Правовое государство - понятие и основные признаки
Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует. Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством.
Основные признаки правового государства:
1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем.
2. Наличие Конституционного Суда
3. Верховенство закона и права.
4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений.
5. Взаимная ответственность государства и личности.
6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности.
7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов.
8. Правовая культура граждан.
7. Праворегулирует общественные отношения, т.е. взаимоотношения между людьми, поведение людей. Такое поведение выражается в юридически значимых действиях, совершаемых людьми. Право и мораль являются средством активного воздействия на поведение людей. Право определяется как система норм (и их реализация), установленных или признаваемых государством, и обеспечиваемых не только сознанием их необходимости, справедливости, но и силой государственного принуждения. Наиболее общие признаки права: формальная определенность; общеобязательность; обеспеченность также и принудительной силой государства. Учитывая особую роль права в регулировании общественных отношений, обычно выделяют специфические направления действия - функции права; регулятивную и охранительную. Регулятивная функция воздействует на общественные отношения. Охранительное воздействие права выражается. Охранительная функция направлена на охрану общественных отношений, а правоохранительная деятельность на охрану самого права.
8. Норма права - общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения. Признаки правовой нормы: -Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер; -Закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло; -Имеет определенную форму и содержание. -Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу ее действия; -Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством, закрепляются в официальных государственных актах; -Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением; -Носит общий характер, то есть отличается нормативностью; -Характеризуется неперсонифицированностью - адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей; -Имеет многократное применение - не прекращает своего действия после ее исполнения; -Имеет государственно-властный характер - положения нормы являются властным предписанием;
Классификация норм права
Классификациянорм права:
По виду регулируемых общественных отношений(по отраслям права):
а) конституционные;
б) гражданские;
в) уголовные;
г) и других отраслей права.
По роли норм в регулировании общественных отношений:
1. Типичные — содержат правило поведения (деятельности)
а) регулятивные — рассчитаны на правомерное поведение;
б) правоохранительные — рассчитаны на неправомерное поведение (деятельность);
2. Нетипичные — не содержат правила поведения, а обеспечивают действие типичных норм:
а) общезакрепительные — закрепляют определенное состояние общественных отношений;
б) нормы-принципы — закрепляют принципы поведения (деятельности);
в) нормы-определения — определяют политико-правовые понятия и обязывают применять их в юридической практике только в установленном значении;
г) коллизионные — определяют порядок выбора между нормами, противоречащими друг другу.
Структура нормы права Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»). Гипотеза (если…) — элемент юридической нормы, который указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению (юридические факты). Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов. Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).
Источники права считаются факторами, которые включают в себя появление и действие права. К таким факторам относятся деятельность государства, считающаяся правотворческой, волеизъявление в обществе социальных групп и то какие у общества материальные условия жизни. Источники права употребляются для познания самого права в целом. Законодательство есть форма выражения права, или, как принято говорить, — источник права. Оно играет важную роль в жизни общества. Источники гражданского права делятся на правовые акты и обычаи. Смотря на то, как придаётся нормативный, общеобязательный смысл одним или другим правовым предписаниям, выделяют: прецедент, правовой обычай, нормативно-правовой акт и так называемый договор нормативного содержания. В правоведении принято различать идеальные, материальные и юридические источники права.
12. Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Нормативный правовой акт-это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права. Признаки нормативных правовых актов: нормативный характер. это правовой акт. является результатом правотворчества. Общеобязательность. оформление в виде официального документа. определённый порядок группировки правовых норм.
Правовые акты управления многочисленны и разнообразны. Их особенности наиболее очевидны при классификации. Деление актов на виды возможно по различным основаниям. В научной литературе наиболее распространенной является классификация по следующим критериям: по юридическим свойствам; по органам, их издающим; по времени действия; по порядку издания; по кругу субъектов, на которые распространяется. Юридические свойства являются главным критерием классификации актов управления. Этот критерий дает возможность определить связь актов с нормами права и их место в механизме правового регулирования. По юридическим свойствам правовые акты управления делятся на нормативные (регламентарные) и индивидуальные (нерегламентарные). Важное значение имеет деление актов управления по органам, их издающим. Согласно действующему законодательству каждый тип органов государственного управления вправе издавать предписанные ему правовые акты управления. Акты постоянного действия не ограничены временными рамками, они действуют до их отмены. К ним относятся, в первую очередь, нормативные акты. Однако такими актами могут быть и индивидуальные, например, приказы о зачислении на должность, назначении пенсии, зачислении в число студентов. По порядку издания акты делятся на коллегиальные и единоличные.
14. Правоотношение— урегулированное нормами права волевое общественное отношение, выражающееся в конкретной связи между управомоченными и обязанными субъектами — носителями субъективных юридических прав, обязанностей, полномочий и ответственности — и обеспечиваемое государством. Правовые отношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках. Выделяются два вида предпосылок возникновения правоотношений: 1 Материальные (общие) 2. Юридические (специальные). Без названных предпосылок правоотношение не возможно. Виды правоотношений:
Виды правоотношений по функциям права: | ||||||
регулятивные | охранительные | |||||
— возникают из фактов правомерного поведения субъекта, т.е. такого, которое соответствует нормам права. Как правило, возможны при наличии норм права и юридического факта, а также могут возникать на основе договора между сторонами. | — возникают из фактов неправомерного поведения субъекта, т.е. такого, которое требует определённой реакции государства. Связаны с возникновением и осуществлением юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной но | |||||
Виды правоотношений по характеру обязанности: | ||||||
Активного типа | Пассивного типа | |||||
обязанность совершить определенные действия в пользу другой стороны. | обязанность воздержаться от нежелательных для другой стороны действий. | |||||
Виды правоотношений по степени определенности субъектов | ||||||
абсолютные | относительные | |||||
определена только одна сторона — носитель субъективного права, а все другие обязаны воздерживаться от нарушения его законных прав и интересов. | точно определены права и обязанности всех участников, как управомоченных, так и правообязанных. | |||||
Виды правоотношений по субординации в правовом регулировании | ||||||
материально-правовые | процессуально-правовые | |||||
— возникают на основе норм материального права: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и др. | — возникают на основе норм процессуального права и производны от норм материального права — административно-процессуальные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и др. | |||||
процессуально-регулятивные (процесс заключения договора); | процессуально-охранительные (уголовное производство) — типичные правоотношения по реализации юридической ответственности. | |||||
Сложные правоотношения могут быть смешанными: здесь объединяются правоотношения пассивного и активного типа, относительные и абсолютные.
Виды правоотношений по отраслям права: *конституционно-правовые (отношения гражданства); *административно-правовые (отношения по взиманию и уплате налога); *гражданско-правовые (отношения купли-продажи вещи или ценных бумаг); *трудовые (отношения по трудовому договору) и др.
Виды правоотношений по субъектам:*между субъектами федерации (в федеративном государстве); *между гражданами государства; *между гражданином и государством; *между юридическим лицом — субъектом частного права и государственным органом; *между государственными органами; *между органом государства и служебными лицами, в рамках которого они *обязаны выполнять распоряжения руководителя данного органа, и др. Виды правоотношений по количеству субъектов: *простые — не разделенные на составные части (как правило, между двумя субъектами); *сложные — включающие в себя систему самостоятельных правоотношений (как правило, между тремя и более субъектами). Виды правоотношений по распределению прав и обязанностей между субъектами:*односторонние — каждая из сторон имеет либо права, либо обязанности (договор дарения, договор займа); *двусторонние — каждая из сторон имеет как права, так и обязанности (договор купли-продажи). Виды правоотношений по волеизъявлению сторон: *договорные — изъявляется воля как управомоченной, так и обязанной сторон. Имеют место, главным образом, в сфере частного права; *управленческие — достаточно изъявления воли только управомоченной стороны. Имеют место, главным образом, в сфере публичного права. Виды правоотношений по сроку действия: кратковременные, долговременные