Преобразование общественного строя

Изменения в общественном строе России после Октября 1917.

Преобразование общественного строя.

До 25 октября 1917г. мы делили население на сословия. И в этом выражался наш общественный строй. Мы выделяли четыре группы и разбирали их статус:

1) Дворянство.

2) Духовенство.

3) Горожане (мещанство).

4) Крестьянство.

Сословия тем и специфичны, что у каждого свой эксклюзив, свои права, обязанности и ограничения. Что позволено одним, не позволено другим, так сказать.

Были сословия, напрочь исключенные из государственной службы. Хронически не принимали на государственную службу, допустим, крестьян. Традиционно говоря, были сословия неподатные и прочее прочее прочее. Таким образом, мы вступили в полосу, когда население по рождению не равно.

Жирная точка была поставлена Советской властью 11 ноября 1917г. издан Декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Таким образом, в ноябре 1917 года большевики ликвидировали вот эти самые эксклюзивные права, обязанности и ограничения. И, собственно говоря, не стало больше таких выражений, как дворянин, горожанин и т.д. Эти термины напрочь исчезли из законодательства. Вместо этого вводится единое обращение ко всем дорогим россиянам – «гражданин» сначала России, а потом Российской Федерации. Больше не дворянин, не ваше сиятельство, а вот так. Таким образом, мы видим, что сословные ограничения ликвидированы, как и сами сословия.

Однако сие не означает, что население в правах было уравнено. И уместно поделить наше население иначе. Мы поделим его на два больших класса:

1) Трудящиеся.

2) Нетрудящиеся. В быту – «лишенцы».

Наличие трудящихся со всей полнотой власти и «лишенцев», лишенных, ограниченных в чем-то не является изобретением Советской власти. Уже до Октябрьской Революции, многие жители Российской Империи много чего не имели. Например, прекрасная половина человечества избирательное право получила только в 1917 году. А до сих пор прекрасные дамы попасть в Государственную Думу хронически не могли, даже если они имели соответствующее имущество, которое позволяло отнести их к курии. Простите, нет. Впрочем аналогично и с некоторыми инородцами, как и военнослужащие, как студенты очной формы обучения и прочие прочие товарищи определенных частностей избирательного права. Так что деление на «лишенцев» и «нелишенцев» было еще до Октября.

НЕТРУДЯЩИЕСЯ (ЛИШЕНЦЫ)

Соответственно, чтобы понять, кто такие лишенцы и кто такие трудящиеся, нужно обратиться к законодательству. Проще всего открыть Первую Советскую Конституцию, а именно статью 65 этого учредительного документа. Здесь четко прописаны те категории, которые лишались определенных прав:

1) Живущие на нетрудовые доходы.

Накопил огромный капитал, скажем, а держать дома страшно. Несу его в банк и положу его на депозит. Соответственно, по вкладу капает процент. Вот этот процент есть мой нетрудовой доход. Вопрос почему? Кстати, в Конституции говорится о живущих на процент с капитала.

Но я же заработал эти деньги? Да, действительно.

Банк должен куда-то эти средства инвестировать, например, в производство. И предприятие начинает приносить больше прибыли.

Прибыль предприятия – это в частности прибавочная стоимость и то, что недополучил рабочий. Он ведь только зарплату получает. Но он вырабатывает гораздо больше, чем получает.

Таким образом, в полученной прибыли есть доля чужого труда. Частью прибыли предприятие делится с банком, который инвестировал, и получает проценты по вкладу, то есть чужой труд. Так что этот доход – нетрудовой.

Нетрудовой доход может быть всякий разный – дивиденды, проценты с капитала, то есть то, что не заработано тобой самим.

2) Лица, применяющие наемный труд. В данном случае я нанимаю работника и соответственно источником моего дохода является не только мой личный труд, но и эксплуатация другого человека.

3) Спекулянты и торговцы. Торговцы не всегда производят то, что продают, а спекулянты тем более. Спекуляция не есть изначально что-то плохое. Это философский термин. Спекулянты спекулируют товаром. Там взял, там продал. Поскольку они получают некую стоимость, которую сами не заработали, то в этом смысле они подпадают под категорию нетрудящихся.

4) Куда же записали священно- церковнослужителей? Ну тут скорее были идеологические моменты. Никакая церковь не сочувствовала Советской власти. Их нужно было ограничить, тем более, что сами они ничего не зарабатывали. Живут от подаяний либо от суда, либо от прихожан. В этом смысле труд непроизводительный и общественно-неполезный. Кстати, Иисус был против подобных организаций: «Хочешь помолиться, зайди в какой-нибудь уголочек, помолись». В этом отношении церковники – люди социально вредные, как на это и рассчитывали большевики.

5) Бывшие сотрудники правоохранительных органов. Речь идет прежде всего о высшей полиции, государственной безопасности и о полиции вообще. Понятно, что полиция и жандармерия, госбезопасность – это те псы, натасканные выгрызать измену с эпохи Ивана Васильевича. Не думайте, что они могут перековаться, ведь они столетиями выгрызали эту измену из недр государства. И в этом смысле это прослойка, которая изначально не сочувствует Советскому государству. Так что записали её в лишенцы вполне разумно.

6) Члены семьи дома Романовых. Здесь Советская власть тоже ничего не изобрела. Еще Временное Правительство лишило граждан Романовых в частности избирательного права. Советская власть просто повторила норму, закрепленную еще Временным Правительством.

А чего лишили их?

1) Цари лишали еще до Октября. Пассивное и активное избирательное право. Ну а для чего лишили эти несчастные 15-20% населения, они же никому не помешают.

И вот перед нами современность. Посмотрите на состав нашей Государственной Думы – всеобщее, равное и прямое избирательное право. В таком отношении в ее составе должны находится те, кто составляет большинство россиян. Конечно, никакие не предприниматели, не бизнесмены, а простые рабочие. Сколько в ГосДуме рабочих? Был раньше Шандыбин, да и тот помер.

Всеобщее избирательное право может и не позволить отразить в Парламенте социальную структуру общества, а наоборот, те, кто держит экономические рычаги, могут отказаться немножко равнее. Кто такие члены Единой России по жизни? Топ-менеджеры, лобби, бизнесмены, которые сидели и больше не хотят, и поэтому запасаются депутатской неприкосновенностью.

Трудящимся этот контингент далеко чужд, и тем не менее, он попадает в Парламент и набирает там подавляющее большинство. Может ли наша ГосДума принять какой-нибудь закон об уменьшении страховых платежей для автовладельцев? Страховые компании и послали этих людей туда, чтобы их повышать и получать большие деньги. Ни один социальный закон не пройдет так, как нам это надо, даже на первое чтение нужный нам закон не попадет.

Это люди, кровно заинтересованные в увеличении своей прибыли.

2) Защищать Родину с оружием в руках. Это такие головорезы, которым оружия не дают. Родину вообще они защищать будут, но без оружия, в рамках добровольного ополчения, которое скоро будет сформировано. Траншеи копать, тянуть колючую проволоку, заготовки на нужды армии, колонны косить и забивать. Дать винтовку «лишенцу» - значит своими руками вооружить контрреволюцию.

Это два единственных права, которых лишили нетрудящихся. Больше их ничего не лишили. Вполне обоснованно. И если бы этих лишений не было, крови бы было гораздо больше.

3) Впрочем, в законодательстве закрепляются и иные возможности. Но эти возможности касаются не только нетрудящихся, а всего населения. Конституция РСФСР 1918 г. – статья 23 – «лишение любой группы населения любых прав, если эти права используются в ущерб интересам революции».

Допустим, мы создадим какую-нибудь партию «Союз меча и орала». И начинаем рассказывать, какой Путин строит дворец в Крыму, как распиливаются бюджетные деньги. И весь семестр рассказывать, как эту власть убрать. И конечно эта деятельность по нашим меркам экстремистская. И хотя у нас есть право организовывать партии, но если сочтут, что мы используем свое право в ущерб интересам. Надо бы эту партию прикрыть и только. То есть не посадить, не ревизировать, а только партию прикрыть.

Или прописываем в газете всякую чернуху бездоказательную, что было в любое время: о красном терроре, о безвинно замученных и прочее. Конечно же, её прикроют. И в царское время непременно бы прикрыли за милую душу.

Таким образом, можно ограничивать в любом праве, но с этой оговоркой. И это касается и нетрудящихся, и трудящихся тоже. Закон предполагал, что в основном нетрудящиеся будут действовать в противовес интересам революции, а трудящиеся действовать так не должны.

Имущественные права

Произошла ликвидация помещичьего землевладения. Один из первых советских декретов – те, которые издал II Всероссийский съезд Советов 26 октября 1917г. – Декрет о земле – «ликвидация частной собственности на землю навсегда». Увы, как оказалось, нет.

+ Воззвание рабочим, солдатам и крестьянам 25.10.1917.

+ Декрет о мире 26.10.1917.

+ Декларация прав народов России 02.11.1917.

Мы лишили помещиков земли, и это хорошо.

Еще одно ограничение коснулось собственников промышленных предприятий. В отличие от ликвидации помещичьего землевладения для помещиков с предпринимателями поступили иначе. В ноябре 1917г. восстанавливается рабочий контроль на производстве (он был до Октябрьской революции). Что это такое и зачем?

Отнять землю у помещика можно. А вот что делать с предприятием, рядовой рабочий не знает. Он знает лишь свою маленькую операцию. А смежные производства? А поставщики? А сбыт? А кадровая работа? А вычисление себестоимости продукции?

И всё это требует навыков менеджера, которых у рядового рабочего нет. Поэтому предпринимателя просто так отстранить от производства нельзя. Это грозит остановкой производства. Поэтому проще, сначала надо научить рабочих работать в сфере управления, подготовить новые кадры.

Таким образом рабочий контроль установлен, чтобы помочь рабочим приобрести навыки контроля за производством.

Как органы рабочего контроля образовываются?

  1. Фабрично-заводские комитеты – фабзавкомы. Их история идет еще до Октябрьских времен, но вот они восстанавливаются. Эта форма не императивна. Например, были такие формы, как Советы старост и т.д.

Руководит этим обилием рабочих органов на местах Всероссийский Совет Рабочего Контроля.

Деятельность хозяйства также координируется на государственном уровне. 2 декабря 1917г. образуется Высший Совет Народного Хозяйства – ВСНХ, вобравший в себя всё руководство всем рабочим контролем на местах.

Органы рабочего контроля образовались, однако не происходит массовой национализации. То есть бывшая администрация и бывшие хозяева вполне могут работать на местах. Так что же могут делать органы рабочего контроля, для чего они нужны?

· Документация предприятия должна быть прозрачна для органов рабочего контроля. Любой документ может быть затребован, и администрация обязана этот документ представить.

· Кадровая работа. Нанять работника или уволить без органа рабочего контроля нельзя. Кадровая администрация согласуется с фабзавкомами, старостами и т.д.

· Сбыт готовой продукции. Советская власть вообще планировала введение плановой экономики. Поэтому учет должен был контролироваться. Чтобы потом распределять это всё не в рамках договоров, а в рамках иных механизмов.

· Финансирование. Подведомственно указанным органам рабочего контроля.

Получилось так, что органы рабочего контроля шли параллельно с администрацией. Они администрацию не подменяли, а вставали сбоку и наблюдали, читали документы, работали с бумагами.

И как показала практика, к лету 1918г. (конец июня) начинается массовая национализация. Мы вроде как управлять научились, теперь уже можно изъять. У помещиков землю взяли сразу, у предпринимателей начали изымать в массе в конце июня 1918 года.

Церковь пострадала в имущественном плане. Здесь поступили еще изящнее, чем с предпринимателями. Декрет от 23 января 1918г. «Об отделении церкви от государства». Церковь лишилась статуса юридического лица, не ликвидирована, и у верующих храмы и иконы не отобрали. Просто церковь перестала быть субъектом гражданского права.

Храмы, драгоценные оклады, иконы, купели золотые, прихрамовая территория. Что произошло с имуществом? Безвозмездно передана в пользование общине верующих. Однако владение и пользование не означает право собственности. Если у кого-то собственность пропала, значит, у кого-то она возникла. Собственником на всё это претендует государство.

У верующих власть ничего не отнимает.

Налоговое бремя. Возлагаются многочисленные контрибуции на нетрудящихся. Под словом «контрибуция» понимается «кто что возьмет». Вот местный совет налагает контрибуцию на местных буржуев, и это касалось только их. Размеры контрибуций были ограничены только фантазией.

Кругом лишенцы были сдавлены. Их обирали, ограничивали в избирательном праве, которое большинству из них не нужно.

Трудящиеся

В 1917 году группа эта чётко выражена не была. Это потом сформирована более отчетливо. Это лица, работающие за заработную плату. Лица, которые являются наемными работниками. А это довольно большая группа населения.

· Пролетариат.

· Служащие.

· «Интеллигенция».

!!! Строго говоря, с точки зрения советского законодательства «лица свободных профессий» трудящимися не являются. Присваивают всё, что выработали. Работают исключительно на себя. Можно работать и на организацию и получать заработную плату, а значит быть трудящимся.

Обычно трудящиеся вступали в профсоюз. Профсоюзный билет был доказательством того, что вы – трудящийся. Так что расчетная трудовая книжка, профсоюзный билет показывает принадлежность к категории трудящихся.

!!! Крестьянство? Не так всё просто. Это неоднородное явление.

Вот допустим крестьянин в большой семье. Никого не нанимает, ни батрака, ни батрачку. Все пашут.

С точки зрения того времени, трудящиеся – беднота, которая батрачила, работала за деньги. А остальные – строго говоря трудящимися не являлись. И именно по этой причине вышеназванные контрибуции часто накладывались на середняцкий слой крестьянства. То есть не только на кулаков, применявших наемный труд, но и на тех, кто работал сам на себя, но трудящимся не являлся.

Ленин в годы НЭПа признает, что облагались некулацкие элементы в это время.

В плане ограничений крестьянства вся полнота власти принадлежала местным Советам. Статья 23 Конституции РСФСР 1918г. («против интересов революции») здесь также действует.

Примерно через 20 лет, в 1936 году, лишенцев больше не станет. Их действительно не станет – их или перекуют, или иными способами изменят. По Конституции 1936 года ограничений, предусмотренных ранее, не будет.


2. Национально-государственное строительство в октябре 1917-июле 1918гг.

Проблемы.

  1. Развал бывшей Российской Империи
  2. Взаимоотношения России с бывшими частями
  3. Строительство самой России как единого целого

Возможность развала была заложена ещё в большевистской кампании. По Воззванию рабочим, солдатам и крестьянам провозглашалось право нации на самоопределение. То есть любая национальность, если пожелает, могла выйти из состава России с образованием своего государства. Теперь многие считают, что большевики рушили Россию.

Первая причина подобной политики - было определённое неравенство некоторых народов в царское правление. По сути говоря, только один народ на территории России действительно терпел ущемления. А остальные народы в России находились в более льготном положении, чем господа великороссы. На окраинах имелись свои суды, свои парламенты (где доросли), обычное право. Статус населения был льготнее, чем статус великороссов. И только один народ ущемлялся, чем последние, больше – евреи. Черта оседлости, невозможность иметь имущество на территории Великороссии, процентное отношение в учебном заведении, ограничения по роду деятельности.

Вторая предпосылка – большевики считали, что государство скоро отомрёт вообще.

Есть регионы, которые сами не выживают. Там нет полезных ископаемых, производства с рабочей силой и ресурсами. Их спасение – войти в состав государства. Симпатия населения завоёвана. Суверенитет дан.

Всё это дело описано в документе от 2 ноября 1917 года – Декларации прав народов России. Право на самоопределение. Отделение было законным, легальным, в соответствии с процедурами. Таким правом воспользовалась Финляндия в декабре 1917 года, получила независимость в полном соответствии с законом. Обратились в СНК, в итоге СНК утвердил их просьбу и далее утверждено во ВЦИКе.

Были территории, отделившиеся вследствие оккупации. Так отделилась Украина, потому что немцы заняли эту территорию. Потом – правление гетмана, потом – большевики, опять Советская власть. Всё равно это было отдельное государство.

Закавказские государства. Организация Армянского, Азербайджанского государства было вызвано тем, что территории были отчасти заняты даже не то что несоветскими организациями, а где то вошли турки, англичане, и на их штыках были образованы самостоятельные государства.

Остзейские губернии, Прибалтика. Тоже были под немцами. Тоже отделились. Итак, основные пути отделения:

  • Легальный путь
  • Оккупация

Как мы строим с ними отношения? Если территория, будь это Украина, признаёт советскую власть, то она как правило считает себя автономией Российской федерации. Если власть советская – они отделяться не спешат. Так было с Украиной (еще к декабрю 1917 г. признала себя частью Советской республики) и с Белорусской республикой еще до организации Литовско-Белорусской республики (признали себя «автономией РСФСР»). Не спешат воспользоваться этим правом своим.

РСФСР полностью признавала независимость самоопределившихся республик. Никогда территориальных претензий к республикам не имеет.

Основную часть этого вопроса – из учебника.

Строительство собственно России. Какая форма гос. единства у нас сформировалась?

Парам-пам-пам, плюнем и пойдем домой!

Государственное единство.

Федерация.

После октябрьского переворота большевики приходят к единству мыслей о необходимости создания федерации.

10 июля 1918 года – Конституция – содержит в аббревиатуре букву «Ф» - федерация.

Выделим типы субъектов. Сейчас их тоже не мало.

Итак, в первые полгода советской власти:

  1. Прежние губернии. Конечно, у нас и раньше имелись какие-то автономии, однако русское население, которое расселялось по губерниям составляло значительное большинство. Да и многие нерусские территории тоже были включены в сетку губерний. Тенденция, которую можно отметить – это определённое разукрупнение губерний, т.е. на месте одной старой губернии образуются две новые. Пример – 1918 год – от Новгородской губернии отделяется Новочереповецкая. Так что в этом отношении от одной отпочковалась другая. Не сказать, что Новгородская перестала существовать, просто на их базе стало две.
  2. Область. Краткое содержание. Слово «область» появилось раньше. Ещё в 19 веке особенно в конце ставилась проблема районирования России. Проблема была в том, что значительная часть губернских центров перестала быть центром данного региона, многие города приходили в упадок, другие, наоборот, развивались. Экономисты пришли к необходимости поделить Россию иначе, чем по-Екатеринински – по количеству населения (вот это деление больше не отвечало). Экономисты предложили районирование, исходя из развития народного хозяйства. Исходя из этого, в марте 1917 года было принято решение формировать области. И уже не какую-нибудь Кубанскую область, т.е. на окраинах, а именно центральные районы стали бы областями на основании экономического районирования.

И вот уже второй съезд советов утвердил в составе России некоторые новые области, к числу которых относятся Северная, Уральская, Западная, Московская. Соответственно у нас на карте страны появляется вот такой новый субъект как область. В первой Советской конституции фигурируют области как субъекты Российской Федерации. Там это называется в статье 9 областные союзы. «Территории, отличающиеся особым бытом…» - областные союзы вот так описываются в Конституции.

К концу гражданской войны от этих областей останется далеко не всё. Но тем не менее у нас появляется зачаток нового деления, который и теперь имеется.

  1. Автономии. Решается отчасти национальный вопрос. Автономии данном случае автономии были связаны с правом нации на самоопределение. Такая была идея. Автономии в основном давались пограничным субъектам. В качестве примера – республики: Туркестанская Автономная Республика. В рамках её территории без какого-либо изменения границ формируется автономная республика. В центре это, однако, нравилось не всем. Она была образована в ноябре-декабре 1917 года. Окончательно была упразднена к середине 20-х годов. Другой пример, которая очень не плохо жила – Тавридческая Республика, она была образована в Крыму, но с захватом территории Белыми перестала существовать. Ещё один пример - Кубано-Черноморская республика. Формирование этой республики показывает принцип формирования подобных субъектов вообще. Как её сформировали. Входила в черноморскую губернию и кубанскую область, область кубанская была ещё до октябрьской революции, черноморская губерния тоже существовала до октябрьской революции. Слияние этих двух территорий без изменения их собственных границ дало новый регион. Слияние Кубано-Черноморской республики с Терптской республикой дало новую – Северо-Кавказскую республику. Суть дела в том, что образование автономных республик происходит на основании механического слияния прежних субъектов России, то есть без передела границ прежних территорий, их просто слил воедино.
  2. Примерно так же образуется трудовая комунна как новый субъект федерации. Её правовой статус не определён. В качестве примеров – Уфимская, Петроградская, Ростово-Мухичеваньская трудовые комунны. Петроградская – одна из первых. Как эти субъекты формируются? Как правило, формируются путём слияния соседних губерний. Так,например, Петроградская трудовая комунна была сформирована на основе слаияния Петроградской губернии, Новгородской и Псковской. Получился новый субъект федерации. И только к середине 18 года происходят разговоры о создании комунн, построенную по национальному признаку. Слияние губерний в более крупную единицу, а именно комунну. Пример – будущая немецкая республика.

Вот довольно богатый набор субъектов России в тот период: губернии, области, автономии и трудовые комунны.

Статус территорий этих территорий.

Статус этих отдельных субъектов толком не определён. Если хотим посмотреть какой-то правовой материал, то стоит открыть Конституцию РСФСР и посмотреть права и обязанности местных советов. Полновластие местных советов – от него мало что осталось, если сравнивать с октябрём 1917 года. Вопросы чисто местного значения остались: вопросы местного значения, поднятие территории в культурном и хозяйственном отношении, проведение советской работы, подчинение вышестоящим органам.


3. Слом старого гос. аппарата: теория и практика. Учредительное собрание.

Слом старого и создание нового государственного механизма.

Требуется выяснить теорию вопроса. Что ломать и что не ломать. Большевики исходили из ленинских идей относительно отношения к дореволюционному государственному аппарату.

Две группы органов. Первую группу надлежало ломать быстро и сразу, поскольку она обслуживала угнетательский класс:

1. Высшие органы власти. Они сами там сидят, как же не ломать?

2. Правоохранительные органы и органы юстиции.

3. Армия с офицерско-дворянским руководством.

Вторая группа. Учетно-регистрационный аппарат. Это органы, которые могут действовать и дальше.

Взять органы Социальное обеспечение. Министерство общественного призрения, скажем. У нас полно инвалидов, полно сирот, они не испарятся при Советской власти. Их надо дальше помещать в сиротные дома, выплачивать пенсии. Данная система к классу не привязана. Это механизм общесоциального свойства. Государство обеспечивает выполнение государственных и общесоциальных функций.

  • Общественное призрение.
  • Управление финансами.
  • Почта и телеграф.
  • Управление путями сообщения.

Можно оставить в том же виде, в котором оно было. Эти органы существовали до 1918 года, пока не создали советские.

Ломка органов власти

Сломали быстро Временное Правительство. Судьба его известна. В ночь с 25 на 26 октября 1917 года арестовано и посажено в Петропавловскую крепость. Многие министры позже будут отпущены под честное слово, что не будут воевать против революции.

Государственную Думу в старом составе собирать не стали, выборы не проводились. В этом отношении Думу и ликвидировать было не надо.

Государственный Совет. Казалось бы, половина состава уже отмерла (ежегодно император назначал). Поскольку весной их не назначили за отсутствием императора как такового, половина приказала долго жить уже при Временном Правительстве. Вторая же половина – выборная – снята с государственного снабжения в декабре 1917г. При Советской власти получали жалование, как обычные чиновники. Разумеется, Гос Совет не собирался и не действовал.

Что касается Учредительного Собрания, то этот орган сначала следовало создать, а потом уже сломать. Эта идиллия давно парила над Россией, проникла в массы и отказаться от нее Советская власть не имела морального права. Большевики не отказывались и даже свой Совет Народных Комиссаров они записали, как временное Рабоче-крестьянское Правительство. И вот в ноября 1917 года выборы прошли. Это были первые выборы в стране, которые проводились по современной пропорциональной системе: голосовали россияне за партии. И вышло так, что большевики оказались не в большинстве. Но не поэтому они его распустили.

5 января 1918г. состоялось первое и последнее заседание. Я.М. Свердлов предложил господам депутатам принять «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В этом документе русским по белому говорилось о переходе всей власти в руки Советов. «А мы-то где?» «А вы…не вписываетесь». Разумеется Собрание (там были юристы) данное предложение отклонило. Свердлов по русскому обычаю предложил еще два раза, на четвертый раз предлагать не стал. Тогда большевики встали со своих мест и покинули действо. Вслед за ними ушли левые эсеры. С этого момента Учредительное собрание лишилось кворума и все документы, по которым оно формировалось, и все принятые решения были неправомочными.

Вообще это была первая легальная возможность поговорить о развитии революции. Собрание проговорило до утра следующего дня. «Караул устал, дайте ребятам отдохнуть». Не возражали, решили собраться вечером того же дня, а не судьба. К вечеру Таврический дворец нашли запечатанным. Не стали взламывать и разошлись интеллигентные люди.

Буквально в тот же день вышел Декрет о роспуске Учредительного Собрания – 6 января 1918г.

Учредительное Собрание признано распущенным. И с этих пор у названия СовНарКома исчезла приставка «временное», то есть наше Правительство стало постоянным.

Кстати говоря, до 5 января 1918г. многие деятели были устранены. Например, кадетов объявили партией гражданской войны. Таким образом, устранили антисоветских конкурентов.

Правоохранительные органы.

Всё четко, быстро и однодневно.

24/27 ноября 1917г. (дата принятия/дата опубликования) – Декрет о суде №1 (поскольку дальше будут приняты еще два таких декрета). Ликвидация всей прежней судебной системы одним росчерком пера – мировые суды, общие суды оканчивая Сенатом, военная юстиция, коммерческие суды.

Ликвидировав суды, авторы декрета позволили мировым судьям работать в советских судах, ведь мировые судьи были самими демократически сформированными, выборными. Там были цензы, особливо, имущественный ценз, но всё-таки их выбирало население. Поэтому мировым судьям путь сюда не был заказан.

Полиция и органы государственной безопасности разбежались сами. Даже декрета было не нужно.

Первым делом надо жечь архивы. Зачем иметь потом неприятности с новой властью? Найдут личное дело, посмотрят, кто их пас, и сведут счеты. Это святая святых. Поэтому когда реформировали Советский Союз одним из первых развалили Государственную Безопасность, и архивы теперь вот там.

Армия

Не была к этому времени уж столь недемократична. Действовал Приказ №1 Петроградского Совета, демократизировавший армию.

Два направления реформирования старой армии:

  1. Демобилизация.

Роспуск призывников. Один из первых декретов об этом ноября 1917г. – «О демобилизации призванных в 1889г.». То есть самые старые возраста подлежали демобилизации. Их призвали еще в 19 веке.

Ну а в принципе демобилизации подлежала вся старая армия. По сути дела она и так разбежалась. Крестьяне узнали, что дают землю. Разве они останутся гнить на передовой? Он быстро поскачут к себе в родные Палестины, и там попретендуют на участок для своего двора.

  1. Демократизация.

1) 16 декабря 1917г. – 2 декрета, обслуживающих эту демократизацию. Уравнение военнослужащих в правах. Все старые звания ликвидированы, уже не говоря о звании офицера.

2) Введение выборного начала в армии. То есть красных командиров надо было выбирать.

Командир роты посылает солдата в разведку, тот отказывается. Командир настаивает, заставляет. Что ж, на первом собрании комрота переизберут. Поставят другого командира. Где дисциплина?!

Впрочем, демократизация шла не долго. Позволили всем разойтись по домам, а те, что остались, уравняли всех в правах. Прекрасно, демократично, ведет к полному развалу дисциплины в армии.

Наши рекомендации