Принцип разделение властей и его реализация в РБ

Разделение власти является основным мех-м функционирования всех видов полит.и неполит.власти. В полит.системе общества, где субъектами власти выступают учреждения, орг-ции, разделение власти означает принятие решений и их исполнение, распределение труда, разделение ф-ций. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формир-я гос-ва и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов.

Первое крупное разделение власти развело полит.и религ.(дух., жреческую) власти, власть гос-ва и церкви. Проекты разделения единой гос.власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга, появились в XVII веке. 1й проект такого рода принадлежал Дж.Локку (сер. XVII в.), разделившему власть на зак., исп.(она же и суд.) и федеративную, ведающую междунар.отн-ми. Впоследствии Ш.Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в ее совр.виде: на зак., исп.и суд.

Принцип разделения властей закрепленв ст.6 К РБ. В ней отмечается, что гос-во основывается на принципе разделения властей: зак., исп.и суд. Гос.органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Особое место в системе гос.власти занимает Президент РБ, который является Главой гос-ва. Он обеспечивает, в частности, преемственность и взаимодействие органов гос.власти, осущ-т посредничество между органами гос.власти (статья 79 К). В наст.время Президентом РБ является Лукашенко.

Органы зак.власти занимают центр.место в структуре гос.аппарата. Осн.назначением этих органов является зак.деят-ть.Органы зак.власти обладают верховенством, поскольку именно зак.власть устанавливает прав.начала гос.и общ.жизни, осн.направления внутр.и внешней пол-ки страны, а следовательно, определяет в конечном счёте прав.организацию и формы деят-ти исп.и суд. властей. Главенствующее положение зак.органов в механизме гос-ва обуславливает высшую юр.силу принимаемых ими законов, придаёт общеобяз.х-р нормам права, выраженных в них. Однако верховенство зак.власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, ест.правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и спец.конст.органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей К.

Согласно К РБ, «Парламент РБ – Нац.собрание = представительный и зак.орган. Состоит из 2х палат - Палаты представителей и Совета Республики.» Состав Парламента РБ -174 чела. Из них: 110 – Палата представителей, 64 - Совет Республики. Срок полномочий Парламента-4 года. Срок полномочий Парламента может быть продлен, но только в случае войны (ст. 93 К РБ).

По решению Президента РБ полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно в след.случаях:

- при отказе в доверии Прав-ву;

- двукратном отказе в даче согласия на назначение Президентом ПМ;

- на основании Заключения Конст.Суда РБ

Парламент не может быть распущен:

- в период чрезвычайного или военного положения;

- в последние 6 месяцев полномочий Президента;

- в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении и смещении Президента с должности;

- в течение года со дня первых заседаний Парламента.

Обе палаты Парламента согласно могут принять закон, принимаемый 50 % голосов депутатов от полного состава палат, и делегировать Президенту полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять как предмет регулирования, так и срок полномочий Президента на издание декретов. Закон принимается по предложению Президента РБ. Однако Президенту РБ не могут быть делегированы полномочия на издание декретов, предусматривающих:

- изменение и дополнение К РБ;

- толкование К;

- изменение и дополнение программных законов;

- утверждение респ.бюджета и отчета о его исполнении;

- изменение порядка выборов Президента и Парламента;

- ограничение конст.прав и свобод граждан;

- право изменения закона о полномочиях на издание декретов;

- право принимать нормы, имеющие обратную силу;

В силу особой необходимости Президент по своей собственной инициативе, либо по предложению Прав-ва РБ может издавать врем.декреты, также имеющие силу законов. Однако эти врем.декреты в 3-дневный срок должны быть представлены на рассмотрение в обе палаты парламента. Врем.декреты могут быть отменены депутатами палат не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат.

Органы исп.власти (органы ГУ) - это исп.-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по ГУ общ.процессами в интересах общества или его части (полит.силами, стоящими у власти). Предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами зак.власти. Во исполнение законов ей предоставлено право акт.действий, а также право принятия подзак.НПА.

В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы ГУ подразделяются на органы общей, отраслевой и спец.(функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (например, СовМин) объединяют и направляют работу по рук-ву всеми или большинством отраслей ГУ. Органы отраслевой и спец.компетенции (мин-ва, различные гос.комитеты, спец.ведомства) осущ-т рук-во лишь отдельными отраслями ГУ.

«Исп.власть в РБ осущ-т Прав-во – СовМин РБ – центр.орган ГУ»

Прав-во РБ в своей деят-ти подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Стр-ру Прав-ва определяет Президент (ст. 84 К) Президент назначает на должность:

-ПМ;

-заместителей ПМ, министров и других членов Прав-ва.

Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Прав-ва. Прав-во слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент РБ имеет право председательствовать на заседаниях Прав-ва РБ. Прав-во обязано информировать Президента об осн.направлениях деят-ти Прав-ва и о всех его важнейших решениях.

Прав-во несет ответственность перед парламентом. Парламент дает:

-согласие на назначение Президентом ПМ в лице Палаты представителей;

- в течение 2 месяцев после своего назначения ПМ обязан представить для обсуждения Парламенту программу деят-ти Прав-ва, а в случае ее отклонения представить повторную в течение 2 месяцев (вопрос об ответственности Прав-ва не может быть поставлен в течение года после одобрения программы).

- Парламент в лице Палаты представителей может отклонить или одобрить программу деят-ти Прав-ва. Причем повторное отклонение программы означает выражение вотума недоверия Прав-ву (вотум недоверия Прав-ву инициируется не менее I /3 депутатов палаты от полного ее состава). В этом случае Прав-во заявляет Президенту о своей отставке.

Нац.собрание РБ правом отмены актов Прав-ва не наделено, однако оно может обратиться по этому поводу к Президенту, имеющему право отменять постановления Прав-ва, а также в Конст.Суд, который может принять заключение о частичном или полном несоответствии К»

Исп.власть на местах осущ-ся посредством либо назначаемых центром местных органов исп.власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления.

Важное место в стр-ре гос.аппарата занимает система суд.органов, основной соц.функцией которых является осущ-е правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Органы, осущ-е правосудие – третья власть гос.власти, которая играет особую роль и в механизме гос.власти и в системе сдержек и противовесов. Особая роль органов суд.власти определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. Только суд.власть, но никак не зак.или исп., отправляет правосудие. Роль суд.власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конст.законности и права прежде всего путем осущ-я конст.надзора и суд.контроля за ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять суд.органы, действующие в сфере конст., общей, хоз., админ.и др.юрисдикций.

Суд.власть в РБ осущ-ся посредством конст., гражд., админ.и уг.судопроизводства, это отражено.

К РБ предусмотрены:

а) Конст.Суд;

б) Верх.Суд;

в) Высший Хоз.Суд.

Верх.суд является высшим суд.органом по гражд., уг., админ.и др. делам .

Важное значение в системе разделения власти имеет выделение в сфере суд.власти конст.суда, играющего роль арбитра в отношениях между властями. Отн-я между разделенными властями рег-ся законами, положениями К, традициями полит.культуры общества. Однако эти отношения не всегда складываются гармонично. Особенно это х-но для стран, которые только начинают осваивать систему разделения властей. К таким странам можно отнести и Беларусь. Согласно ст. 116 К и разделу II Закона, 6 судей из 12 назначаются Президентом РБ, 6 судей избираются Советом Республики. Причем Председатель Конст.Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. С уведомлением Совета Республики Президент РБ в любое время может освободить от должности Председателя Конст.Суда РБ.

Опыт истории показывает, что попытки одной из ветвей власти доминировать ослабляют гос-во и сводят разделение властей к чисто формальной процедуре. В таком случае реальной правящей силой может оказаться какая-либо иная сила, стоящая вне офиц.структуры власти.

Следует иметь в виду, что власть разделяется не только между лег.стр-рами, хотя здесь могут быть негласные распоряжения, приказы, закулисная борьба, законспирированные орг-ции типа органов безопасности, разведки, контроля. Могут существовать в обществе и нелег-полит.и неполит.структуры, реально владеющие властью, теневые и противоправные структуры. В периоды кризисов все формы скрытого разделения власти могут стать крайне опасными, ибо создают условия для криминализации пол-ки, давления на общество, его дестабилизации, полит.заговоров и переворотов.

Вопрос 36

Назовите особенности конституционных прав, свобод и обязанностей. Раскройте теоретические основы и дайте характеристику таких понятий, как конституционные права, свободы, обязанности, долг, единство прав и обязанностей, равноправие и равенство.

Особенности:

1. Имеют повышенную значимость для общества

2. Составляют ядро других прав, получают своё развитие в правах, установленных другими отраслями права

3. Обеспечиваются повышенной правовой охраной

Конституционные (основные)права и свободы составляют сердцевину конституционно-правового статуса личности. В конституции применяются термины «права» и «свободы».

Право – мера возможного поведения субъекта правоотношений. Существенных различий в содержании этих терминов нет. Считается, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, призван ограждать личность от вмешательства государства в ее внутренний мир (свобода совести, свобода мысли и слова), а «право» предполагает участие личности в делах общества и государства (право избирать и быть избранным, право а забастовку).

Наряду с правами и свободами Конституция РБ устанавливает также основные обязанностиграждан. Обязанность – мера должного поведения гражданина.

В конституции РБ закреплено 6 обязанностей личности:

1. Обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать нац традиции (статья 52 К РБ)

2. Обязанность уважать достоинство, права и свободы других лиц (ст 53 К РБ)

3. Обязанность принимать участие в финансировании гос расходов путем уплаты гос налогов, пошлин и иных платежей (ст 56 К РБ)

4. Обязанность защищать РБ (ст 57 К РБ)

5. Обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие нац ценнсти (ст 54 К РБ).

Конституционному праву известны два сходных понятия: равенство и равноправие. Первое означает одинаковое юридическое положение граждан (и неграждан) перед законом, т.е. совпадение всего комплекса прав и обязанностей у всех лиц. Второе – совпадение объема только прав (в Конституции это понятие выражено также термином «равенство прав и свобод»). Но оба эти понятия употребляются как синонимы для обозначения одинаковой меры свободы каждого человека. Содержание равенства и равноправия предполагает отсутствие неузаконенных привилегий и запрет дискриминации по любым основаниям. Провозглашение прав и свобод человека и гражданина имеет смысл только в том случае, если государство гарантирует равенство и равноправие, поэтому во всех конституциях главы о правах и свободах начинаются с закрепления гарантий равенства и равноправия.

Конституционное право правового государства обеспечивает только юридическое, т.е. формальное, равенство между людьми. Коммунистическая идея фактического уравнения людей по сути своей противоречит свободе человека, к тому же носит утопический и противоестественный характер.

ЕДИНСТВО ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ — важнейший принцип, выражающий гармоничное сочетание личных и общественных интересов, взаимную ответственность и взаимные социальные требования, притязания гражданина и правового государства. Тезис о том, что «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», получает здесь реальное воплощение. Наряду с правами и свободами обязанности являются составной частью правового статуса личности, выступая как две неразделимые категории диалектического единства. Добиваться реализации обязанностей граждан можно и нужно не только кнутом, но и осознанием авторитета власти, от которой указание этих обязанностей исходит. Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Долг— внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство, например: Воинский долг

Конституционные долги законодателем устанавливаются для обеспечения интересов других людей, государства и общества, самих носителей обязанностей.

Вопрос 37

1.Традиционно права и свободы делят на 2 группы:

А) естественные права человека – они принадлежат человеку от рождения и не могут быть дарованы или отчуждены государством (право на жизнь, свобода совести, неприкосновенность личности и др.);

Б) позитивные права гражданина – они предоставляются государством и могут быть им ограничены (право избирать и быть избранным, право на труд и др.).

2. по времени возникновения выделят 3 поколения прав:

- первое поколение – права, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций. Это личные (гражданские) и политические права.

Эти права выражали так называемую «негативную свободу»: они обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни.

- второе поколение – социально-экономические и культурные права (т.н. «позитивные права»)

- третье поколение – коллективные права. Они стали формироваться после 2 Мировой.

3. По содержанию права и свободы делятся на:

- личные (гражданские) права и свободы – они принадлежат всем лица, независимо от гражданства: право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, право свободно передвигаться и выбирать место жительства, свобода совести, свобода мнений и убеждений, право на нац принадлежность, право на судебную защиту, право на юр помощь, право на защиту международных организаций.

Политические права и свободы, закреплённые в Конституции Республики Беларусь.

Согласно статье 33 Основного Закона, каждому гарантируется свобода взглядов, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принуждён к высказыванию своих убеждений или отказу от них. Специально оговорено, что не допускается монополизация средств масовой информации государством, общественными объёдинениями или отдельными гражданами, а также цензура.
• право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о детельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст. 34)
• свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядка и прав других граждан (ст. 35). Порядок проведения указанных мероприятий определяется специальным законом.
• право на свободу объединений (ст. 36)
• право участвовать в решении государтвенных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст. 37)
• право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 38)
• право равного доступа к любым должностям в государственных органах (ст. 39)
• право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст. 40)

Социально-экономические права и свободы, закреплённые в Конституции РБ:
• право на труд; право на защиту своих экономических и социальных интересов, ключая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров и право на забастовку (ст. 41)
• право на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с её количеством, качеством и общественным значением (ст. 42)
• право трудящихся на отдых (ст. 43)
• право на собственность (ст. 44)
• право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учрежденияхздравоохранения (ст. 45)
• право на благоприятную окружающую среду (ст. 46)
• право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, потери трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (ст. 47)
• право на жильё (ст. 48)

Социально-культурные права и свободы, закреплённые в Конституции РБ:
• право на образование (ст. 49)
• право сохранять свою национальную принадлежность, право пользоваться родным языком, выбирать язык общения (ст. 50)
• свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом (ст. 51)

Личные права относятся к негативным, не требующим вмешательства со стороны государства, а экономические, социальные и культурные – к позитивным, реализация которых возможна только с помощью государства.

4. В зависимости от субъекта прав и свобод они делятсяы на:

- права и свободы человека

- права и свободы гражданина.

Наши рекомендации