принимается одна неделя.
Сегодня тайм-шер-индустрия состоит из двух частей:
— продажа клубов или апартаментов, разделённых на недели;
— обмен этих недель через единый центр по обмену, называемый клубом для отдыха, где собственники могут обменяться своими неделями.
В мире насчитывается пять обменных организаций, среди которых лидируют «RCI» и «II» (Interval International).
Индустрия тайм-шера неуклонно развивается с начала семидесятых годов. С 1989 года мировое число курортов, работающих по системе тайм-шер, возросло на 600%, годовой объём продаж недель увеличился на 300%. К 1994 году в мире было продано тайм-шеров на четыре миллиарда долларов.
С ростом популярности тайм-шеров менялась и сама индустрия. Если в годы формирования она привлекала в основном мелких предпринимателей, то сейчас ею занимаются такие корпорации как "Хилтон", "Марриот", "Дисней", "Шэратон", "Баррат", "Вамли".
Сегодня тайм-шер является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей индустрии отдыха. Он считается самой современной технологией в области между туризмом и недвижимостью.
Курорты тайм-шер есть в 75 странах. Европа занимает второе место по развитию тайм-шера после США. Многие принимающие страны рассматривают тайм-шер как существенный элемент всей системы организации отдыха. В большинстве регионов он расширяет сезон каникул, способствует продолжительному экономическому росту, улучшает перспективы для инвестиций, повышает занятость.
Современный туризм отличается рядом важных особенностей с точки зрения характеристик туристского продукта, сервиса и организации производства. Так, в систему индустрии туризма входят специализированные предприятия, организации и учреждения:
1. предприятия по разработке и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты);
2.предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, дома отдыха и др.);
3. предприятия питания (рестораны, кафе, бары, столовые и др.);
4.транспортные предприятия (автопредприятия, авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др.);
5.рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства, рекламные бюро, информационно-туристские центры и др.):
6. предприятия торговли;
7.предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.);
8.общественные туристские организации и объединения;
9. координирующие и регулирующие органы в туризме на национальном, региональном и муниципальном уровнях.
Практически все они в той или иной степени вынуждены заниматься маркетингом. При этом следует учитывать, что для бюро пупешествий, ресторана и транспортного предприятия конечные цели и содержание маркетинга не одинаковы. Так, туристская фирма за счет удовлетворения потребностей клиентов стремится увеличить свою прибыль. Национальная, региональная или муниципальная администрация хочет привлечь в регион как можно больше туристов. Общественная туристская организация желает поднять свою значимость и показать полезность своей профессиональной деятельности.
Вышеизложенное позволяет выделить следующие уровни маркетинга в сфере туризма:
1. маркетинг туристских предприятий (туроператоров и турагентов);
2. маркетинг производителей туристских услуг;
3. маркетинг общественных туристских организаций;
4. маркетинг территорий и регионов.
Первые два уровня относятся к сфере коммерческого маркетинга.
Маркетинг туристских предприятий (туроператоров, турагентов; см. параграф 2.4), являющихся основным звеном предпринимательской деятельности в сфере туризма, представляет собой процесс согласования их возможностей и запросов потребителей. Результатом этого процесса является предоставление туристам услуг, удовлетворяющих их потребности, и получение предприятием прибыли, необходимой для его развития и лучшего удовлетворения запросов потребителей в будущем.
Маркетинг производителей туристских услуг (гостиниц, ресторанов, транспортных организаций и т.д.) рассматривается как система комплексного изучения потребностей и спроса с целью организации предоставления услуг, максимально ориентированных на удовлетворение нужд конкретных потребителей, и обеспечения наиболее эффективных форм и методов обслуживания.
Следующие два уровня характеризуют сферу некомерческого маркетинга в туризме.
Маркетинг общественных туристских организаций (союзов, ассоциаций), представляющих и защищающих коллективные интересы предпринимателей в сфере туризма, понимается как деятельность, направленная на создание, поддержание или изменение благоприятного общественного мнения. Создание обшественного мнения - это, по сути, управление маркетингом, сместившееся с уровня продуктов на уровень всей организации.
Маркетинг территорий и регионов - деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения поведения клиентов по отношению к конкретным населенным пунктам, регионам или даже странам в целом. Подобной деятельностью занимаются регулирующие и координирующие органы в туризме на муниципальном, региональном и национальном уровнях.
Таким образом, в систему маркетинга в туризме интегрированы различные институциональные единицы (государственные, национальные, региональные и местные органы управления туризмом, отраслевые и межотраслевые обшественные организации, предприятия). Здесь возникает проблема вертикальной координации мероприятий, необходимой для того, чтобы не допустить дублирования и добиться оптимального учета и соблюдения интересов клиентов, предприятий и общества в целом.
Разделение маркетинговых функций институтов различных уровней может быть примерно следующим.
Важнейшими маркетинговыми задачами государственных и местных органов управления туризмом являются:
1.проведение маркетинговых исследований (прогноз, определение тенденций развития рынка, определение целевых групп туристов на национальном и местном уровнях). Это дорогостоящее мероприятие, когда необходимо привлечение большого количества экспертов, координация усилий многих организаций и объединений. Поэтому вполне естественно, что государство должно игратъ здесь ведущую роль;
2.разработка стратегических национальных, региональных и местных маркетинговых концепций с рекомендациями по их реализации для туристских предприятий;
3.поддержка (инвестиционная и правовая) развития туристской инфраструктуры;
4. консультационные услуги по вопросам реализации маркетинговых концепций;
5. создание привлекательного имиджа, образа страны (региона, турцентра);
6. осуществление мероприятий по связям е общественностью и в области рекламы.
Туристские предприятия в свою очередь должны ориентироваться на выполнение следующих маркетинговых функций:
· анализ рыночных возможностей;
· выбор перспективного целевого рынка;
· разработка туристского продукта;
· распространение турпродукта;
· продвижение турпродукта;
• участие в реализации национальных, региональных и местных концепций развития маркетинга в туризме.
В деятелъноституристских фиры наблюдаются определенные различия которые обусловлены их отношением к потребителям и производителям тур. услуг. В соответствии с данным признаком выделяют фирмы-туроператоры и фирмы-турагенты.
В классическом варианте туроператор - это фирма, которая занимается деятельностью по формированию, продвижению и реапизации тvрнстского продукта; турагент - это фирма, которая осуществтгяет продвижение и реализацию туристского продукта. Данные формулировки отличаются только одним - туроператор в отличие от турагента занимается деятельностью по формированию туристского продукта. Он осуществляет подбор основных и дополнительных туристских услуг, их предварительное комплектование в стандартный пакет услуг по единой цене, что в совокупности образует туристскую поездку.
Функции туроператора на рынке практически совпадают с деятельностью предприятий оптовой торговли. Он закупает в значительных объемах услуги предприятий туристской индустрии (гостиниц, ресторанов и т.д.), комплектует из них собственные программы туров и осуществляет их реализацию через посредников (турагентов) или напрямую потребителям.
Особенности спроса в туризме
В тур. индустрии спрос является одной из трудноуправляемых частей рыночного механизма. Рассмотрим наиболее яркие отличительные особенности, характеризующие тур. спрос.
Наиболее важной особенностью тур. спроса является большое разнообразие участников туров, различных по своим материальным возможностям, духовным потребностям, социальной и профессиональной принадлежностям, возрастным категориям.
Нужно заметить, что разнообразие в спросе проявляется в зависимости от индивидуальных потребностей туристов. Даже у одного индивидуума на разных этапах его жизненного пути туризм занимает различное место среди других потребностей, меняются туристские предпочтения по видам, направлениям, длительности путешествий.
Другой особенностью тур. спроса является гораздо большая, чем у других материальных и духовных благ эластичность, отражающая неоднородность потребителей, т.е. туристов. Как правило по этому признаку туристский спрос можно разделить на три группы: 1) неэластичный, 2) высокоэластичный, 3) спрос с нормальной эластичностью.
1) неэластичный спрос характеризует нежелание туристов изменять маршрут. Как правило, для туристов с неэластичным спросом характерен выбор одного из основных критериев выбора маршрута;
2) высокоэластичный туристский спрос - турист с легкостью может изменить маршрут, расширить или сузить рамки пребывания в отдельных пунктах, а то и вовсе отказаться от поездки.
3) Между рассмотренными крайними полюсами находится основная масса туристов со спросом нормальной эластичности, т.е. возможность варьировать ценой, видами, сроками и направлениями путешествий для «среднего жителя» той или иной страны, сельской или городской местности. В пределах нормальной эластичности могут быть также значительные отклонения. Большинство людей этой категории проявляют более сильные колебания при выборе туристских товаров и услуг, чем при выборе пищи, одежды и жилья. Это объясняется тем, что данная категория туристов путешествует в основном в рекреационных целях, которые для большинства являются второстепенными. В результате сила эластичности изменяется вместе с изменением цен или политической стабильностью, влекущим за собой постоянную перегруппировку и перенаправленность туристопотоков с одного места тур. спроса на другое.
Следующей характерной чертой спроса в туризме является то, что он практически не поддается организации: значительная территориальная разобщенность и подвижность, свойственная туризму не присуща спросу во всех других отраслях. В туризме спрос индивидуален, дифференцирован. Повышение жизненного уровня ведет к стремлению клиентов самостоятельно выбирать из предложенных услуг отдельные их составляющие, самостоятельно составлять тур, определять программу тура и не ограничивать себя жесткими распорядками дня во время путешествия. В результате растет количество неорганизованных туров - до 75-80% от числа всех туристов. Да и туристы, пользующиеся услугами турагентств, формируют у них зачастую не весь тур, а лишь какую-то его часть: 55% туристов приобретают в турагентстве билеты на транспорт, 35% - путешествие, 10% - резервируют отели.
Спрос в туризме характеризуется большой замещаемостью. Туристы могут замещать одни виды туризма на другие, менять направления поездок и т.д. Популярно и предлагаемое некоторыми турфирмами замещение одной услуги другой таким образом, чтобы были удовлетворены схожие потребности.
Еще одной характерной чертой спроса в туризме является его отдаленность по времени и месту от туристского потребления, связанная с заблаговременным планированием большинства путешествий туристами.
Исследование особенностей тур.спроса важно, т.к. в результате появляется возможность заблаговременно раскрыть намечающиеся тенденции развития тур.спроса по видам туризма, национальной принадлежности участников, составу туристопотоков и другим показателям. Без такого прогнозирования практически невозможно организовать нормальное управление и координацию в туризме.